Риски распада многонационального Китая

Oct 02, 2023 11:03


Про стратегические ошибки, экономические проблемы и дисбалансы Китая можно говорится очень долго и много, перечисляя аргументы в пользу хрупкости и недолговечности страны в средне и долгосрочной перспективе. Однако, этих факторов недостаточно для обоснования возможности, перспектив распада и гражданской войны в Поднебесной. Наоборот, сопоставимые экономические беды в ближайшие 10-15 лет будут присущи абсолютному большому стран и территорий, как следствие общемировая катастрофа, но распада других практически мононациональных государств мало кто ждёт.

Если верить официальной статистике, то доля ханьцев составляет 91% (2020 г.) от населения страны, т. е. перед нами очень однородное, монолитное и чрезвычайно устойчивое государство, практически не имеющее естественных линий раскола. Отдельные вопросы и сложности будут в отношении Тибета, Синьцзян-Уйгурского района и Внутренней Монголии - малонаселённых и сложных для проживания национальных окраин, остальные территории должны оставаться едины.

Принимая во внимание отсутствие сильных религиозных различий, бояться Китаю нечего, но реальное внутреннее этнокультурное и языковое многообразие отличается от официальной позиции Пекина, о чём там прекрасно знают. Оттого риски распада оценивают адекватно, не занимаясь самообманом. Правда, чаще всего апеллируют к истории, вспоминая регулярные периоды распада, уклоняясь от обсуждения причин, дескать некое циклическое "волшебство" ведёт единый древний народ к временному разделению, чего тут думать.

Китайский язык делится на 7-10 основных групп «диалектов», разница между которыми такова, словно это не диалекты, а языки одной языковой семьи. Разница примерно такая же, как между русским и голландским. Носители различных «диалектов» не понимают друг друга, но зато могут переписываться, используя единую иероглифическую систему. Корректно говорить о китайских языках, особенно учитывая большое количество настоящих диалектов внутри каждой из групп, а носителей данных языков рассматривать как отдельные, родственные народы, благо история у каждого своя. Одни считают себя наследниками одной империи, соседний народ - другой, и нет у них единства.

Если бы дело происходило в Европе, то для всех романских языков (французский, итальянский, испанский, каталонский и др.) использовали бы одно название - романский диалект европейского языка. Северокитайский (гуаньхуа) язык является родным лишь для 61% населения, что автоматически делает Китай классическим многонациональным, сложносоставным государством, имеющим высокие риски сепаратизма и распада по национальному признаку в случае ослабления центральной власти. С данной поправкой пазл с рисками распада собирается легко и непринуждённо.

Связующей основой, позволяющей говорить об этническом единстве Поднебесной, выступает иероглифическая система - все китайские народы говорят на разных языках, но пишут одинаково. Какая разница, как называется конкретное слово, если обозначается одним и тем же иероглифом. 150-200 лет назад японцы, корейцы и северные вьетнамцы были точно такой же частью Большого Китая, как современное население южных провинций, говорящее на различных китайских языках.

Если смотреть на Китай из окна пекинской гостиницы, оплаченной за счёт местных грантов, то характеризующаяся высокой вероятностью грядущая экономическая катастрофа в историческом масштабе не принципиальна. За несколько тысячелетий официальной истории, подобных провалов было множество. По прошествии 10-20 лет, даже потерю более 50% экономики можно будет отыграть, в конце концов, поражение в большой войне приводит к подобным утратам, успешно проходили через это многие страны и народы.

Однако, реально существующая этнокультурная, языковая фрагментация присуща не только простому населению, но и элитам, делая распад Югославии и СССР близкими сюжетами. Принимая во внимание особенности Китая, даже с поправкой на масштаб, югославский вариант будет казаться мягким и безболезненным, по сравнению с возможными китайскими событиями. Политические, партийные, бизнес и другие виды элит, в сочетании с различной скоростью разрушения социально-экономической структуры и исходного неравенства, создают замечательную, питательную почву для сепаратизма и борьбы региональных лидеров за отделение и власть.

Перед Китаем непростой выбор - если дать слабину, понадеяться на наличие времени и отказаться от прямого противостояния с США / странами анти-Китая в 2025-2026 годы, то по мере ухудшения положения внутри и неспособности провести внутреннюю революцию, зачистку недовольных и сепаратистов, к 2030 году страна будет погружена в катастрофу, сепаратизм и распад. Если противостояние будет идти, но центральные власти не смогут взять под жесткий контроль и реформировать внутреннюю среду - результат аналогичный, только немного позже.

Оптимальным для достижения стратегических целей и задач Пекина будет внешняя конвенциональная война и жесткая зачистка любой оппозиции и фронды. Размышления и спекуляции о несправедливости и отделении должны выжигаться калёным железом. Если этого не делать, то в начале 30х годов лоскутное геополитическое одеяло займёт место Китая. Вместо единой и сильной страны будет большое количество разрушенных производств, десятки миллионов беженцев и гражданские войны. В лучших традициях отколовшихся окраин, новые квази-государства на самой ранней стадии запустят культурные, психоисторические программы, стремясь перестать быть частью Большого Китая. Первыми жертвами изменений станет общая история, которую растащат по отдельным провинциям, и иероглифическое письмо, которое подвергнут реформам. Внешние силы будут очень активно поддерживать этот процесс, помогая окраинам отдалиться и отмежеваться от центра.

Распад соседнего с Россией государства, на территории которого проживают более 1,4 млрд. человек, вызывает оправданные страхи. Однако, необходимо помнить, что китайцы являются очень трудолюбивым и терпеливым собранием народов, они будут искать не пособия, гуманитарную помощь и статус иждивенца, а место, где они смогут своим трудом обеспечить себе и близким хотя бы минимальные условия для выживания. Практически, речь будет идти о подножном корме. Для указанных целей даже территория Внутренней Монголии и Манчжурии не подходят, не говоря уже о много более сложных для выживания Сибири и Дальнего Востока, особенно если тебе там не рады.

Если Китай пойдёт на распад, то 1,5-2 поколения проживания в отдельных государствах и "правильное" образование, приведёт к утрате общекитайского самосознания, самоидентичности у молодежи и большей части зрелого населения, делая шанс возрождения минимальным.

Previous post
Up