Византийская церковная музыка. Введение. Светлицкий, Г.

Jun 20, 2013 16:07

Певчие размещались справа и слева от амвона на двух клиросах: в соборе Святой Софии в Константинополе во времена императора Юстиниана Великого (527-565 годы) их было 555, а при императоре Ираклии (610-641 годы) их число достигало 600. Два хора исполняли песнопения антифонно, т.е. попеременно. Богослужение выглядело так же впечатляюще, как и придворный церемониал. Протопслалтом - «первым певчим», назывался регент [1] хора, а канонархом - распорядитель, указывавший певчим, что исполнять и на какой глас.

Одновременно с этим формируется круг песнопений, разрешенных для богослужения. Среди авторов следует отметить преп. Ефрема Сирина, Романа Сладкопевца, Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Иосифа Песнописца, Феодора Студита, св. патриархов Софрония, Германа, Фотия и др. Песнетворчеством занимались даже императоры: Юстиниан Великий (ему приписывается авторство «Единородный Сыне») и Лев Мудрый. Основные виды гимнографических форм: тропарь [2], кондак [3] и канон [4]. Гимны служили также кодификации учения, средством для его распространения и борьбы с ересями.

Дальнейшее развитие церковной музыки привело к созданию осмогласной системы - пения на 8 голосов. Каноническое обоснование этой системы было осуществлено в VII в. преп. Иоанном Дамаскиным: он оформил песнопения в сборник «Октоих» (Восьмогласник), значительная часть произведений которого принадлежит ему.

Византийская церковная музыка не имеет только греческого характера (не следует забывать о влиянии Востока), прямой связи с древнегреческими ладами нет, несмотря на то, что каждый глас имеет соответствующее название: 1-й или дорийский, 2-й или лидийский и т.д. Характерной особенностью византийской церковной музыки является ее исключительно вокальный и одноголосный характер: одноголосие символизирует единство веры. Также параллельно с основной партией исполняется исон с редкоменяющейся мелодической линией, служащей фоном. Певчий для извлечения звука использует не только горло, но и ротовую и носовую полость.

Нотные памятники музыкальной культуры Византии вплоть до XII века расшифровать сложно из-за применявшихся тогда экфонетической и ранневизантийской (палеовизантийской) нотаций (хотя следует заметить, что вторая соответствовала надмирной природе богослужебного пения, так же как и знаменное письмо на Руси). В настоящее время используется нововизантийская нотация (с XIX века).

[1] От латинского слова regentis, что значит «правящий».

[2] Краткое церковное песнопение, составленное в честь какого-либо праздника или святого. Происходит от греческого слова τροπάριον.

[3] Многострофное песнопение.

[4] Сложное многострофное произведение, исторически с VIII века канон стал постепенно занимать то место, которые раньше занимал кондак.

Литература:

1. Мировая музыкальная культура. / Акопян К.З., Ильичева Н.И., Чершинцева М.А. - М.: Эксмо, 2012.
2. Глас Византии. Византийское церковное пение как неотъемлемая часть православного предания. Пер. с греческого. М.: Издательский дом Святая гора, 2006.
3. История и теория богослужебного пения: учеб. пособие / А. Б. Ковалев - М.: Изд. Дом МИСиС, 2012.
4. Единство империи и разделения христиан. Церковь в 450-680 годах. / прот. Мейендорф И. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2012.
5. Византийская литература ХIV в. в Древней Руси. / Прохоров Г. М. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2009.
6. Византийский словарь: в 2 т. / [сост., общ. ред. К. А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора : РХГА : Издательство Олега Абышко, 2011.

Опубликовано с разрешения автора.

Григорий Светлицкий.

музыка, история, церковная музыка, Церковь, Православие, Византия

Previous post Next post
Up