Сходили вчера на фильм Кончаловского "Рай" в рамках недели русского кино в Берлине. Кино отменное, после показа зрители несколько минут аплодировали и долго не вставали с мест. Фильм уже получил "Серебряного льва" на кинофестивале в Венеции и был выдвинут от России на "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке".
Вне зависимости от того, что будет сказано ниже, хочу подчеркнуть - на фильм надо идти обязательно! Некоторые недостатки, которые мне бросились в глаза, ни в коем случае не перечёркивают достоинств фильма.
Коротко о сюжете:
Ольга, русская аристократка, эмигрантка и участница французского Сопротивления, во время неожиданной проверки арестована нацистами за то, что прячет еврейских детей. В тюрьме ею увлекается Жюль, француз-коллаборационист, который ведет ее дело и в обмен на интимные отношения, кажется, готов смягчить ее участь. Ольга готова на все, чтобы избежать пыток, но ее надежда на свободу быстро рассеивается, так как события принимают неожиданный поворот.
Ольгу отправляют в концентрационный лагерь, где ее жизнь становится адом. Там неожиданно для себя она встречает Хельмута, высокопоставленного немецкого офицера СС, который когда-то был безнадежно влюблён в нее и до сих пор ее любит. Между ними завязываются странные, болезненные отношения. Хельмут решает бежать с Ольгой, хотя она уже перестала надеяться на спасение. Однако постепенно представление Ольги о Рае неотвратимо меняется.
Описание фильма на
Кинопоиске Кадр из фильма.
Источник.
Не буду перечислять все достоинства фильма, упомяну только несколько пунктов, которые мне не до конца понравились. Попытаюсь при этом не споилерить.
1) Историческая точность. Безусловно, это фильм художественный и на стопроцентную историческую точность он не претендует, однако некоторые эпизоды представляются совсем малореалистичными. Особенно сцена с газовой камерой в конце - в последние пару месяцев функционирования концлагеря Аушвиц (а речь в фильме именно о нём, см. пункт 2) газовые камеры уже не работали и уж тем более не было в этот период предусмотрено массовое уничтожение нееврейских узников. Сцену с дискуссией о том, кто вместо кого пойдёт в газовую камеру, оставлю без комментариев.
2) Режисёр элегантно решил проблему - как показать Аушвиц, при этом добавив разные детали из других мест массового уничтожения. В фильме прямым текстом не сообщается, что действие происходит в Аушвице, хотя не составляет труда это додумать. На это указывают упоминание массовых депортаций и уничтожения
венгерских евреев в 1944 году, масштабы лагеря (очевидная отсылка к
Биркенау), сочетание черт концентрационного лагеря и лагеря смерти (что было характерно только для Аушвица и относительно небольшого лагеря
Майданек). При этом авторы фильма снабдили свой концлагерь деталями, не свойственными Аушвицу (самоубийство коменданта, многие "архивные" фотографии и т.д.).
3) Лично мне не понравилась в этом фильме откровенная религиозная составляющая. Без нее фильм о моральном выборе ничуть хуже бы не стал. Хотя это и не моё дело - поселить бога в "Рай" это замысел Кончаловского, имеет право. Но зачем же так откровенно? Финальная сцена с главной героиней была бы прекрасна без последних двух секунд, недвусмысленного символизма хватило бы за глаза.
Фильм выходит в России в прокат 6 января (совпадение? - см. пункт про религиозную составляющую), сходите обязательно. Нечасто у нас выходят такие качественные с исторической и психологической точки зрения фильмы про войну, однако при всём уважении, вряд ли "Рай" получит "Оскар". Всё-таки совсем недавно была прекрасная польская
"Ида", и я очень сомневаюсь, что Американская киноакадемия второй год подряд даст премию за "Лучший фильм на иностранном языке" чёрно-белому фильму про Холокост и моральный выбор. Хотя как знать.