Этнология

Oct 03, 2012 17:22

Значительное число современных ученых-общественников считают этнос чем-то исключительно архаическим, понятие "этнос" - малополезным и неконструктивным, а этнологию - вздором (*1). Книги Л.Н. Гумилёва оцениваются ими как научная фантастика или, в лучшем случае, как занятное популяризаторство.

image Click to view

Вот что пришло мне в голову в ходе просмотра этого ( Read more... )

Имперцы, ъ_Этнопатриотизм, (с), Обществ.Науки, Личное, ъ_Этнология, История

Leave a comment

1st_figure October 3 2012, 15:39:38 UTC
Мне сложно судить об источниках Гумилёва. Критерии квалифицируемости и верифицируемости по отношению к истории выглядят немного жестковатыми.
Странно, что Вы фальсифицируемость не упомянули. Шучу.
Вообще эпистемология истории - это область науки разработана очень плохо. Кое-как этим занимается историография, но в основном в рамках древнего разделения труда на собственно историю (занятие сродни сочинительству) и историографию - добывание знания из чужого сочинительства.

Важно: позитивистской и постпозитивистской парадигмы недостаточно для построения эпистемологии истории (равно как и других общественно-научных дисциплин). Это одно из направлений моих размышлений.

Цельной научной теории у Гумилёва нет, есть ряд прорывных идей, увязанных в целостную систему.

Но. Есть этнос. Значит, должна быть этнология. А оной нет. По простой причине: этнос никому не нужен. Этнос не нужен был в СССР, еще больше этнос не нужен в Европе. А многочисленные фризы, баварцы, саксонцы и т.п. это просто полудети, играющие в ролевые игры.

Но вот в современной России, два раза пролетевшей мимо поворота на станцию "нация" и "национальное государство" изучение этноса крайне важно.

Reply

woelfhen October 4 2012, 07:47:51 UTC
Вы, совершенно правы! - Этнос ушел на Западе в небытье, так и не дождавшись содержательной теории о себе. Мы все, действительно, ролевики. А теперь уже поздно: мы живем в городах, где эноса не существует. У моей дочери в группе есть девочка-негритянка, которая говорит (по-немецки, естественно), что она русская (по-русски при этом не говорит совершенно). Она - дочь русской матери (блондинки из Томска) и угольно-черного афро-француза из Парижа, а живут в немецкой провинции - таковы превратности рынка труда. Какой уж тут "немецкий этнос"?!

Успеет ли Москва и Подмосковье (нарочно не говорю о России) придумать себе этнос напоследок? - Не знаю. Тут сразу же два вопроса возникают: Зачем? и Как? образовывать этнос в российском Вавилоне.

У этноса были четкие цели: землепользование и размножение - общая стратегия противостояния эволюционному давлению за счет более надежного и обильного питания и более широкого генетического пула. А вот, у вас какие цели? у всех ведь - разные. Основной доход ведь не с земли идет. Да и с соседями по лестничной площадке (сужу по себе) у Вас, вероятно, совесем не эт(н)ичные отношения, чтобы за них дочь отдавать. Она, скорее, в институте себе жениха найдет. Получается, что поиск пары идет в ходе получения образования, по принципу склонности к одному предмету, а не по географическому принципу. И жить молодые будут исключительно там и так, как то позволит им работа в офисе (наверняка, не по полученной специальности), может в другом городе, может в другой стране. Не этнос, а один пшик!

Этнос противопоставлял себя малочисленным группам охотников-собирателей (т.е. родо-племенам), у которых было мало еды + генетическая бедность. А кому вы хотите противопоставить себя сейчас? Приезжим "таджикам"?! - не удасться, потому что они ходят по тем же улицам, что и вы и ведут тот же самый образ жизни, что вы и ваши дети - и, скорее всего, ваши внуки создадут общие семьи. Ни еду приезжие не отнимают, ни генетически вас не обделяют - не получится с ними противостояния.

Вот, если бы вы освоили новую среду обитания, которая бы сделала вас вне конкуренции - тогда у вас сложился бы этнос на славу!

Reply

1st_figure October 4 2012, 08:21:57 UTC
Примордиализм (старые этносы) и конструктивизм (новые этносы) не противоречат друг другу.
Недостаток общности и поиск идентичности - вот причина повсеместного интереса в этносу. Вот я задал вопрос: http://orei.livejournal.com/360537.html#t8130137, давайте дождёмся ответа.

В России для людей нет никаких шансов обрести себя, кроме новой этничности, раз уж путь к нации и государству-нации для нас закрыт. В этом причина того, что русские не бросают землю: инстинктивно держатся за последнее не ради корма (в магазине дешевле), а ради общности! Нация может позволить себе атомизироваться, у нации уже есть политический инструмент. Поверьте, что сейчас на базе этничности кое-что собирается у нас, плохонькое, но есть. Всё это вслепую, на нюх, но в правильном направлении.

И новая среда обитания есть: поместья. Соединение плюсов жизни на природе с благами цивилизации.

С моей дочерью очень интересно, Дима. Она вырастает сильной и притягательной личностью. Очень возможно, что новые этницисты привлекут к себе людей просто в силу самого их существования. Они БОЛЬШИЕ, ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ ЛЮДИ. Это же многих отталкивает, я постоянно ощущаю это на себе.

Этнический конструктивизм вовсе не требует постоянного проживания на одной территории всех без исключения. Это просто чувство малой Родины, отрефлексированное и поставленное во главу мировоззрения.

Reply

1st_figure October 4 2012, 08:25:01 UTC
Немецкого этноса не было и нет. Были фризы, баварцы, саксонцы. М.б. и будут, превзойдя качественно ролевые игры? Как знать, к чему приведёт регионализм в Европе?

Reply


Leave a comment

Up