Об эмиграции русской катастрофы

Apr 08, 2014 02:11

Оригинал взят у don_borzini в Об эмиграции русской катастрофы

Да, события, которые мы привычно с советских времен именуем как ВОСР, правильнее было бы назвать "русской катастрофой". Какое нам дело до советских классификаций? Нам русская история важна как никакая иная.

С.В.Волков salery на очередном собрании "Римского Подворья" сделал короткое сообщение о русской эмиграции катастрофы. В процессе последующего обсуждения возник вопрос: почему русская эмиграция так быстро исчезла, почему не создала диаспору? Мой ответ таков: потому что русская эмиграция поехала за рубеж не жить, а умирать.

Поначалу этот отъезд воспринимался как вынужденная кратковременная мера на период, пока большевистский режим не рухнет. Да, считалось, что этот режим просуществует несколько лет. Случилось так, что население бывшей РИ отчасти было запугано и подавлено, отчасти проявило равнодушие, а отчасти заключило "завет" с новой властью.

Когда стало понятно, что возврат невозможен, русские по инерции пытались поддерживать организационные структуры, но главное было решено: они остаются. Остаются русскими. Они хотели или свою любимую России, или уже всё равно. И поэтому доживали свой век как могли. Потомства оставили немного, а то, которое осталось, сохраняло в себе русские черты, язык и культуру как экзотику, но в остальном ассимилировалось.

Говорили, что уехала русская нация. Это неверно. Нация способна создать необходимые институты для своего поддержания. Русское общество и русская эмиграция не имела того опыта городской договорной жизни, которое было свойственно западноевропейскому населению и поэтому национальных институтов в эмиграции создать не сумело. В отличие, например, от европейской эмиграции в США, которая несла с собой опыт нациогенеза и сумело на новой территории создать национальные общности и либо встроиться в существующую там систему европейских (почти) универсальных национальных институтов, либо создать свои.

Сравнивали с китайскими (и прочими подобными) диаспорами: "китайцы же смогли?" Диаспоры тоже образуются по-другому. Для диаспоры важна значительная доля населения из "простого народа", который "просто живёт и всё" и использует еще архаические, этнические механизмы для выживания. Изменился "вмещающий ландшафт" и тут же включаются механизмы выживания: ищутся привычные формы и родственные души. Это социальный примитив, но для выживания ничего сложного не нужно. Такая диаспора может выдержать некоторое количество особей из верхних страт, и тогда это даже пойдёт новой общности на пользу. Но немного.

Русская эмиграция катастрофы сплошь состояла из особей высокой культуры. И неважно, что впоследствии многие из них использовались на низовой работе, социальные привычки и представления остались неизменными. Такой субстрат неспособен создать устойчивую диаспору. Невезение во всём это тоже часть катастрофы.

Говорили, что русские "не могут без государства" (вспоминая Крым и юго-восток Украины). Какие это русские? Это современные совки. Русская эмиграция катастрофы была совершенно иной. Даже если в их неспособности самоорганизоваться и сыграла свою роль пресловутая русская "тяга к государству", то к какому государству? К своему, прошлому, разрушенному, а вовсе не "к этому", к которому тянет всех совков.

Cмерть это постоянство несбыточного. Вот в этом стихотворении Набокова - http://1st-figure.livejournal.com/6347.html - прямо сказано об уходе. Вот это: "Нам просто пора". А вот это - "молчанье Отчизны - любви безнадежной" - точнее всего передает их чувства к заблудившейся Родине. Если хотите, здесь я читаю это стихотворение: http://video.yandex.ru/users/leopetter/view/48.

Всё это очень понятно мне, сейчас, когда на глазах крепнет и наглеет совок. Лучшие годы моей жизни, оказывается, пришлись на пересменку между убежденным, наивным совком и им же, только в новой редакции, выдержанной и циничной.

.1_НабоковВ, Элита, ъ_Этнология, ъ_Русская Катастрофа, Россия, Философия, РИ, (с), История, Запад, Русские, ъ_Нация

Previous post Next post
Up