akrylo пишет в комментариях, что СССР могла бы спасти русская национальная идея.
Если бы в СССР доминировала русская национальная идея, а не интернационализм, тогда бы этот строй следовало называть национал-социализм.
Последний не следует путать с гитлеризмом. Крайности гитлеровской реализации национал-социализма проистекают от политического положения Германии после 1WW. Национал-социализм, как и социализм вообще, исторически был востребован для целей мобилизационного рывка страны вслед за остальной цивилизацией модерна. Другого значимого опыта применения социалистических идей нет. Равно как и неизвестен иной конец социалистической общности кроме краха на финише.
Есть один интересный феномен: немецкий национал-социализм был правым, традиционным, элитарным, русский социализм был левым, прогрессистским, охлократическим.
В современной России возможен национал-социализм или его элементы. Не вижу в этом ничего однозначно неприемлемого или страшного, не вижу предпосылок для повторения крайностей и преступлений гитлеризма. Разумеется, наше почти генетическое неприятие свастики должно остаться в прошлом: наши предки не со свастикой боролись, а со вполне конкретным врагом, который вторгся в наши пределы.
Только голый прагматизм: как возможно свернуть с теперяшнего дурного пути, по которому движется Эрефия? Каковы возможности для преодоления "феодального" тренда в развитии общества? Есть ли иная возможность для модернизации, кроме мобилизационной? Возможно и дОлжно использовать чужой опыт, но при этом не повторять чужих ошибок.
Как быть с известным крахом на финише? Легко войти в чрезвычайщину, но легко ли будет из неё выйти? А выходить придётся, уж это нам известно абсолютно точно.