начнем и быстро закончим Фейнманом. почти у всех у вас в ленте мелькала эту пустопорожняя статья. её суть я изложу аналогией "Как быстро приготовить восхитительный украинский борщ за 4 этапа".
1. Сварите такой борщ, чтобы без он оказался без заморочек. Не стоит подбирать экзотические продукты, пользуйтесь тем, что растет в ваших краях.
2. Сварите такой борщ еще раз. Для отработки методики и чтобы не забыть, что и как вы делали.
3. При повторной готовке борща, посмотрите, можно ли сделать его состав еще проще. Наверняка вы туда с первой попытки чего-то вычурного добавили.
4. Расскажите другим, как вы все это проделали. Лучше всего очень молодому человеку, который далек от этой темы. Например, 8-летнему ребенку. Ну или хотя бы поделитесь вашими открытиями в соцсетях.
вот как это выглядит в статье-оригинале в отношении обучения. уберу это позорище под спойлер.
[Spoiler (click to open)]Я не всегда был хорошим учеником. Главным в обучении я считал количество времени, которое ему посвящалось. А потом я обнаружил нечто, изменившее мою жизнь.
Известный лауреат Нобелевской премии по физике Ричард Фейнман осознал различие между «знанием чего-то» и «знанием названия чего-то», и это одна из главных причин его успеха.
Фейнман наткнулся на формулу обучения, которая позволила ему понимать вещи лучше других. Эта формула получила название «метод Фейнмана», и она помогает вам изучать любой предмет глубже и быстрее. Тема, предмет или понятие, которое вы хотите изучить, не имеют значения. Возьмите что угодно. Метод Фейнмана работает везде. И, что самое замечательное, он очень прост в исполнении. До смешного прост.
И это не только отличный метод обучения, но и окно в совершенно другой образ мышления.
Позвольте мне объяснить.
В методе Фейнмана есть три шага.
Шаг 1. Научите этому ребенка Возьмите чистый лист бумаги и напишите, что вы хотите изучить. Запишите, что вы знаете об этом предмете, как если бы вы объясняли это ребенку. Не вашему умному взрослому приятелю, а восьмилетке, который обладает достаточным словарным запасом и способностью концентрироваться, чтобы понять базовые понятия и отношения.
Множество людей склонны использовать сложные слова и профессиональный жаргон, когда они не понимают чего-то. Проблема в том, что мы сами себя дурачим, потому что не осознаем, чего именно мы не понимаем. Использование жаргона призвано скрыть от окружающих наше непонимание. Когда вы записываете идею от начала до конца простыми словами, которые в состоянии понять ребенок (используйте только самые распространенные слова), вы помогаете себе понять ее суть на более глубоком уровне и упрощаете отношения и связи между понятиями. Если вы приложите усилия, вы четко поймете, где у вас пробелы. И это хорошо, это указывает на возможность учиться.
Шаг 2. Повторите В первом шаге вы неизбежно столкнетесь с пробелами в ваших знаниях: где-то вы забыли что-то важное, не смогли объяснить или просто испытали сложности в соединении важных понятий. Это крайне важно, потому что вы открыли край своих познаний. Компетентность - это знание пределов своих способностей, и вы только что нашли один из них! Это точка, где начинается обучение. Теперь вы знаете, в чем загвоздка, так что вернитесь к исходному материалу и изучите его заново, пока вы не сможете объяснить его в простых терминах.
Обнаружение границ ваших познаний также ограничивает ошибки, которые вы склонны совершать, и увеличивает шансы на успех в применении ваших знаний.
Шаг 3. Организуйте и упростите Теперь у вас есть ряд рукописных заметок. Пересмотрите их и убедитесь, что по ошибке не вписали туда какой-нибудь профессиональный термин из исходного материала. Теперь составьте из них простой рассказ. Прочитайте его вслух. Если объяснение не выглядит простым или звучит странно, это признак того, что ваши знания все еще нуждаются в доработке.
Шаг 4 (Необязательный): Поделитесь Если вы хотите быть уверенным в своем понимании, поделитесь своим знанием с кем-нибудь (идеально, если этот кто-то очень плохо разбирается в предмете. Или найдите 8-летнего ребенка!). Лучший тест на ваше знание предмета - ваша способность передать его другому человеку. (с) ideanomics.ru
я сказал "позорище", потому что здесь не сам Фейнман, который и правда Нобелевский лауреат и во многих отношениях замечательный человек. позорище, потому что сработал эффект "испорченного телефона", когда кто-то далекий от образования изложил свое толкование некогда классных идей.
вот об этом подходе от англоязычного видео блогера:
1. Deconstruct the skill - Проанализировать навык, разложить на составные части и решить, что хотите делать, когда приобретёте его.
2. Learn enough to self-correct - Узнать достаточно, чтобы суметь исправить себя ВО ВРЕМЯ ПРАКТИКИ нового навыка.
3. Remove practice barriers - Убрать все помехи, мешающие заниматься освоением нового навыка, например, телевизор, интернет и т.п.
4. Paractice at least 20 hours - Практиковаться каждый день примерно около одного часа в день, чтобы преодолеть барьер разочарования, который может остановить освоение навыка на начальном этапе. Поэтому, практиковаться нужно каждый день, чтобы добиться тех результатов, которые наметили в первом пункте.
16 лет назад я освоил составление веб-страниц HTML-кодами за 10 часов, создав свой сайт. лет 10 назад я взялся осваивать флэш-анимацию программой Macromedia Flash. через 14-18 часов работы нижеследующий мой рисунок прорастал из точки, тянулся линиями наружу, вращался и танцевал, переливаясь разными красками. ....................................................
теперь о слабом месте подхода Кауфмана. НАВЫК и УМЕНИЕ, - разные вещи. то есть,
навык: уметь составлять вопросы и отрицания в английском, когда в них есть смысловой глагол. умение: уметь выразить свое мнение на общественно-бытовую тематику простыми словами и без грубых ошибок плюс понимать, когда нам говорят в таком стиле.
любое УМЕНИЕ - это КОМПЛЕКС НАВЫКОВ. почти всегда умение подразумевает большой охват. поэтому очень сложно "Deconstruct the skill - Проанализировать навык, разложить на составные части".
в этом ВСЯ СУТЬ любого обучения: правильно составить ПЛАН действий. потому уже браться за его реализацию. по этой причине английский учится долгие годы и всё в пустую: прежде всего нет ПРАВИЛЬНОГО плана. иметь какой-нибудь план - немного лучше, чем никакого, и провально хуже, чем должный план.
пример плохого плана для изучения английского:
почему этот план - плохой, кликабельно:
пример правильного плана для изучения английского:
правильный план особенно важен на НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ обучения чему угодно. поэтому его лучше брать из источников, которым вы доверяете. чем дальше мы продвигаемся, тем проще понимать, что имеет значение и самому составлять план.