Главным могильщиком СССР стал КГБ

Sep 16, 2023 21:06


Из книги историка Владислава Зубка «Неудавшаяся империя». Автор довольно эмоционально описывает политэкономию СССР, но приводит и много интересных статистических данных.
К примеру, из советской зоны оккупации с 1945-го по 1949-й было вывезено около 100 тыс. вагонов только бытовых вещей.
Зубок пишет:

«Для большого числа советских военачальников и других высокопоставленных чиновных лиц, оказавшихся на занятых советской армией территориях Европы, империализм обретал вполне зримое корыстное воплощение. Отбросив в сторону большевистский кодекс, предписывавший личную скромность и отвращение к частной собственности, они вели себя словно испанские конкистадоры в погоне за военными трофеями. Дача маршала Георгия Жукова под Москвой стали походить на музей редких мехов и фарфора, живописи, изделий из золота, бархата и шёлка. Маршал авиации Александр Голованов забрал себе всё, что находилось на загородной вилле Геббельса, и самолётом отправил в Советский Союз.
Для советских людей Германия превратилась в гигантскую барахолку, где они брали бесплатно всё, что хотели».

(Вывозили всю бытовуху - от фотоаппаратов и посуды до роялей, постельного белья и обуви)

Но когда первый раз читал эту книгу, то пропустил личность автора и родословную.
А это настоящий советский Deep State.
Династию зародил дед автора, Лев Израилевич Зубок. Он - среди родоначальников советской и разведывательной американистики. Сухие строки биографии:

«В 1913 году эмигрировал в США. Примкнул к американскому революционному движению. В 1919 году вступил в Коммунистическую партию США.
В 1922 году окончил Пенсильванский университет. В 1924 году возвратился в СССР. В 1925 году вступил в ВКП(б). В 1924-1930 годах работал заместителем заведующего англо-американского отдела Профинтерна.
В 1930-1949 годах преподавал в Высшей партийной школе при ЦК ВКП(б). В 1948-1961 годах преподавал в МГИМО».

Его сын - Мартин Зубок, один из создателей политической дирекции (агитпропа) на советском ТВ.

А сын Мартина и внук Льва и есть автор книги Владислав Зубок.
В СССР закончил аспирантуру Института США и Канады. В 1990-е преподаёт на Западе. С 2013 года профессор Лондонской школы экономики и политических наук. Один из лучших историков по теме сталинизма.

Высокий, династийный статус Владислав Зубка сыграл очень позитивную роль в его исторических исследованиях. Ему не надо было пресмыкаться за копеечные гранты и писать работы в угоду грантодателям (что западным, что российско-властным). К примеру, он во многих работах и интервью отстаивает точку зрения, что Ельцин стал могильщиком возможных реформ в России т положил начало диктатуре в стране. Как и его бездарная команда - от Бурбулиса до Гайдара.
Так, взгляд этого профессора Лондонской школы экономики на ГКЧП сильно отличается от мейнстрима либеральной школы РФ. Скорее всего, ГКЧП, победи он, провёл реформы лучше. Более того, значительная часть СССР (без Прибалтики) была бы сохранена:

«Мало кто помнит (и вспоминал в дни ГКЧП), что экономическая программа на тот момент имелась только одна: то была антикризисная программа Кабинета министров СССР во главе с Валентином Павловым. Эту программу Горбачёв и Павлов обсуждали и дорабатывали в мае-июле с Ельциным, республиканскими лидерами, экономистами разных мастей (среди них был и Евгений Ясин).

Антикризисная программа предполагала последовательное движение советской экономики к рынку, но под государственным присмотром, при сохранении центрального регулятивного государственного аппарата. В целом ряде своих положений она была близка к «китайской модели». С точки зрения Гайдара и его соратников, у этой программы имелся роковой «недостаток»: она не была составлена по лекалам Международного валютного фонда, по безразмерной модели «Вашингтонского консенсуса», которая применялась для реформирования провальных экономик в странах Латинской Америки, а затем в Польше («реформа Бальцеровича»).
Но Гайдар знал и другое: павловская программа предполагала масштабное вливание западных капиталов. В мае-июле 1991 года в коридорах власти Советского Союза обсуждались перспективы получения этих средств. Григорий Явлинский считал, что можно получить от 50 до 150 миллиардов долларов за пять лет при условии, что советская экономика пойдет по пути быстрой демилитаризации, приватизации и либерализации. С этой программой Горбачев ездил в июле на лондонский саммит «семёрки» ведущих держав.

(Но после провала ГКЧП) началось оформление диктатуры Ельцина, перед волей которого склонились и Горбачев, и армия, и деморализованные органы госбезопасности».

В этом же интервью Зубок говорит, что главным могильщиком СССР стал КГБ. И первые, на кого стал опираться Ельцин, тоже стали КГБшники.
«За год до путча КГБ демонстративно взял курс на «реформы». Уже в 1990 году сотни офицеров КГБ приняли участие в открытых и состязательных выборах в Верховный Совет РСФСР: они не скрывали своей ведомственной принадлежности, и многие были избраны. Весной и летом 1991 года в КГБ и милиции, в обществе в целом было много людей, которых «достал» Горбачёв и которые были готовы поддержать силы «закона и порядка». Эти же люди в июне 1991 года отдали голоса Ельцину.

Интересен и другой факт: 18 июля 1991 года, уже после своей инаугурации, Ельцин приехал на Лубянку и участвовал в совещании, где присутствовал Крючков и все руководство КГБ. Обсуждалось образование КГБ РСФСР. В архивах сохранился проект речи Ельцина перед центральным аппаратом КГБ. В нём, в частности, были такие слова:
«Людей вы брали лучших, настоящих патриотов, устойчивых к разложению. И было бы не по-государственному не использовать в полной мере ваш потенциал на пользу делу обновления России».

Previous post Next post
Up