Олимпийское наследие Сочи 2014

Jun 30, 2019 20:27





Олимпийские игры в Сочи 2014 года, стали одним из самых масштабных проектов в истории современной России и превратили город Сочи в круглогодичный курорт мирового уровня. Благодаря Играм в городе появились современная инфраструктура и грандиозная спортивная база. Сегодня о Сочи знает весь мир. Город стал более комфортным для жителей, привлекательным для туристов и инвесторов, как российских, так и иностранных. Все спортивные соревновательные и не соревновательные олимпийские объекты, построенные в Сочи, исключительны по качеству, новизне, компактности расположения и инфраструктурной интеграции.

Все олимпийские объекты по месту расположения стоит разделить на входящие в состав Прибрежного и Горного кластеров. Власти Сочи выделили также и Городской кластер, где центральное место в подготовке Сочи к проведению Игр заняла модернизация транспортной инфраструктуры. Отстраивались новые коттеджные поселки для жителей вынужденных переселиться из домов в районе строительства, проводилась модернизация - водоснабжения, канализации и электропитания. Демонтированы старые и запущены новые очистные сооружения. Окрасилась городская набережная, и расширился морской порт.

Расширилось здание городской больницы, успешно функционирует новый хирургический комплекс.

Расстояние между Прибрежным и Горным кластером - всего 48 километров, добраться от одного объекта до другого можно будет по новой железной дороге всего за 30 минут.



К Олимпиаде-2014 года в Сочи были возведены 235 объектов, из которых всего 11 - новые спортивные сооружения олимпийского уровня, возводимые буквально с нуля, остальные - объекты инфраструктуры, в частности 100 гостиниц и отелей, 5 ТЭС, строительство которых было направлено на развитие города, как климатического, морского и горнолыжного курорта.

Судьба олимпийских объектов после закрытия XXII Зимних игр неоднократно обсуждалась и на коллегиях правительства РФ. Глава кабинета министров Дмитрий Медведев отметил, что построенная в Сочи инфраструктура должна служить «интересам всех жителей России». А международный олимпийский университет в Сочи должен стать ведущим научно-образовательным центром в сфере спорта. Медведев подписал распоряжение об учреждении Всероссийского детского спортивно-оздоровительного центра, который будет создан на базе двух олимпийских объектов: тренировочной ледовой арены для хоккея и малой арены для хоккея с шайбой. Международный олимпийский университет в Сочи должен стать ведущим научно-образовательным центром в сфере спорта.

Дальнейшее эффективное использование олимпийских объектов и созданной инфраструктуры является сверхсложной задачей, подразумевающей реализацию огромного числа новых проектов, к проведению которых предъявляются высокие требования.

Сегодня, когда во всем мире поддерживается идея наследия, довольно часто звучит критика по поводу неэффективного использования Олимпийских парков после Игр. Проблема состоит в том, что принимающих Игры городов становится все больше, а международных мероприятий, которые могут служить поводом для использования этих огромных арен, не так уж и много. Стадия использования олимпийского культурного наследия, на которой находится город Сочи в настоящее время, характеризуется несколькими феноменами. С одной стороны, данная программа сильнее, чем когда бы то ни было, согласуется с местной и федеральной политикой в области культуры и спорта, использование объектов наследия в постолимпийский период позволяет не только расширить спортивную аудиторию, но и привлечь зрителей, предпочитающих культурные мероприятия. Программа использования объектов наследия способствует творческому развитию города и непосредственно связана с социальными планами укрепления местного и национального самосознания, а также с более широкими экономическими планами, например содействует росту туризма. С другой стороны, из-за определенной специфики строительства, появились проблемы с дальнейшим использованием некоторых объектов этой инфраструктуры.

Береговая линия Олимпийского парка в Сочи уходит под воду. Там, где несколько лет назад купались и загорали туристы, фотографируясь на фоне олимпийских объектов, сегодня кучи огромных камней и проваленная набережная. Причиной тому стали грубые ошибки при масштабной стройке в Имеретинской низменности, в результате которой изменилась местная экосистема. Изменения береговой линии уже произошли, и с каждым годом вода все ближе подбирается к постройкам.

Имеретинская низменность возникла по геологическим меркам совсем недавно - около 7,5 тысячи лет тому назад. Весь берег этой долины, занимающей площадь около 1300 га, был украшен сплошным широким пляжем, усыпанным галькой и черным песком. В некоторых местах его ширина доходила до 100 метров. Но сейчас пляжное покрытие ушло резко вниз, в некоторых местах - до метра. Раньше берег прирастал со скоростью 0,10 метра в год (один метр за 10 лет). А сейчас, наоборот, отступает со средней скоростью один метр в год. Местами скорость достигает 15-20 метров.

В течение веков природа удерживала здесь равновесие: море и его шторма накрывали долину, вымывая гальку и песок, но горная река Мзымта выносила в Черное море тысячи тонн песка и мелких камней - "аллювиальные отложения". Юго-восточное течение разносило эти песок и гальку вдоль побережья, формируя пляж. Ежегодный объем выносимых рекой отложений - около 30 тысяч кубометров в год (300 ж/д вагонов, или 2500 "КамАЗов"). Вся эта масса распределялась вдоль берега со скоростью 100 метров в год, словно каменная река. А примерно треть этого гигантского объема уходила на то, чтобы сделать морское дно на этом участке менее обрывистым (там многочисленные подводные каньоны глубиной до тысячи метров). Около 10 тысяч кубометров отсыпалось в глубину, делая обрыв более пологим, а берег более стабильным.

Но после поспешного строительства Олимпийского кластера все изменилось. Весь процесс вдольберегового потока наносов остановил Имеретинский морской порт - он перегородил собой движение каменного потока. Если в начале своего строительства порт был окружен водой, то сейчас там можно гулять пешком. Теперь без подпитки на склонах этих каньонов начинаются оползни.

В фильме "Трагическая гибель олимпийского пляжа", созданном сочинским исследователем Владимиром Потаповым на основе данных академика РАЕН Владимира Пешкова и океанолога Елены Дзагании, приведены фото и видео доказательства того, что берег Имеретинской низменности деградирует пугающими темпами.

Еще в 2014 году ширина участка пляжа напротив Олимпийской деревни составляла около 30 метров, а длина - 300 метров. В 2016 году это место накрыло водой. Теперь на оставшемся кусочке пляжа только огромные валуны, которые должны защищать дамбу от сильных волн.

Но вода вымывает из под валунов гальку - они ушли вниз более чем на два метра, и уже обнажились бетонные плиты. Пока у берегозащиты есть деньги на отсыпку береговой линии, угроза для Олимпийского парка относительная. Но если вдруг средств на это по какой-то причине хватать не будет, то Олимпийская деревня вскоре окажется под водой.

Фотографии со спутников разных лет доказывают, что береговая линия сейчас сокращается вокруг всех прибрежных олимпийских объектов. Остался только один целый кусок берега напротив стадиона "Фишт", но и он, по прогнозам, исчезнет в 2019 году.

Далее ситуация будет развиваться по катастрофическому сценарию: расходы на берегозащиту будут расти, а аварийные ситуации - только накапливаться.

Свою лепту в разрушение берега вносит и дамба, построенная госкорпорацией "Олимпстрой", которая управляла олимпийской стройкой, но была ликвидирована в середине 2014 года. Как сообщил доктор географических наук, академик РАЕН Владимир Пешков, на пляже вообще нельзя было ничего строить, так как галька гасила энергию волны, а гладкие бетонные плиты, наоборот, усиливают и придают мощи обратному потоку, который и вымывает гальку.

В своем заключении на проект строительства дамбы академик подробно, на 35 страницах, описал, почему ее категорически нельзя строить. "Из-за спешки, из-за ошибок исполнителей весь этот район, его экономика и будущее находятся под угрозой. Нужно срочно восстановить природное равновесие, восстановить вдольбереговой поток наносов, - заключает автор фильма. - Есть разные варианты решения проблемы - не только снос порта. Можно перемешать необходимое количество гальки при помощи специальных судов".

Сочинская Олимпиада стала самой дорогой в истории. По последним оценкам, капитальные затраты на Игры-2014 составили $51 млрд, еще в $4,2 млрд обошлись операционные расходы. Общая сумма затрат почти на 350% превысила первоначальную проектную смету.

История знает немало примеров, когда олимпийские объекты приходили в упадок или стали использоваться не по назначению. Олимпийская деревня в американском Лейк-Плэсиде превратилась в тюрьму, территорию стадиона дружбы и мира в Афинах отдали цыганам, а в Лиллехаммере после Игр-1994 обанкротились 40% отелей.

Сейчас горнолыжные курорты Сочи, где некогда проходили олимпийские соревнования, - частный бизнес. Как рассказывают общественники, за «Розой Хутор» стоит олигарх Владимир Потанин, лыжными комплексами «Лаура» и «Альпика» руководит «Газпром», «Горки Город» связывают с семьей бывшего губернатора Краснодарского края Александра Ткачева. Предприниматели умеют считать деньги, поэтому горный кластер развивается, фиксируют представители турбизнеса.

Загрузка спортивных объектов с каждым годом растет. Временами образуются очереди на основные канатные дороги. Работают практически все объекты горного кластера, которые были построены к Олимпиаде. Из спортивных сооружений не функционирует только трасса «Хафпайпа».

Краснополянские курорты в народе называют «русским Куршевелем». Отдых здесь не дешевый. С учетом авиаперелета из Москвы, проживания, скипасов, аренды снаряжения и суточных уик-энд в горном кластере обойдется в 30-40 тысяч рублей.

В прибрежном кластере Игр-2014, расположенном в Имеретинской низменности, дела обстоят несколько иначе. Олимпийский парк в основном пустует. Наплыв посетителей ощущается только во время крупных соревнований и других мероприятий. Так, 14-15 февраля 2019 года  здесь проходил Российский инвестиционный форум, собравший ведущих российских политиков, которые в том числе слушали доклад премьер-министра Дмитрия Медведева об экономическом росте.

В эти же дни в Сочи находились Владимир Путин и президент Белоруссии Александр Лукашенко. Лидеры двух стран в перерывах между переговорами покатались на лыжах в «Розе Хутор», а потом сыграли в хоккей на арене «Шайба», обыграв со счетом 16:1 команду «Медведи».

Олимпийские объекты прибрежного кластера находятся на балансе государства, и не все из них смогли сохранить свой профиль. Например, арену для керлинга «Ледяной куб» из-за недостаточного интереса к этому виду спорта решили перепрофилировать под самбо и дзюдо. Так решил Путин после встречи с главой Федерации керлинга России Дмитрием Свищевым.

Другие олимпийские объекты стараются задействовать по прямому назначению.

В частности, на стадионе «Фишт» проводят футбольные матчи общероссийского значения, в 2018 году здесь проходили игры мундиаля.



Вместимость этого значимого сооружения - 40 тысяч человек. Именно здесь прошли церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр, главной особенностью здания стала полупрозрачная кровля, которая придала ему образ снежной вершины, в честь которой стадион и получил свое название. Фишт - на адыгейском языке означает «Белая голова» или «Седоглавый», эта вершина, хорошо заметная всем зрителям стадиона, поднимается на высоту 2857 метров над уровнем моря и является одной из самых популярных в России. Сверкающая снежная шапка послужила и прообразом оригинальной архитектурной концепции центрального олимпийского стадиона. С трибун можно любоваться Чёрным морем и панорамой Кавказских гор.

Ледовый дворец «Айсберг» - домашняя арена ХК «Сочи».



На его арене проходят крупные хоккейные турниры, такие как Матч звезд КХЛ, ежегодный Всероссийский фестиваль по хоккею среди любительских команд «Ночная лига», Кубок Первого канала и многие другие. На регулярной основе проводятся тренировки спортсменов по хоккею и фигурному катанию, организуются концерты звезд эстрады, цирковые шоу. Также во дворце могут проводиться спортивные мероприятия различной направленности: бальные танцы, волейбол, бокс и др.

На базе конькобежного центра «Адлер-Арена»,



находящегося в собственности НАО «Центр Омега», создан многофункциональный центр, позволяющий проводить мероприятия различного уровня и формата, в том числе конференции, заседания, форумы, выставки, деловые и официальные встречи.

На базе малой ледовой арены «Шайба»



и тренировочной ледовой арены для хоккея (ФГБУ «Центр спортивной подготовки в городе Сочи») на постоянной основе действует Всероссийский детский спортивно-оздоровительный центр, в котором организованы спортивно-оздоровительные смены, в которые входят юные спортсмены из всех субъектов РФ. Здесь проводятся тренировки по хоккею и фигурному катанию образовательного центра для одаренных детей «Сириус». Арена также используется для организации хоккейных фестивалей, цирковых шоу и концертов.

Главный медиацентр, являющийся самой крупной конгрессно-выставочной площадкой в Краснодарском крае, принял ряд серьезных мероприятий, в их числе Международный инвестиционный форум «Сочи 2014», «Сочи 2015», Всемирная олимпиада роботов, чемпионат мира по шахматам, Первая и Вторая Всероссийские недели охраны труда, Международная конвенция «Спорт Аккорд», ряд крупнейших конференций и симпозиумов.

В остальное время объекты используют для развития детско-юношеского спорта.

Подготовка к Олимпиаде непосредственно самого города Сочи включала в себя строительство автодорожного моста через реку Сочи в районе Краснодарского кольца, обустройство автомобильной транспортной развязки «Адлерское кольцо», капитальный ремонт некоторых нуждавшихся в реконструкции жилых зданий, поликлиники и больницы, строительство двухуровневых транспортных развязок на восьми наиболее загруженных сочинских перекрестках.

Как видим, в Городском кластере особое внимание было уделено строительству именно дорог и ремонту зданий, после введения в эксплуатацию основных строящихся развязок и магистралей курорта - пропускная способность дорожной сети Сочи увеличилась в 2,7 раза.

В Сочи введен в эксплуатацию ряд дорожно-транспортных объектов. Среди них и канатные дороги, благодаря которым будет осуществлена доставка зрителей в места проведения соревнований. От железнодорожной станции «Красная Поляна» на отметке 550 м до Приюта №2 на отметке 1646 м построена уникальная канатная дорога. На сегодняшний день это самая длинная в мире «канатка» с кольцевым движением, её длина составляет 5369,7 метров, вместимость кабин - до 30 человек, пропускная способность - 3 тысячи человек в час в каждом направлении. Крупный пересадочный узел обеспечит доступ туристов и участников Олимпиады на хребты «Аибга» и «Псехако». Предусмотрено новой схемой и то, что основным городским средством передвижения станет железнодорожный транспорт. По железной дороге в Сочи курсируют современные электропоезда. Автобусы и маршрутки довозят пассажиров до остановочных пунктов, где можно будет пересесть на поезд и уже на нем добраться до нужного места. Пассажиры могут добраться из центра Сочи в аэропорт, как в Москве, на «Аэроэкспрессе», минуя пробки.

Всего же РЖД вела строительство шести объектов в Сочи в рамках подготовки к Играм 2014 года. Создавались грузовые дворы, строились двупутные вставки для усиления железной дороги на участке Туапсе - Сочи, создавались пассажирские терминалы в Сочи, Дагомысе, Мацесте и Хосте, строился спальный корпус в санатории «Мыс Видный».

Главный проект РЖД - создание совмещенной авто - и железной дороги «Адлер - Альпика-Сервис». Новая дорога протяженностью 48 километров соединяет Адлер, Олимпийский парк и Красную Поляну. Она связывает шесть спортивных арен на берегу Чёрного моря и пять центров горного кластера. Дорога проходит сквозь горные массивы через 12 тоннелей. Самый короткий тоннель на трассе - 141 м, самый длинный - более 4000 м. На новой трассе возвели около 50 мостов, среди них первый на юге России вантовый автомобильный мост. Максимальный пассажиропоток на железной дороге составляет 8,5 тысяч пассажиров в час, а по автомобильной дороге - 11,5 тысяч. Поездка до конечной станции в горах занимает около получаса, 12 комфортабельных поездов, развивая скорость до 160 км/ч, доставляет пассажиров в край, еще не потерявший ускользающий Олимпийский аромат.

В Сочи были построены: сеть подвижной радиосвязи стандарта TETRA на 100 пользовательских групп (ёмкостью 10 тыс. абонентов), 700 км волоконно-оптических линий передачи вдоль автомобильных дорог на участках Анапа - Джубга - Сочи с ответвлением Джубга - Краснодар, инфраструктура цифрового телерадиовещания, включая радиотелевизионную передающую станцию (здание и башню) с покрытием территории от Грушевой Поляны до Сочи и Анапы. В проект также входил создание инфокоммуникационного центра вещания на зарубежные страны через три спутника связи в стандарте HDTV.

Международный аэропорт Сочи первым встречает гостей курортного города Сочи. После модернизации пропускная способность аэродрома увеличена в два раза - с 12 до 24 взлётов и посадок в час.



Во время Олимпийских игр аэропорт принимал 3 800, что полностью соответствует требованиям МОК. Взлетная полоса была увеличена на 300 м, её длина была доведена до 2500 м при ширине 49 м. В Геленджике, Минеральных Водах и Краснодаре к 2010 году были построены резервные аэродромы. Новый аэровокзал называют самым «зелёным» в России. Часть электроэнергии в аэропорту вырабатывают солнечные батареи. Аэропорт Сочи - единственный в Росси, аэровокзал с внутренним двориком и вечнозелёными насаждениями.

Главным, наиболее значимым объектом Прибрежного кластера стал Центральный Олимпийский парк, который объединил парковую зону, все спортивные объекты кластера и объекты инфраструктуры.

После завершения Олимпиады в Сочи, на содержание Олимпийского парка в 2014-2015 годах выделялось примерно по 500 млн руб. ежегодно.

В 2016 году расходы оценивались на уровне 324 млн рублей. Средства выделялись в рамках государственной программы Краснодарского края «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса».

В 2017 году власти Краснодарского края сообщили, что намерены вдвое сократить расходы на содержание Олимпийского парка в Сочи к уровню 2016 году до 160 млн рублей.

В феврале 2018 года расходы на содержание Олимпийского парка Сочи на прошлый год оценили в 299 млн рублей.

В 2019 году власти Краснодарского края планировали выделить из регионального бюджета 250 млн рублей в качестве субсидий на создание условий «для массового отдыха на отдельных территориях и объектах, расположенных в границах Олимпийского парка». Средства на условиях софинансирования выделяются местному бюджету Сочи в рамках госпрограммы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса».



Но как видно из Плана реализации муниципальной программы города Сочи «Постолимпийское использование олимпийских объектов и развитие Имеретинской низменности города-курорта Сочи» на 2019 год, утвержденное заместителем главы города Сочи А.Б. Толмачевым 28 марта 2019 года, общие затраты по созданию условий «для массового отдыха на отдельных территориях и объектах, расположенных в границах Олимпийского парка» по ним составляют 498 981,2 тыс. рублей, где вся остальная нагрузка ложится бюджет города Сочи.





Данная нагрузка на бюджет города превышает планируемую нагрузку, приведенную в Постановлении администрации города Сочи от 01.10.2018 года № 1526 О внесении изменений в постановление администрации города Сочи 10.01.2019 года № 32 «Постолимпийское наследие использование олимпийских объектов и развитие Имеретинской низменности города-курорта Сочи», на примерно 100 миллионов рублей, что говорит об определенных непредсказуемых проблемах возникающих при содержании олимпийского наследия.

Зимняя Олимпиада в Сочи в 2014 году несомненно побила все рекорды по сумме, потраченной на подготовку соревнований и инфраструктуры.  Благодаря множеству современных объектов город Сочи превратился в международный спортивный центр и круглогодичный курорт мирового класса, что имеет огромное значение для страны в целом, так как Сочи является главным курортом России. XXII Зимние Олимпийские игры оставили после себя в Сочи обширное архитектурное наследство. Помимо спортивных и жилых объектов, это и внушительные инфраструктурные сооружения.

Но в заключение хочется отметить, что с целью обеспечения дальнейшего эффективного использования олимпийского наследия необходимо применять механизмы, позволяющие хозяйствующим субъектам олимпийских объектов Сочи, при взаимовыгодном сотрудничестве с муниципальной властью грамотно развивать и рационально заполнять эти объекты. Важно проводить комплексное планирование, подготовку и организацию мероприятий с привлечением всех заинтересованных и необходимых служб (безопасность, питание, медицина, транспорт, волонтеры и т. д.).

image Click to view


олимпийское наследие, сочи 2014

Previous post Next post
Up