Будни перфекциониста

Sep 06, 2012 00:42

Негативы для печати я в основном использую с фотовывода. Фотовывод (imagesetter) это аппарат, который лазером засвечивает красно-чувствительную пленку (с вполне обычной серебряно-желатиновой эмульсией). В результате получается растровое монохромное изображение на прозрачной подложке.

Исходник для фотовывода готовится в фотошопе путем инверсии оригинального изображения (adjustment layer - invert) и приминения к нему калибровочной кривой. Кривая эта нужна для того, чтобы внести поправку на то, кривая плотностей у карбона хоть и имеет практически линейный характер, но ее наклон не всегда совпадает с идеальной кривой плотностей. Есть много способов получения такой кривой. Это можно делать вручную (см. например главу Digital Negatives for Contact Printing в книге Way Beyond Monochrome), а можно с помощью специализированного софта. Мне наиболее удобным кажется скрипт для фотошопа ChartThrob. Вкратце процесс таков: печатаем негатив калибровачной таблицы тем же способом что будет использоваться для негативов (в данном случае - на фотовыводе), печатаем негатив тем процессом, под который нужна калибровка, сканируем отпечатанную таблицу, открываем скан в ФШ и запускаем скрипт. На выходе получаем что-то такое:



Естественно что это все будет работать только если все делать одинаково на каждом этапе. Но оно того стоит: точность воспроизведения получается очень хорошей: у меня отклонения получаются в районе %5, что для ручного процесса весьма достойно.

Характер кривой зависит от многих параметров: размер и расстояние до источника света, тип пигмента, тип желатина, концентрация сенсибилизатора, все на нее влияют. Мне ногда кажется что едва ли не половина моих отпечатков это клибровочные таблички разного вида:



Впрочем без этого не удалось бы достичь моей настоящей цели - освоить процесс углеродной печати на уровне мастера:



На это ушло едва ли не 10 месяцев - с декабря прошлого года. За это время я перепробовал много всего - разные рецепты и технологии изготовления эмульсии, разные источники света (от трубок "черного света" до мощных ртутных ламп ДРЛ-1000 и специализированных металло-галогенных УФ ламп), разные пигменты и типы желатина. Если раньше пределом для меня был формат 18х24 см, то теперь я уверенно могу печатать 50х60. Впрочем нельзя сказать что дальше не к чему стремиться: впереди цветной карбон; возможно коммерческая печать и надо таки собраться и сделать видеоматериалы и специализированный сайт.

альтернативный процесс, карбон, заметки

Previous post Next post
Up