Оптимистичный прогноз бабушки Люды

Aug 08, 2007 01:31

«80 - дата, но ещё не срок», - прозвучало в гостинице «Космос» от одного из гостей, приглашённых на празднование юбилея председателя Московской Хельсинкской Группы Людмилы Михайловны Алексеевой.

Более полутысячи приглашённых правозащитников и политиков растянулись в очередь с букетами и подарками. Цветы помощница Алексеевой относила в сторону охапками, как сено.



Почти все лица гостей узнаваемые. Из неузнаваемых с первого взгляда - посол Германии в России и директор департамента безопасности США.

Вокруг головы патриарха-правозащитника Юрия Орлова седые волосы светились словно нимб.

Хакамада, после накачки губ и щёк ботексом помолодела лет на двадцать.


Георгий Сатаров, как всегда, одаривал окружающих добрым прищуром.


Эдуард Лимонов пришёл с длинным наголо бритым телохранителем. Телохранитель сел в первом ряду и крутил своей лысой головой, отзываясь на каждый шорох.



Владимир Рыжков был со всеми мил, но держался как кот, который гуляет сам по себе.
Глядя на скучающий профиль Егора Гайдара, я загадала, что он пробудет не больше часа. И не ошиблась.
Виктор Шендерович тоже смылся, не дождавшись возлияний за банкетным столом.



Кто-то из правозащитников принёс огромную копию картины Сурикова «Боярыня Морозова». Только вместо Морозовой была изображена Алексеева.

Михаил Касьянов подарил Алексеевой бронзовую статуэтку Жанны Д’Арк с большим мечом. Лицом и причёской «Орлеанская дева» очень смахивала на юбиляршу.
Между прочим, Касьянов в жизни неотразим. Высок, строен, элегантен и белозуб. Жаль, что такую красоту не пропустят в президенты.


Я ещё во Владимире ломала голову, что бы такого неповторимого и запоминающегося подарить Людмиле Михайловне. Ну, купила Павлово-Посадский платок. Красивый. Но ведь не оригинально. Решила сделать дополнительный подарок своими руками из того, что имелось в доме.

Накрахмалила кусок мешковины и приклеила на него буквы из красного шнура - изречение Л.Алексеевой, которое услышала весной этого года: «Через 10 лет созреет в России гражданское общество. 2007, Л.Алексеева». Мешковину привязала к красной палочке, навесила кисточки такого же цвета и прицепила этикетку: «СЕРМЯЖНАЯ ПРАВДА. Идея Людмилы Алексеевой. Исполнение Наталии Новожиловой».
Не представляете, какую бурную радость моя незатейливая самоделка вызвала у юбилярши! Оказывается, я попала в точку: именно этой самой мыслью - «пророчеством» о созревании гражданского общества к 2017 году - Людмила Михайловна завершила свою речь на торжестве в гостинице «Космос». И мою «Сермяжную правду» повесили на самое видное место. Я сидела в зале и гордилась своим творчеством.




Гости всегда делают вид, что пришли из любви к юбиляру, но втайне ждут застолья. Обычно за пиршественным столом и произносятся хвалебные речи. Но Алексеева два часа перед банкетом отвела на толковище (как она выразилась) по теме «Что же будет с Родиной и с нами?». И запретила выступающим произносить её имя и фамилию больше одного раза. «Я, - сказала Людмила Михайловна, - простая рабочая лошадка. Не хочу, чтобы меня расхваливали, как на похоронах».

Гости весело приняли лёгкую ноту, стараясь не морочить слушателей занудным официозом.

Председатель Ассоциации адвокатов России, член Общественной Палаты Генри Резник пророкотал своим уникальным баритоном: «Вы поставили вопрос: «Что же будет с Родиной и с нами?». И я должен ответить. Так как я человек конкретный. Авторитарность может обеспечить кратковременный экономический подъём, но только свободные люди в свободной стране могут создать процветающее государство. Правозащитникам грозят опасности. Фон ухудшается. А сами правозащитники грешат снобизмом, неполитизированностью, демагогией, популизмом, непрофессионализмом».


Президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов сказал, что Людмила Алексеева - бабушка всего, чем правозащитники сегодня занимаются. Причём активная бабушка. «Мы научили власть - послушайте, на каком демократическом языке она говорит! Можно подумать, будто люди во власти книги читали!» - радовался Симонов.



«Одно слово Алексеевой закрывает эффект от многочасовой пропаганды телевидения, - заметил Михаил Касьянов. - Сегодня дух КГБ присутствует в нашей жизни. Идёт перемалывание душ. Нефтегазовый разгул чиновников и уверенность власти, что она будет вечно, напоминает период перед распадом СССР».

Остальные участники толковища краткостью не отличались.

Зачитали открытку от Ходорковского: «Многие годы Вы - символ несгибаемости и надежды...».

Через два с половиной часа после начала церемонии, почти к банкету, прибыл изрядно в последний год располневший Никита Белых. Он бодро пообещал, что через год после 2017-го, обозначенного бабушкой Людой как переломный, президентом России станет кандидат от демократических сил. И под смех присутствующих добавил: «По ощущениям - кто-то из зала».

Людмила Алексеева принадлежит к поколению оттепели. Она сама признаётся, что вся её жизнь поделена почти поровну - до и после середины 60-х. Обычная биография обычного советского человека, которого к протесту привела сама советская действительность. В студенчестве она задумывалась, почему у нас всё не так? В аспирантуре прочла все тома Ленина - и труды вождя мирового пролетариата были разоблачительнее, чем подпольный диссидентский самиздат! Из работ Ленина так и выпирал разбойный характер компартии и власти. (Кстати, я тоже стала прозревать именно после чтения собраний сочинений Ленина. - Н.Н.). И ещё до ХХ-го съезда Алексеева всё поняла. Поняла, что устала от лжи, насилия, истребления людей государством. Но не знала, куда идти и что делать. Потом познакомилась с Орловым, Синявским, Даниэлем, Богораз и их товарищами, которых тогда называли диссидентами. «Какие мы тогда были правозащитники? Мы самих себя не могли защитить - почти все прошли через тюрьмы и психушки. Самая лёгкая доля для нас была - вынужденная эмиграция. А ведь мы всего-навсего требовали соблюдения советской конституции!» - говорит Людмила Михайловна.

Алексееву вместе с мужем, известным учёным-математиком, выслали за границу. В мае 1986 года она получила разрешение вернуться на родину. Её сверстницы тогда уже отдыхали на пенсии, а Алексеева, возглавив Московскую Хельсинкскую Группу, окунулась в работу. «Мне фантастически, необыкновенно повезло, что участвую в новом этапе правозащиты - теперь уже в несоветской России», - восклицает сегодня Людмила Михайловна Алексеева. Алексеева не склонна переоценивать усилия правозащитников. «Из 10-и случаев правовой защиты только в 3-х мы добиваемся успеха», - с горечью констатирует она.

Но 25 лет сопротивления «словами» не прошли даром. Распад СССР был бескровным, в том числе благодаря Алексеевой и её соратникам по правозащитной деятельности. О современной ситуации председатель МХГ говорит с горечью: «Несмотря на то, что сегодня наше государство очень богатое, оно не помогает людям, а мешает. При общем откате от демократии, началось наступление на правозащитные организации. Тяжело наблюдать съёживание правозащитного сообщества и превращение выборов в фарс. Конституция превращается в пустую декларацию, как в СССР». Но Людмила Алексеева уверена: «Мы прорвёмся!». И объясняет, на чём основан её оптимизм: «В Советском Союзе горстка диссидентов противостояла супердержаве. И где сейчас эта держава? А мы вот они! Российские люди уже не «совки», как мы раньше сами себя уничижительно называли. И поэтому через 10-15 лет - вот вспомните слова бабушки Люды! - будет у нас в стране гражданское общество! И тогда, кто бы ни сидел в Кремле, российские граждане не позволят власти вести себя с собой как с быдлом».



Л.Алексеева видит ростки гражданского общества в самоорганизации людей «снизу», когда они самостоятельно объединяются для защиты своих прав в организации жильцов дома, общество автомобилистов и т.п. Вячеслав Лысаков, основавший всероссийское общество автомобилистов «Свобода выбора» (помните, как по всей стране проходила манифестация «на колёсах» с оранжевыми ленточками?) - надежда Л.Алексеевой. Об этом она шепчет Вячеславу на ухо.



(Опубликовано в газете "ТОМИКС-Владимирская газета")
А это я там, на юбилее:

Алексеева, дружеское, позитифф

Previous post Next post
Up