Продолжаем открывать Петербург с проектом бесплатных экскурсий в уникальные и обычно закрытые для свободного доступа места
"Открытый город". Под конец года мечты сбываются (обычно) и мне, наконец-то, удалось посмотреть интерьеры музея "Академии Штиглица". Здания, которое замечают буквально все, благодаря возвышающейся над домами большой шапке стеклянного купола центрального выставочного зала. Богатое декоративное убранство фасада, кованные парные фонари-торшеры с путти дают надежду и вселяют уверенность, что и интерьеры будут под стать.
Аванзал Музея прикладного искусства оформленный в стиле итальянского Возрождения. На сводах находятся яркие декоративные росписи, напоминающими убранство плафона виллы Мадама (Villa Madama), построенной в Риме по проекту Рафаэля в начале XVI века и оформленной его учениками.
Не единожды я писал, что данный журнал не является филиалом Википедии и поэтому описывать историю места, архитектурные особенности я большого смысла не вижу. Но, подготавливая данный материал я с удивлением обнаружил, что детальной, систематизированной информации крайне мало. Об истории ещё можно узнать, а детального плана и описания всех помещений нет ни на Вики, ни на сайте учреждения - Санкт-Петербургской Государственной Художественно-Промышленной Академии имени Штиглица.
И это первое про что я хотел сказать. Забегая несколько вперёд вспомним, что у Академии, точнее тогда Училища, был период (в 20-30 гг) когда его подчинили Эрмитажу. А у Эрмитажа ещё в нулевых годах (одними из первых в мире) на сайте была реализована возможность виртуальных экскурсий по многочисленным залам музея. Учитывая какие в Академии действительно богатые и интересные интерьеры, а так же тот факт, что доступны они для обзора не так легко, как эрмитажные, очень хотелось бы, чтобы государство нашло средства на создание полноценной виртуальной экскурсии.
Малая Итальянская галерея.
И пару слов про само место всё же. Купол и богатые фасады имеет не само здание Академии, а расположенного по соседству Музея. На месте складов соли и вина, получивших название Соляной городок, в 1879-1881 гг. были возведены по проекту архитекторов Александра Кракау и Роберта Гедике здание Центрального училище технического рисования имени барона Штиглица. Рядом с ним, через несколько лет, с 1885 по 1896 года возвели задание Музея. Архитектором его является Максимилиан Месмахер и это, бесспорно вершина его творчества в части общественных сооружений. Про интерьеры собственно училища поговорим чуть позже, а пока начнём осмотр именно с музейного комплекса.
Сразу оговоримся, что за годы блокады здание серьёзно пострадало. Был разрушен купол и из-за наступившего холода и сырости многие фрески не сохранились. Так же пострадали почти все витражи. На этом фото видно хорошо большое арочное окно - но первоначально здесь должен был быть витраж. Так же большое количество экспонатов покину стены этого Музея и переместилось в "Эрмитаж" в период с 1923 по 1945 годы, когда Училище было закрыто и Музей стал 1-м филиалом "Эрмитажа". После Войны же острый дефицит реставраторов послужил причиной открытия Училища заново. Позже часть экспонатов вернулось сюда из Эрмитажа, а так же другие музеи предоставили свои экспонаты.
Само же Центральное училище технического рисования было уникальным для своего времени учреждением - здесь учили прикладному искусству. По современному обще говоря дизайну и реставрации. Таких училищ было всего в России два - ещё в Москве Художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова ("Строгановка"), основанная в 1825 году. В отличие от Академии Художеств в Училище принимали лиц всех сословий.
Небольшой зал "Теремок" декоративный прием оформления был позаимствован у палат Теремного дворца в Москве. Это один из 32 залов и галерей Музея, но в настоящее время только 14 доступны для публики.
После Войны все эти своды были закрашены белой краской и восстановлен декор был только в 1985 году.
Заслугой Месмахера считается и использование майолики, как в экстерьерах, так и в интерьерах своих зданий.
В центре зала находятся образцы старинной русской мебели: стол в древнерусском стиле, выполненный по эскизам Г.Д. Поленовой (1890-е годы), два «монастырских кресла» конца XIX века, а также короб для бумаг XVII века из Архангельской губернии и светец (подставка для горящей лучины), тоже XVII века. Вдоль стен стоят традиционные лавки-скамьи.
Коллекция костюмов разных губерний Российской Империи выполнена с особой тщательностью. Воссозданы были даже элементы нижнего белья, так же использовались натуральные материалы - человеческие волосы, например.
Малые Исторические галереи.
Рафаэлевская галерея ведущая в Большой выставочный зал к музею не относится, равно как и сам этот зал.
Декор повторяет декор лоджий оформленных для Ватиканского дворца Рафаэлем по заказу папы Льва { в начале 16 века, поэтому эту галерею так же называют папской.
Центральный выставочный зал со стеклянным куполом самый большой в музее. Зал двухэтажный, напоминает двор итальянского палаццо эпохи Возрождения и предназначен для демонстрации студенческих и преподавательских работ. С 2002 года по периметру Большого зала размещается подаренная Эрмитажем гипсовая копия большого фриза Пергамского алтаря (180-160 годы до н.э.).
Плохо видно, но на верхней площадке лестницы находится памятник барону Штиглица. В советское время скульптура отсутствовала, вернули её на историческое место только летом 2011 года.
Вид на Большой зал со двора. Купол, кстати, двойной - между сводами находится достаточно много места и некоторое время там располагалась оранжерея.
Увы, дворовые фасады Музея и Училища находятся в не очень хорошем состоянии, особенно это печально видеть на контрасте с восстановленными залами. После создания виртуальных экскурсий очень хотелось бы, чтобы занялись и фасадами.
Современное состояние Коптской галереи наглядно показывает, как большинство залов выглядело после войны. Живопись была закрыта побелкой. Сейчас силами учащихся рисунок очищается. Второй этап это восстановление яркости.
Римская лестница.
Справа хорошо виден витраж - раньше во всех оконных проёмах были витражи. Рядом мозаика Чкалова.
От Римской лестницы идёт проход в соседнее здание, где располагается непосредственно Училище.
Главный вход в Академию.
Главная лестница основного здания Академии.Закладная доска свидетельствующая о строительстве Училища технического рисования в царствование Александра III на иждивении барона Александра Людвиговича Штиглица.
После Войны учебное заведение открыли вновь - появилось Ленинградское художественно-промышленное училище, а в 1953 году ему присвоили имя советского скульптура Мухиной. В 90-е годы по стране прокатилась волна изменений статусов вузов - институты становились академиями, академии - университетами. "Муха" не избежала этой волны и стала так же Академией. А имя Штиглица Академии вернули уже в 2006 году.
Если Музей богат на исторические декоративные предметы, то здесь полным-полно работ учащихся.
Собственно не все мастерские располагаются в красивых исторических интерьерах. В самом училище их изначально было немного. Это же училище, а не музей.
А вот главный вход в Музей парадный, как и весь музей. Экскурсия в этот раз получилась хоть и интересной, но явно неполноценной и скоротечной. И дело даже не в том, что неожиданно приехавшие телевизионщики (или киношники) оккупировали главный зал для съёмок детского хора и поэтому посмотреть его удалось только набегом. Не посещённым оказалось ещё многие залы - зал изразцовых Печей, Медичей, Венецианский, Форнезе и другие. Так же очень интересно было бы попасть в межкупольное пространство. Но, даже на пройдённом маршруте можно было провести гораздо больше времени - кроме интерьеров, здесь невероятное количество очень интересных экспонатов.
Благодарю "Открытый город" и
spbblog за приглашение на экскурсию.