Переходы между текстом спектакля и интерактивом с залом в спектакле "Заводной апельсин" Театра Малыщицкого происходят бесшовным способом. Вот только Александр Худяков произносил реплики главного героя Алекса и через секунду уже говорит со зрителем от себя. Это не перестаёт удивлять, временами забавляет, иногда путает - грань между текстом спектакля и жизнью стирается. В этом и заключается, на мой взгляд, идея режиссёра Дмитрия Крестьянкина - показать, что события романа не то, чтобы вне времени и пространства, но вполне актуальны и сейчас для нас.
Начните набирать в Яндексе "банда подростков..." и поисковые алгоритмы вам сразу подскажут списком продолжение "...держит в страхе астраханский посёлок, ... в Новосибирске.... в Балашихе... убийц в Москве". Но, вы продолжайте набирать "таврический сад". Помните не очень давнишнюю историю произошедшую в центре Петербурга? Банда 15-летних (!) подростков вечером 24 августа 2018 года сначала избила пару парней угрожая их девушкам «розочкой», потом пару семейных пар, пожилую женщину, учителю математики выбили зубы и сломали челюсть (ну, точно фильм посмотрели!). Всего пострадало тогда 18 человек в Таврическом саду и ближайших улицах. Какая к чёртовой матери Англия 60-х?
2
Направлялся я на премьеру спектакля "Заводной апельсин" в Театр Малыщицкого хоть с предвкушением, но с опаской. Не всегда, но часто постановки предполагают знание материала и была уверенность, что эта одна из таких. Прочитать оригинал - роман Энтони Бёрджесса я не успел, а пересматривать фильм Кубрика не захотел. Я оценил кинематографический язык постановки, но в целом она вызывает у меня некое отвращение. Не страх, как балабановский "Груз 200", а некое неприятие. Пришлось буквально на ходу штудировать Вики с кратким пересказом. Но, вся суета была зря.
3
Постановка не только понятная линейная и близкая и к книге и к фильму, но, более того, до, после и во время спектакля зрителю в форме интерактива рассказываются про особенности языка надсат, происхождения названия Заводной апельсин, личные семейные события участников труппы и прочая.
4
Удивительное и восхитительное дело - чтобы вызвать ужас в сценах избиения и насилия у зрителя достаточно простой белой палочки, ограждения из детской кроватки. Крестьянкину, это каким-то магическим образом удалось. Вообще. центральный реквизит спектакля, помимо масок, это фрагмент кроватки - когда подросток в доме (во всех смыслах слова) он находится в ней. А когда идёт на дело, кроватка разбирается на прутья.
5-6
Спектакль при этом смотрится легко, действие не провисает, динамика сохраняется всё время. Напрасно перед спектаклем Александр предупреждал, что если кому-то действие не понравится, он может в интерактивных паузах выйти из зала и продолжать смотреть Кубрика по монитору где-то в холле. Действия в фильме и спектакля почти синхронные.
7
Сама сцена в КТМ не очень удобна и специфична. Это ставит перед постановщиками всегда вызов и Крестьянкин справился с ним уверенно - с одной стороны всё минималистично. Но очень эффектно и эффективно.
8
По постановочной и сценарной части максимальные 10 баллов. Этим спектаклем я открыл для себя Крестьянкина и хочется продолжить знакомство с ним и с "Плохим театром", который он создал;. Человек между прочим умудрился одновременно (!) учиться в строительном техникуме и колледже культуре (закончил оба, не бросил).
9
Про маски. дея с ними (это, скорее всего работа режиссёра) очень хороша - когда человек превращается в жертву, он надевает маску. Поэтому и Алекс во второй части находится в маски. Макси эффектные, красивые, страшные. Одна из них при избиении стала выпускать красные нити - то ли слёзы, то ли кровь. Художник Анастасия Котова - 10 баллов.
10
Этот спектакль, конечно бенефис Александра Худякова. Я был бы удивлён его талантом и игрой, если последним спектаклем который я посмотрел в КТМ был бы не Чёрное/белое. Который тоже бенефис этого актёра. Браво!
11-12
Андрей Жилин, впрочем, просил лайкать его инстаграм во вступлении к спектаклю тоже не зря - лайкайте -
@gilin_an. Как и Дарьи Змерзлой
@dashikaaaz с Владислава Мезенина
@vladislovemezenin. Александр Худяков -
@kkudiakov15. Это всё исполнители ролей банды. Максим Шишов и Анна Мадера играют другие роли. Труппе высшая оценка - 10 баллов.
13
К свету и звуку замечаний нет. Светопись хорошая, выше среднего. Звук предопределен романом - Людвиг ван и другая классика. Тоже поставлю за оба компонента максимальные 6 баллов.
14
В итоге по рейтингу Золотой апельсин постановка получает высшие оценки по всем компонентам и максимальные 10 долек в итоге. "ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН" Дмитрия Крестьянкина всем понятная не вызывающая неприятия, но одновременно впечатляющая блестящая постановка всем известного романа.
15