Оригинал взят у
alex_leshy в
Вильфредо Парето и ключ 20 на 80 Поразительно, насколько часто законы и правила становятся чем-то вроде народной мудрости. Вот и известный принцип «лучшее - враг хорошего», согласно которому 20% приложенных усилий дают 80% достижимого результата, на самом деле является правилом, открытым итальянским инженером Вильфредо Парето, родившимся в Париже 15 июля 1848 года. Это была эпоха великих перемен и фундаментальных открытий. Прежний мир, существовавший веками по неизменным законам, уступал место новому, еще неизведанному, создаваемому на глазах. Консерваторы пытались с ним бороться, новаторы стремились его возглавить, а такие, как Парето попытались его изучить.
Маркиз, ставший инженером
История жизни этого человека похожа на богатый событиями приключенческий роман. Он родился в семье итальянского маркиза, бежавшего из Генуи в Париж из-за своих либерально-республиканских убеждений. Наполеон Бонапарт, став императором всех французов, произвел Парето-старшего в бароны. Спустя десять лет после рождения наследника, в 1858 году, семья Парето вернулась в Италию, где Вильфредо получил классическое гуманитарное и техническое образование. Впрочем, тогда эти понятия друг другу еще не противопоставлялись. Образованный инженер, в особенности архитектор и конструктор, должен был владеть, например, навыками черчения, в значительной степени основанными на принципах художественной перспективы. Для формирования четкости изложения лучшим средством считалось изучение латыни и древнегреческого.
Однако более всего будущий великий экономист любил математику, а в качестве своей жизненной стези видел путь инженера. В этой роли он и трудился 24 года с момента окончания Политехнической школы в Турине в 1869 году, делая карьеру инженера путей сообщения в железнодорожном ведомстве Италии, а потом в частной металлургической компании.
За это время в Европе отгремели франко-прусские войны и установилось относительное спокойствие. Научно-технический прогресс начал активно переворачивать, казалось бы, на века устоявшийся мир. В начале 1890-х годов Вильфредо Парето публикует свои исследования в области теории экономических процессов и математической экономики, что уже к 1893 году приводит его на должность профессора политической экономии Лозаннского университета в Швейцарии. Там он совмещал преподавание с исследованиями, результаты которых впоследствии легли в основу его трудов, в свою очередь, ставших фундаментальными элементами всех современных экономических концепций. В 1897 году увидел свет «Курс политической экономии», в 1906-м - «Учебник политической экономии», а в 1911-м в свет вышла основополагающая экономическая работа Парето - «Математическая экономика».
Судить о степени масштаба воздействия идей Парето на мир того времени можно хотя бы по тому, что последователем его экономической школы себя называл, к примеру, Бенито Муссолини, сделавший Парето сенатором Итальянского королевства, за что экономиста потом обвиняли в пособничестве фашизму. Хотя следует признать, что разработанная им теория элит и впрямь использовалась теоретиками фашистской идеологии.
Впрочем, сам Парето не увидел апофеоза «торжества элит». Последние год по окончании преподавательской деятельности Вильфредо Парето мирно прожил у себя на вилле в швейцарском Селиньи, где и был похоронен после своей кончины 20 августа 1923 года.
Лисы, львы и экономическое равновесие
Принципы, открытые Парето, сегодня используются в концепциях практических всех экономических школ мира, а также в самых разных областях науки и техники, в том числе в теории игры и теории управляющих систем. Выводы Парето применяются в математическом моделировании самых разных процессов, от оптимизации цепочек промышленного производства до анализа поведения покупателей в супермаркете, методики работы RISC-процессоров и даже моделировании общевойскового боя.
В своих работах Парето исходил из представления экономики как своего рода сложного механизма, устанавливающего равновесие между потребностями людей и ограниченными средствами их удовлетворения. Важное отличие его взглядов от других экономистов классической школы заключалось в переводе фокуса конечного смысла функционирования экономики с абстрактной всеобщей пользы для общества на утилитарный оптимум пользы для каждого конкретного отдельного человека. Экономика стремится к достижению равновесия между своими субъектами (как довольными, так и недовольными ее результатами) в текущих промышленных, сырьевых, финансовых и даже географических и климатических условиях. Это называется принципом оптимальности или «оптимумом по Парето». Благосостояние общества достигает максимума, а распределение ресурсов становится оптимальным, когда любое их изменение ухудшает благосостояние как минимум одного субъекта.
Из этой теоремы выведено множество важных следствий, сейчас ставших почти самостоятельными измерительными инструментами. Это и закон (принцип) Парето, еще известный как принцип 20/80 (20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий - лишь 20% результата), и кривая безразличия, отражающая множество комбинаций сочетания разных благ (точнее, факторов), по мнению потребителя, имеющих одинаковую полезность. Последнее оказалось чрезвычайно полезным механизмом оптимизации при выстраивании производственных техпроцессов - для понимания тех пределов, за которыми лучшее перестает быть действительно значимым.
Важным отличием подхода Парето к экономике является универсальность предложенного им механизма, включающего в себя не только хаос «невидимой руки рынка», но и все аспекты его монополизации, а также государственного вмешательства в экономику. С точки зрения механизма в целом все это являлось просто дополнительными факторами, влияющими на равновесие, определяемое степенью удовлетворенности запросов потребителей - по субъективному мнению самих потребителей. Это позволило не только понять сами принципы степени полезности (уровня значимости), но и ввести в оборот механизм ранжирования. Его применение, скажем, в медицине при сортировке массово поступающих пострадавших при катастрофах повысило уровень выживаемости людей по меньшей мере на 19-22%. Составление оптимума целевых функций и их оптимизация по Парето позволяет вырабатывать стратегии продвижения товаров как внутри одного рынка, так и на множестве разных рынков одновременно.
Так как общество состоит из людей, то, по мнению Парето, оно функционирует тоже по закону оптимального равновесия. Оно точно так же, по принципу 20/80, делится на элиту и прочих людей. В свою очередь, элита также подразделяется на правящую, то есть управляющую процессами в настоящее время, и не правящую, чей доступ к управлению обществом в данный момент ограничен. Это вылилось в теорию элит, в рамках которой обосновывалось существование «лисиц» и «львов». Лисицы характеризуются преимуществом комбинации, с помощью которой они стремятся в первую очередь адаптироваться к социальным изменениям, используя для управления манипулятивные приемы вроде обмана, подкупа и популизма. Краткосрочные интересы у них доминируют над долгосрочными, материальные - над идеальными, индивидуальные - над коллективными. Их противоположностью являются львы, убежденные в преимуществе постоянства. Они характеризуются склонностью к силовому решению проблем, стремлением к сохранению неизменного status quo, авторитарностью, агрессивностью, бескомпромиссностью, упорством. Противостояние этих двух крайностей является необходимым условием существования общества в его стремлении к оптимальному равновесию. Парето называл этот процесс «циркуляция элит».
Читатель с легкостью применит теорию Парето к современной мировой и внутрироссийской политике.
О разнице между теорией и практикой
Следует отметить, что, в отличие от множества прочих исследователей, Парето открыто признавал существование несоответствия между экономической теорией и ее воплощением на практике. Это несоответствие порождала разница в трактовке поведения потребителей и правящих элит при выработке управленческих решений. В теории оно постулировалось строго рациональным и разумным, но в реальности таковым не являлось. На поступки людей огромное влияние имеет фактор субъективности, в частности зависящий от степени информированности, от уровня образованности, от интеллектуальной развитости и даже от того, насколько оптимальное решение отличается от традиционного, привычного.
Это привело Парето к конфликту с теорией Маркса. По мнению итальянца, общество состоит в основном из хаоса предрассудков, мифов, верований, ложных и иррациональных представлений. Парето говорил, что марксизм «подкупает» этот хаос высокой степенью эмоциональности изложения своей модели экономики, в то время как на самом деле в любом обществе просто идет борьба различных элитных группировок. Все остальное - лишь попытка придать субъективным инстинктивным поступкам видимость рациональной обоснованности.
Сегодня, с высоты нынешних знаний и исторического опыта, многое из постулатов Парето кажется столь же наивным, как этажерка братьев Райт по сравнению с новейшими бомбардировщиками, однако следует признать, что сформулированные им ключевые элементы экономической теории не только не утратили актуальности по сей день, но и послужили мощным толчком к развитию знаний в самых разных, подчас очень далеких от экономики областях. Уже одно это позволяет считать Вильфредо Парето великим мыслителем, внесшим огромный вклад в наследие всего человечества.
Специально для
РУССКАЯ ПЛАНЕТА