Певчие размещались справа и слева от амвона на двух
клиросах: в соборе Святой Софии в Константинополе во времена императора
Юстиниана Великого (527-565 годы) их было 555, а при императоре Ираклии (610-641 годы) их число достигало
600. Два хора исполняли песнопения антифонно, т.е. попеременно.
Богослужение выглядело так же впечатляюще, как и придворный церемониал. Протопслалтом
- «первым певчим», назывался регент
[1] хора,
а канонархом - распорядитель, указывавший певчим, что исполнять и на
какой глас.
Одновременно с этим формируется круг песнопений, разрешенных для богослужения.
Среди авторов следует отметить преп. Ефрема Сирина, Романа Сладкопевца, Андрея
Критского, Иоанна Дамаскина, Иосифа Песнописца, Феодора Студита, св. патриархов
Софрония, Германа, Фотия и др. Песнетворчеством занимались даже императоры:
Юстиниан Великий (ему приписывается авторство «Единородный Сыне») и Лев Мудрый.
Основные виды гимнографических форм: тропарь
[2], кондак
[3] и канон
[4]. Гимны служили
также кодификации учения, средством для его распространения и борьбы с ересями.
Дальнейшее развитие церковной музыки привело к созданию осмогласной системы
- пения на 8 голосов. Каноническое обоснование этой системы было осуществлено в
VII в. преп. Иоанном Дамаскиным: он оформил песнопения в сборник «Октоих»
(Восьмогласник), значительная часть произведений которого принадлежит ему.
Византийская церковная музыка не имеет только греческого характера (не следует
забывать о влиянии Востока), прямой связи с древнегреческими ладами нет,
несмотря на то, что каждый глас имеет соответствующее название: 1-й или
дорийский, 2-й или лидийский и т.д. Характерной особенностью византийской
церковной музыки является ее исключительно вокальный и одноголосный характер:
одноголосие символизирует единство веры. Также параллельно с основной партией
исполняется исон с редкоменяющейся мелодической линией, служащей фоном.
Певчий для извлечения звука использует не только горло, но и ротовую и носовую
полость.
Нотные памятники музыкальной культуры Византии вплоть до XII
века расшифровать сложно из-за применявшихся тогда экфонетической и
ранневизантийской (палеовизантийской) нотаций (хотя следует заметить, что
вторая соответствовала надмирной природе богослужебного пения, так же как и
знаменное письмо на Руси). В настоящее время используется нововизантийская
нотация (с XIX века).
[1] От латинского слова regentis, что значит «правящий».
[2] Краткое церковное
песнопение, составленное в честь какого-либо праздника или святого. Происходит
от греческого слова τροπάριον.
[3] Многострофное песнопение.
[4] Сложное многострофное
произведение, исторически с VIII века канон стал постепенно занимать то место, которые раньше занимал кондак.
Литература:
1. Мировая музыкальная культура. / Акопян К.З., Ильичева Н.И., Чершинцева М.А.
- М.: Эксмо, 2012.
2. Глас Византии. Византийское церковное пение как неотъемлемая часть
православного предания. Пер. с греческого. М.: Издательский дом Святая гора,
2006.
3. История и теория богослужебного пения: учеб. пособие / А. Б. Ковалев - М.:
Изд. Дом МИСиС, 2012.
4. Единство империи и разделения христиан. Церковь в 450-680 годах. / прот.
Мейендорф И. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет,
2012.
5. Византийская литература ХIV в. в Древней Руси. / Прохоров Г. М. - СПб.:
Издательство Олега Абышко, 2009.
6. Византийский словарь: в 2 т. / [сост., общ. ред. К. А. Филатова]. СПб.:
Амфора. ТИД Амфора : РХГА : Издательство Олега Абышко, 2011.
Опубликовано с разрешения автора.
Григорий Светлицкий.