На следующее утро мы поехали в Кутну Гору. Не последнюю роль в принятии этого решения играло то, что Кутна Гора и ее рудники упоминались у меня в дипломе, мне даже задавали про них вопрос на защите, помнится. Лично меня интересовали кутногорские рудники (ибо в руднике Раммельсберг в Госларе мне понравилось, да и в целом мне интересны всякие такие штуки). Между прочим кутногорские серебряные рудники в Средние века и раннее Новое время были одними из основных в Священной Римской империи, это вам не абы что. Ну как мне было не хотеть посмотреть на такое. Кроме того, многим из нас, да в общем-то в большей или меньшей мере всем, кроме Тани, хотелось посмотреть на Костницу, церковь, отделанную внутри человеческими костями и черепами.
Так и поехали мы в Кутну Гору (или Куттенберг, если хотите).
Рядом с вокзалом нас встретила такая вот милейшая реклама пражского музея коммунизма.
Вокзал в Праге довольно мощный, он состоит из двух частей - старого вокзала конца 19 века и нового вокзала, построенного, кажется, в советские годы. В одном из следующих постов еще будет фотография с общим видом вокзала.
На вокзале много всяких магазинчиков и кафе. Есть, к примеру, кафе "Франтишек Йозеф". На вокзале же мы как-то прикупили вкуснейшие чипсы со вкусом васаби.
Угадайте, почему я сфотографировала это табло. Подсказка: посмотрите, какой из поездов (единственный!) опаздывает. Привет Дойче Бану, в общем. На этом табло есть и еще один забавный, на мой взгляд, момент, но тут уж я подсказывать не буду. Ну разве что скажу, что это отчасти можно соотнести с предыдущей фотографией.
Внутри вокзал напоминает Франкфуртский, а также многие другие европейские вокзалы такого рода. Я почему-то очень люблю такого рода конструкции.
На вокзале есть свой тип люка, на котором изображено, собственно, старое здание вокзала.
Между Прагой и Кутной Горой курсируют электрички с вагонами довольно старой постойки. Интерьер вагона по ощущениям очень сильно напоминает поезда 30-х гг., не советские, конечно, а именно европейские. Помимо всего прочего рядом с нами ехала пожилая пара в весьма милой старомодной одежде, которые дополняли ощущение 30-х. То есть вот реально сидишь в вагоне и вокруг такой совершенно подходящий антураж. Таня тоже вписывалась в него в своем в платье, а вот остальные мы трое его малость нарушали. Но тем не менее.
Приехали мы, значит, на главный вокзал славного города Кутна Гора. А он стоит едва ли не в чистом поле. Во всяком случае никаких достопримечательностей рядом с ним нам найти не удалось. Оказалось, что до центра надо еще ехать на такой вот местной электричке, которая передвигается, как кажется, когда сидишь в ней, со скоростью 10 км/ч.
На вокзале я заглянула в комнатку железнодорожников, где и обнаружила такую прекрасную картину. К железнодорожной форме (хотя и не ко всякой) я испытываю ту же любовь и почтение, что и к железным дорогам в целом. Не случайно же я так люблю свою фотографию в красной немецкой железнодорожной фуражке. Просто форма железнодорожников правда часто красивая, на мой взгляд. А уж красные фуражки особенно, есть в них что-то прекрасно-старомодно-железнодорожное.
В Кутной Горе есть свой собственный тип канализационного люка (вообще, по-моему, это прекрасно, когда у каждого города свои, часто весьма любопытные, изображения на люках). В данном случае очень забавна пафосная надпись, мол, королевский город Кутна Гора, это вам не абы что.
В целом Кутна Гора - весьма приятный городок. Тут очень милые улочки с такими вот позитивными домами.
Есть тут и своя чумная колонна, как в крупных городах, типа Вены или Мюнхена. В общем, город всячески подчеркивает, что он не абы что. Ну а на самом деле все это понятно, учитывая, что в свое время кутногорские рудники играли столь большую роль, что, конечно, не могло не сказаться и на облике города. На данный момент в великом городе что-то около 20 тысяч жителей.
Есть здесь и свой готический собор, между прочим, аж второй по величине в Чехии после очень немаленького собора св. Вита (о нем мы еще поговорим в последнем посте про Прагу). Собор св. Варвары довольно оригинален, он не похож на обычно встречавшиеся мне типы готических соборов - либо устремленные вверх, либо летяще-воздушные, либо с двумя прямоугольными башнями, типа Собора Парижской Богоматери. Искусствоведы бы меня, пожалуй, сейчас закидали камнями за мою классификацию готических соборов. А на мой взгляд, это второе мое гениальное творение после периодизации Смуты на первом курсе. А сей собор похож на ежа (искусствоведы могут продолжать швырять в меня камни, ага), такой вот он весь ощетинившийся маленькими башенками.
Вот этот ракурс мне почему-то весьма нравится.
Такой приятный вид открывается от собора на город. На переднем плане виноградники, между прочим. А в овраге течет некая местная речка, которую точнее было бы назвать ручьем из-за ее масштабности и величия. Ее название мне вспомнить не удалось, а искать в интернете столь великую реку мне лень.
Здание, высовывающееся на правом краю фотографии, - это иезуитский колледж. Рядом с ним стоит ряд скульптур великих иезуитов. Большинство из них оказались нам незнакомы...
...одним из немногих знакомых нам героев оказался Игнатий Лойола, которого мы с Галей непочтительно звали Игнашкой.
Итак, Галя и Игнашка. Галя явно очень почтительна к сему деятелю.
На мой взгляд, совершенно прекрасно чешское название продуктов - потравины. Сложно спокойно проходить мимо множества магазинов с такими надписями.
Такое вот милейшее ателье. Если соотнести его с потравинами, можно понять, что в Кутной Горе живут суровые люди. Все-таки тут были рудники, как-никак, это многое объясняет.
А вот вывеска некого ресторана, весьма приятная. И опять же не без шпаг, заметьте.
В Кутной Горе прекрасные гидранты. Надеюсь, читателей моего жж (многочисленных!) еще не окончательно задолбали люки и гидранты, гидранты и люки. Если не совсем, то вот вам пара типов замечательных кутногорских гидрантов. Если же совсем задолбали, то обратно вам все-таки придется на нихсмотреть. У меня все очень демократично.
Этот так вообще очень смешной, на мой взгляд. Да-да, смешной гидрант, именно так. Как говорила Галя (про себя, кстати), наверное, странно иметь какие-то особенные предпочтения, когда речь идет о гидрантах. Но тем не менее.
Как я уже говорила, опытным путем я установила, что июнь - время цветения маков. В Кутной Горе вот они тоже цвели. К макам я отношусь хорошо, еще и потому, что это один из немногих цветов, которые я могу без запинки индентифицировать.
Кутногорские газоны очень пушисты, так что на них так и хочется полежать. Вот Таня и Галя и лежат.
Ну а я так и на брусчатке готова посидеть перед мини-рынком китайских товаров. Я не просто так сижу - читаю. Вообще на брусчатке мы почему-то в эту поездку очень много сиживали.
В Кутной Горе нам встретились прекрасные таблички, которые надо вешать на стену всем слишком горячим любителям кошек. Я потом долго троллила Таню этими табличками. Но таблички и правда уж очень хороши.
А такую табличку, я считаю, скоро придется вешать на дверь Тане и Денису, чтобы предупреждать посетителей о наличии за этой дверью маленького котика)
А в одном из магазинов как раз такой таблички не хватало, ибо по всему магазину (а магазин, заметьте, керамики) разгуливала такая кошень и терлась о посетителей, о меня, например. Как она там еще весь товар не переколотила, остается для меня загадкой.
Ходили мы, ходили и наткнулись на музей горного дела. Оказалось, что там можно спускаться в средневековую шахту. Я, естественно, сразу захотела туда. Галя тоже. Таня и Денис оказались не столь большими фанатами шахт, поэтому, пока мы пошли в шахту, они пошли обедать (а еще считается, что это мы с Галей приземленные). Перед спуском в шахту нам вручили одежду горняков. Такие вот мы средневековые шахтеры в пластиковых касках. Не сомневайтесь, они так и ходили. А вы что, думали, что такие каски, это изобретение 20 века?
При этом и каска, и халат оказались в шахте весьма полезны.
Я так особенно бодрый горняк, даже с фонарем. И в часах при этом)
И пошли мы к спуску в шахту, он находится вот в таком конусообразном строении. В своих прекрасных нарядах мы проходили по улице, наверное, это забавно выглядело. Наша экскурсовод посоветовала нам ни в коем случае не реагировать на просьбы прохожих сфоткаться.
Шахта оказалась очень внушительной. Водили нам там довольно долго, что уже здорово, я думала, что все будет короче. Проходы везде довольно узкие, а кое-где нужно чуть ли не боком протискиваться. Высота в самых низких местах - метра полтора, так что каска пригодилась, так как лично я не раз билась там головой об потолок. Вообще хождение по этим коридорам с фонарями впечатляет. Сложно представить, как там можно было работать изо дня в день. А без фонарей так там вообще было бы уныло, мягко говоря.
Вот такой проход, к примеру. Тут он по крайней мере довольно высок.
А еще наша экскурсовод устроила прекрасную демонстрацию того, при каком ярком освещении тут работали средневековые шахтеры. Всем нам было предложено выключить фонари, что и было исполнено. Так что зажженный фонарь остался только у экскурсовода. Его она прикрыла ладонью, так что свет едва пробивался. Вот при таком освещении и работали средневековые шахтеры, - сказала она. Но не стоит забывать, что их фонари и свечи могли в любой момент потухнуть, и тогда они оказывались в абсолютной темноте, коя и была нам также продемонстрирована.
И ведь жителям Кутной Горы особо негде больше было работать тогда. Работа в шахте, при слабом освещении, примитивных орудиях и постоянном риске остаться в этой же шахте навсегда, вряд ли была чрезмерно приятна. А вы говорите, почему в Кутной Горе все такие суровые. И ведь никакой схемы этих шахт, пожалуй, не было, проходы копались довольно хаотично. Так что если горняк там заблудился, потух фонарь или еще что случилось, то все обычно заканчивалось не слишком хорошо. Да и в целом работа унылая, пожалуй. Так что мы с Галей решили не ходить работать средневековыми шахтерами.
Когда мы вышли из шахты, нам еще показали всякие приспособления, при помощи которых добытое серебро обрабатывалось, расплавлялось и ковалось.
Встретиться с Таней и Денисом мы должны были у памятника "человеку с протянутой рукой". У меня на карте был найден только памятник Масарику, мы с Галей решили, что он-то и имеется в виду, хотя и неясно, почему это он с протянутой рукой. Оказалось, что памятник какому-то другому чуваку, некому чешскому поэту вроде бы. Там мы и нашли Таню и Дениса. Ну а напротив его стоял тот самый памятник Масарику и в общем-то тоже с протянутой рукой. Это первый, но никак не последний памятник Масарику, который вам здесь встретится.
После этого мы пошли в сторону Костницы. Шли мы туда около часа, ибо Костница находится уже не в самой Кутной Горе, а в ее пригороде. По пути нам встрелась такая вот странная конструкция.
Наконец, мы дошли до Костницы. Уже рядом с ней нас встретил милейший череп с костями, выложенный из камней.
А сама Костница закрылась за пару минут до нашего прихода. Но нам разрешили на минуту забежать туда, так что даже Таня, не успев опомниться, оказалась внутри. Тамошний интерьер действительно впечатляет. Там все сделано из костей или отделано ими. Очень...эээ...необычная отделка.
Весь этот оригинальный интерьер был создан в конце 19 века, раньше такую красоту, вероятно, не оценили бы. Тогда территория принадлежала князьям Шварценбергам, так что в Костнице был выложен их герб, естественно, тоже из костей.
Через минуту нас из Костницы выгнали, и мы направились к главному вокзалу, до которого отсюда идти оказалось недалеко. И поехали мы в Прагу.
В Праге, когда мы туда приехали, как ни странно, был уже вечер. Улицы освещались вот эдак предзакатно. Почему-то мне нравится тут вот этот вид брусчатки с трамвайными рельсами.
На стенах в Праге иногда встречаются такие вот большие картины, прямо как в Брюсселе. Хотя те, что попадались мне в Брюсселе, понравились мне больше. А в целом идея так раскрашивать стены мне весьма симпатична.
Вскоре после этого мы зашли в ресторан "Бурмистрово что-там". Там половина блюд называлась "бурмисторово то-то" или "бурмистово сё-то". Вот как раз бурмистрово сё-то я и взяла, вот оно на фотографии. Это просто мясо с кнедликами, как видите, несмотря на громкое название. Горячим фанатом кнедликов я так и не стала. Впервые я их пробовала когда-то в Германии и они мне совсем не понравились. В Праге оказалось, что кнедлики бывают 2 видов - хлебные и картофельные. Первые неплохи (хотя повторюсь, и от них я все ж не фанатею), вторые же кажутся мне совершенно невкусными и даже довольно противными. Так что это, пожалуй, единственное, что мне не понравилось в чешской кухне, в целом же она весьма под меня заточена.
Денис восхищается размерам порции Таниного салатика. А порция и правда хороша, согласитесь, на одного-то человека. Вообще в целом в Чехии порции часто не слишком маленькие.
А на окнах в этом заведении стояли такие вот прекрасные горшки-брамборы, в которых хранился лук.
На этом все, далее будет пост про замок Карлштейн.