О хорошей и плохой культуре памяти на примере Будапешта.

Apr 14, 2017 15:46

В феврале этого года я отмечал свой день рождения в моём любимом Будапеште. На этот раз я решил заглянуть в два местных мемориальных комплекса, посвящённых истории XX века. Первый из них, "Дом террора", находится на центральном проспекте города и повествует о двух периодах оккупации Венгрии, то есть о 1944-1945 гг. (нацистская оккупация) и 1945-1989 гг. (советская оккупация). Второе интересовавшее меня место расположено чуть дальше от центра венгерской столицы. Это Мемориальный центр Холокоста, посвящённый истории уничтожения еврейской общины Венгрии в годы Второй мировой войны. В оба комплекса я шёл с целью посмотреть, как в Венгрии рассказывают об истории и как эту историю используют в политических целях. Что из этого вышло - читайте и смотрите дальше.




"Дом террора" расположен в историческом здании. Когда-то здесь было управление госбезопасности фашистского правительства Венгрии, а потом - застенки просоветского аналога Лубянки. Над зданием установлена современная инсталляция - в солнечную погоду на стены дома проецируется слово "Террор", символ национал-социалистической партии "скрещённых стрел" и коммунистическая звезда.



"Дом террора" открыл свои двери в 2002 году. Он появился по инициативе правительства Виктора Орбана, известного своим национализмом. Посетителей на входе встречает танк Т-54 и сотни фотографий жертв политического преследования во время периодов оккупации.



Я специально выделяю курсивом слово оккупация, которое повсеместно используется на выставке. Дело в том, что в 1944 году к власти в Венгрии пришла праворадикальная партия "скрещённых стрел", аналог немецкой НСДАП. После Второй мировой войны власть в стране получили коммунисты, и страна стала частью Восточного блока. Оба эти периода считаются тёмными страницами в истории Венгрии и называются оккупациями (нацистской и советской, соответственно). Вопрос о том, что все посты в государственном аппарате в оба эти периода занимали местные венгры, на выставке обходится стороной.



А что, очень удобно - любой исторический период, который не вписывается в современный политический дискурс, можно называть оккупацией. Давайте тогда говорить о нацистской оккупации Германии, коммунистической оккупации России или оккупации Румынии супругами Чаушеску.



С технической стороны музей сделан неплохо. Особенно мне понравилась карта Советского Союза на полу в одном из залов экспозиции.





Другое дело, что музей явно создавался для внутреннего потребителя. Где это видано, что в современном дорогом музее описания экспонатов не продублированы по-английски? Вот, например, что представлено здесь под стеклом?



И как отдельное издевательство над заграничной публикой, почти в каждом зале музея приготовлена информация на английском языке об обсуждаемом аспекте венгерской истории. Информация напечатана мелкими шрифтом на листе А4. После посещения музея у меня набралось где-то двадцать таких листочков, которые, разумеется, отправились в мусорную корзину. Так не должно делаться в музее XXI века.



Ещё о недостатках. Моей жене, гражданке России и аспирантке немецкого ВУЗа отказались сделать студенческую скидку на входе в музей. Мол, студенческая скидка распространяется только на граждан ЕС. То есть недостаточно быть студентом в ЕС, нужно иметь ещё и паспорт со звёздочками. Впервые такое встречаю.

И да, фотографировать здесь нельзя. Не припомню, чтобы в музеях такого уровня где-либо в Европе мне запрещали фотографировать. Наоборот, часто делают даже специальные экспонаты, с которыми все фотографируются (как, например, в Музее истории польских евреев в Варшаве). Здесь же я делал фотографии тайком, пока меня за этим делом не поймали и не запретили снимать.



В сухом остатке получается, что "Дом террора" - это инструмент в руках современного венгерского правительства по индоктринации своей молодёжи. Народу в музее уйма, но в основном это организованные группы местных школьников и студентов. Опасность такого типа музеев заключается в том, что технически всё сделано очень хорошо - молодым людям нравится проводить время в таких местах, а, значит, их можно более успешно накачивать ультрапатриотическим взглядом на историю. Желание в любых исторических событиях показывать себя либо героями, либо жертвами, умалчивая вопросы общей ответственности за тёмные дела, так типично для Восточной Европы. Похожее мы встречаем и в Польше (с её музеем Варшавского восстания), и в странах Балтии (с их музеями оккупации), да и во всех странах постсоветского пространства.

Но не всё так безнадёжно в прекрасной венгерской столице с точки зрения культуры памяти. Пройдём пару километров от "Дома террора" и окажемся в отличном мемориальном центре Холокоста. Первое, что нас встречает здесь - это красивое современное здание.





Уже во внутреннем дворике мемориального центра можно найти много интересного. В архитектурную композицию вписано здание синагоги, в которую мы ещё вернёмся.



Висит много разных мемориальных табличек, некоторые из которых украшены флагами Израиля. Я не считаю правильным узурпацией Израилем памяти о Холокосте, но речь сейчас не об этом.



Крутая штука - на стенах комплекса перечислены имена венгерских евреев, погибших во время Холокоста. Фотографии тут разместить невозможно - ведь погибло более полумиллиона человек.





Сама по себе выставка очень крутая (мне есть с чем сравнить). Скидку на входе делают всем студентам, вне зависимости от национальности и гражданства. Экспозиция очень информативная, но, вместе с тем, ничем не перегружена. Всё продублировано на английском языке.



Помимо евреев, на выставке рассказывается и о судьбе венгерских цыган, также пострадавших от расистской политики венгерских националистов.



Полумрак в залах мемориального центра позволяет сконцентрироваться на получении информации. Посетитель здесь не только читает, но и постоянно смотрит фотографии, видеоролики, а также слушает воспоминания выживших.



Всё очень наглядно и доступно.



Много внимания на выставке уделяется важному вопросу - как Венгрия дошла до Холокоста в 1944 году? В сдержанном объективном тоне рассказывается о политических событиях, настроениях в обществе и антиеврейской пропаганде.



Вопрос пропаганды меня вообще всегда очень интересует, и здесь я прям получил интеллектуальное удовольствие.





Тема Холокоста в Венгрии встроена в контекст общеевропейских событий. Здесь есть зал, посвящённый Аушвицу и другим местам уничтожения, что очень хорошо для посетителей, не имеющих комплексного представления о периоде Второй мировой войны в Европе.



Мемориальный центр был открыт в 2004 году. К сожалению, посетителей здесь совсем немного - сюда не свозят массово школьников и студентов со всей страны. За время нашего посещения мемориала, мы встретили здесь только одну посетительницу - женщину откуда-то из Азии. Она тоже была в восторге от экспозиции. Сотрудник мемориала мне сказал, что в год сюда приходит около 20 000 посетителей, что, конечно, очень мало.

Заканчивается посещение мемориала в зале синагоги. Не читал её историю, но выглядит она недавно отремонтированной.



Ещё одна крутая штука в зале синагоги - инсталляция из прозрачных сидений, символизирующих утрату основной части еврейской общины в годы Второй мировой войны.



В общем, ситуация с культурой памяти в Венгрии меня расстроила. Один мемориальный комплекс - прекрасный и объективный, но мало посещаемый, а другой - тенденциозный и ультрапатриотический, где обрабатывают умы подрастающего поколения в националистическом ключе. Что ж, остаётся надеяться, что моим коллегам-историкам в Венгрии когда-нибудь удастся изменить этот тренд.

А пока этого не случилось, приезжайте в прекрасный Будапешт, ходите по его красивым улицам, ешьте отличную венгерскую еду, и старайтесь не поддаваться на попытки промыть вам мозги официальным историческим дискурсом.

евреи, КГБ, музей, память, современность, Будапешт, путешествия, Венгрия, дискурс, города, фото, Холокост, мемориал, антисемитизм, история

Previous post Next post
Up