Есть здесь сговор законодателей и коммерческих структур занимающихся авиаперевозками?
Давайте разбираться!
При авиаперевозках пассажиры нередко сталкиваются с потерей, повреждением своего багажа.
Разберем внутренние перевозки.
Сначала вроде все написано красиво в законе...
Согласно российскому законодательству в соответствии со ст.ст. 118 и 119 Воздушного кодекса Российской Федерации, перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза после принятия их к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю или до передачи их согласно установленным правилам другому гражданину или юридическому лицу в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять.
Кроме того, перевозчик несет ответственность за сохранность находящихся при пассажире вещей, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) этих вещей произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо умысла пассажира.
Также перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза, если не докажет, что они не явились результатом совершенных умышленно действий (бездействия) перевозчика или произошли не во время воздушной перевозки.
В соответствии с Общими правилами воздушных перевозок (утв. Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. №82), если перевозчик не выдал пассажиру зарегистрированный багаж в аэропорту, до которого должен быть доставлен багаж согласно договору воздушной перевозки, то по письменному заявлению пассажира, оформленному на основании перевозочного документа, перевозчик обеспечивает необходимые меры к розыску зарегистрированного багажа. Перевозчик обеспечивает розыск багажа немедленно по предъявлении пассажиром заявления о неполучении багажа.
Если зарегистрированный багаж найден, то перевозчик обеспечивает уведомление владельца зарегистрированного багажа и его доставку в аэропорт (пункт), указанный пассажиром, и по просьбе пассажира по указанному им адресу без взимания дополнительной платы.
Если зарегистрированный багаж не найден в течение 21 дня со дня предъявления заявления о неполучении багажа, пассажир вправе требовать возмещения вреда, причиненного утратой зарегистрированного багажа.
А теперь ВНИМАНИЕ!!!
Размер суммы, подлежащей возмещению, зависит от того, была ли объявлена пассажиром ценность багажа или нет.
Согласно ст.119 Воздушного кодекса РФ за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, перевозчик несет ответственность в следующих размерах:
- при перевозке с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности;
- при перевозке без объявления ценности, - в размере не более 600руб. за килограмм веса багажа или груза;
- за утрату, недостачу или повреждение вещей, находящихся при пассажире, в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления - в размере не более чем одиннадцать тысяч рублей. Стоимость багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.
За утрату или повреждение (порчу) специальных средств для передвижения (в том числе кресел-колясок), принадлежащих пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, перевозчик несет ответственность в размере стоимости этих средств.
За утрату/повреждение ручной клади при внутренних перевозках авиакомпания-перевозчик несет ответственность в размере, не превышающем 11 000 рублей.
В случае, если воздушная перевозка относится к международным, то в при определении границ ответственности авиакомпании за утерю багажа применяются нормы международного права.
Помимо стоимости утраченного, поврежденного багажа, пассажир вправе требовать от перевозчика возмещения морального вреда.
На видео продемонстрировано типичное обращение с багажом пассажиров при разгрузке.
Согласно правилу перевозки багажа предусмотренному Аэрофлотом
при перевозке Эконом, пассажир бесплатно может перевезти максимум 23 кг, что в случае потери багажа, гарантирует ему согласно ст. 119 ВЗК РФ 23кг*600 рублей=13800 рублей. При сегодняшнем курсе, это примерно 200 долларов США. И это речь идет о чемодане с вещами весом в 23 килограмма.
Законодатель наверное предполагает, что пассажир с собой возит исключительно 23 кг застиранного секондхенда. В этой сумме выплаты находится еще и стоимость самого чемодана. Вес которого в среднем 3-4 кг.
Как видим, в случае порчи чемодана, можно получить компенсацию максимум на 2400 рублей из расчета, что он весит 4 кг. Всё остальное наглухо прикрыто законом, так что обладателям более дорогих чемоданов можно только посочувствовать.
Вот типичный расчет суда из реальной судебной практики:
Вы скажете как же, есть в Законе оговорка про багаж с объявленной стоимостью. Кто-нибудь пользовался в реале этой опцией? Я нет, так как предполагал, что в случае повреждения моих вещей мне возместят их стоимость согласно
ст. 1064 ГК РФ. Но я заблуждался! :)
Я постарался найти в правилах эту опцию.
Согласно
п.126 ФАП-82 пассажир имеет право объявить ценность своего зарегистрированного багажа, при этом ценность зарегистрированного багажа объявляется для каждого места багажа в отдельности.
В данном случае существует особая проблема, связанная с тем, что в большинстве случаев представители перевозчика, занимающиеся регистрацией багажа, не обладают специальными познаниями в отношении определения, соответствует ли заявленная пассажиром ценность багажа его реальной ценности. При этом, в соответствии с положениями ст.119 ВЗК РФ за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности. Принимая во внимание фактическую невозможность для перевозчика в некоторых случаях проконтролировать сохранность и упредить повреждение (порчу) багажа, а особенно вещей, находящихся при пассажире, а также возникающие в связи с этим риски выплаты возмещения в размере объявленной ценности, которая заведомо может превышать реальную стоимость, понятно желание перевозчиков не допустить возможность злоупотребления пассажиром таким правом.
В частности, одним из способов избежать такого злоупотребления является предоставляемое указанным п.126 ФАП-82 право перевозчика на самостоятельное установление размера платы, взимаемой за перевозку багажа с объявленной ценностью.
Используя свое право, перевозчик может установить заведомо неприемлемый для пассажира размер платы за перевозку багажа с объявленной ценностью. поскольку ФАП-82 не ограничивают перевозчика и не устанавливают предельного размера такой платы, перевозчик вправе установить ее размер, в несколько раз превышающий размер объявленной ценности багажа.
При объявлении пассажиром ценности сдаваемого к перевозке багажа перевозчик имеет право потребовать от пассажира предъявления к осмотру содержимого багажа и при явном несоответствии суммы объявленной ценности и содержимого багажа, установить действительную его стоимость, или отказать в приеме багажа к перевозке с объявленной ценностью.
Пассажир имеет право объявить ценность своего зарегистрированного багажа, как в пункте отправления, так и в промежуточном пункте посадки. Кроме того, пассажир может изменить размер ранее объявленной ценности зарегистрированного багажа. Размер объявленной ценности не должен превышать суммы, установленной Правилами перевозчика, если сумма оценки багажа превышает данную сумму, то пассажир обязан предоставить первичные документы (чеки, копии чеков и т.д.) на оцениваемый багаж.
Перевозчик оставляет копию предоставленных документов в аэропорту отправления и разрешает перевозку багажа, если пассажир выполняет все условия оценки багажа.
В правилах воздушных перевозок ПАО Аэрофлот (представленных ниже) я не нашел детального описания как выглядит процедура сдачи багажа с объявленной стоимостью...
www.aeroflot.ru
Договор перевозки пассажиров | Аэрофлот
Договор перевозки пассажиров авиакомпании "Аэрофлот"
www.aeroflot.ru
А вот как эта процедура описана у некоторых других перевозчиков:
NordStar
Как видим, все они ограничивают стоимость объявленной ценности багажа в 20000 рублей и просят дополнительную оплату за эту опцию.
Подводя итог, можно сделать вывод, что за свой чемодан с вещами на внутренних авиаперевозках, в случае утраты или порчи, нереально получить адекватную стоимость ущерба. Почему законодатель не торопится навести порядок в этой области и не заставляет авиаперевозчиков выплачивать реальный ущерб? Почему они лишают меня возможности в приобретении дорогих новых вещей при пользовании их услугами? Я элементарно не могу сдать их в багаж без опасения, что их там выкрадут и мне в качестве подачки подкинут гроши компенсации. И это всё при условии, что они нас «стригут» в аэропортах и самолетах по полной программе. Нельзя пронести в здание аэропорта свою воду и тд. Они обязывают приобретать всё там, прикрываясь якобы заботой о нашей безопасности. Я в этой заботе вижу только исключительно жажду наживы! И никогда не поверю, что законодатели не участвуют в этой схеме!
В сухом остатке получаем компенсации:
- на внутренних перелётах за испорченный или пропавший багаж компенсация составит 600 рублей за кг.
- на международных перелётах, компенсация составит 20 долларов США за килограмм веса, но не более 1131 СПЗ (пункт 2 статьи 22 Монреальской конвенции).
Закон РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» в данной истории работает только в части ст. 15 - моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В силу пункта 6 статьи 13 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей», пункта 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
На большее расчитывать не приходится!
Кстати,
<Информация> Росавиации "Пересмотр пределов ответственности согласно Монреальской конвенции 1999 года" ИКАО распространила уведомление о пересмотре пределов ответственности, устанавливаемых согласно документу международного воздушного права "Конвенция для унификации некоторых правил международных перевозок" (Монреальская конвенция 1999 года), за вред, причиненный в связи с перевозкой пассажиров, багажа и груза.
Монреальская конвенция устанавливает скользящую шкалу пределов ответственности за вред, причиненный в связи с перевозкой пассажиров, багажа и груза, посредством которой учитывается относительное значение валют в мировых торговых и финансовых системах в увязке с совокупными темпами инфляции. Указанные пределы ответственности выражаются в единицах СПЗ - специальные права заимствования, которые являются расчетной денежной единицей, используемой Международным валютным фондом.
Согласно настоящей информации с 28 декабря 2019 года пределы ответственности увеличатся: за смерть/увечье пассажира - со 113100 до 128821, задержку пассажира - с 4694 до 5346, задержку багажа - с 1131 до 1288, задержку груза - с 19 до 22.
Конвенцией предусматривается пересмотр пределов ответственности каждые пять лет.
Наши законодатели таких сроков не предусматривают...
Да прибудет с вами сила!