грядущий кризис в России

Mar 18, 2008 23:49

НА ПОРОГЕ АПОКАЛИПСА

Когда Америка чихает, у России начинается пневмония

Знаете ли вы, кто восемь последних лет давал президенту Путину советы по вопросам экономики и финансов? Даю подсказку: ребята-демократы. В их числе самые известные имена - Греф, Кудрин, Чубайс, Гайдар. Во многом благодаря им ещё в 1997 году в России начался рост экономики. Во многом благодаря им происходят и те безобразия, которые происходят.
Гайдар подпирал главную персону государственной власти всей мозговой мощью возглавляемого им Института Переходного Периода. Да, нашу экономику держали наплаву высокие цены на нефть. Держали как утопающего за волосы. Но захлебнуться ей, экономике, всё-таки не позволял Гайдар. Он, можно сказать, периодически делал этой порочной даме искусственное дыхание и тем самым продлевал жизнь в синеющем теле.
Егора Тимуровича не раз спрашивали, зачем он своими советами и научными разработками уберегает действующую власть от ошибок? «У экономики и медицины есть сходные черты, - отвечал Гайдар, - если у хирурга на операционном столе умирающий больной, которого хирург не любит, это не повод, чтобы больного зарезать. Поэтому я считаю своим профессиональным долгом делать всё, чтобы не допустить в России катастрофы. Я уже пережил тяжелейший кризис начала 90-х, когда возглавлял правительство в условиях революции. Никому больше не пожелаю подобного».
Кто-то называет такую позицию учёного патриотичной, а кто-то видит в ней лишь желание иметь хороший заработок при любой власти, когда как бы из сострадания хвост кошке отрезают по частям. Впрочем, мотивация Гайдара не имеет значения. Главное - его действия. А последнее дело Гайдара похоже на новогодний подарок: он предрёк России скорый кризис. Нет, кризис - слишком мягкое слово: катастрофу. Такую катастрофу, после которой дефолт 98-го будет вспоминаться как райское время. Короче, ожидается примерно то же самое, что в начале 90-х годов. Только тогда мы сползли на дно с невысокого холмика «советского товарного дефицита», отделавшись лишь синяками на задницах. А грядущая катастрофа брякнет страну оземь с высоты привычного обилия продуктов и хороших вещей так, что кости затрещат.
В другое время заявление Гайдара произвело бы сенсацию. Но в предвыборной сумятице на пророчество экономиста обратили внимание только несколько центральных СМИ.

КРИЗИС НЕИЗБЕЖЕН

Соединенные Штаты - это крупнейшая в мире экономика, динамично растущая на протяжении более чем двухсот лет и дающая до четверти мирового ВВП (валового внутреннего продукта). Это реальность, и с ней надо считаться.
Каждые 5-10 лет в США происходит замедление экономического роста, а попросту говоря, кризис, спад экономики. По-научному - рецессия. (Советую вам выучить это новое слово, как в 98-м «дефолт»). Последняя рецессия происходила в Штатах давно, в 2001 году. Пауза между рецессиями больше десяти лет ещё не случалась. Следовательно, вот-вот ожидается новый кризис. Предпосылки очередной рецессии уже наблюдались в конце прошлого года в связи с ипотечными проблемами в американских банках. Замедление мирового экономического роста в этом году или в следующем (самое позднее - в 2010-м) является просто неизбежным.
Любое изменение в развитых странах многократно отзывается в развивающихся. Например, незамеченное в западных странах снижение темпов роста экономики всего на 1,4% привело к тому, что в Таиланде вместо притока капитала в 9% произошёл отток под 15% (т.е. разница в 24%!) и ВВП упал на 10%.

«ОСТРОВОК СТАБИЛЬНОСТИ» ПОСТИГНЕТ СУДЬБА АТЛАНТИДЫ

А как американская рецессия скажется на России?
Министр финансов Кудрин на последнем экономическом форуме в Давосе всех успокаивал: Россия останется островком стабильности среди волн мирового кризиса. Убаюкивающие заявления подневольного чиновника накануне президентских выборов!
Гайдар же уверен, что от рецессии в США больше всех пострадает именно Россия. Потому что наша страна сильнее всех государств в мире зависит от происходящего в Америке. Это следствие структуры нашего экспорта: 83% российского экспорта - это нефть, газ, металлы, а когда темпы роста мировой экономики снижаются на 2-3%, стоимость этих товаров падает на ДЕСЯТКИ процентов.
В 1998 г. (после кризиса в юго-восточной Азии) и в 2001 годах (после теракта в США) было мизерное замедление мировой коньюктуры. А как в России отозвалось, помните? Скажем, в 2001-2002 гг. на фоне сравнительно мягкой рецессии в США (2,3%) темпы роста в России упали в 2 (в два) раза!
Сколько было антиамериканской риторики на официальном уровне и в российских СМИ в последние годы! Как мы кулачком американцам грозили, как мы радовались тому, что в американской экономике назревают проблемы, сколько это обсуждалось! Но как только американская экономика «чихнула», у нас стали появляться симптомы пневмонии. Поэтому, чтобы не выглядеть смешным при выстраивании внешней политики, надо как минимум знать законы экономики.
Что произойдёт в России в случае мировой рецессии? Гайдар перечисляет: быстрое исчерпание валютных резервов, накопление внешней задолженности, трудности с её обслуживанием, вынужденная резкая девальвация рубля, скачок инфляции, тяжелая проблема в банковской системе, антикризисная жесткая программа, неизбежное падение уровня жизни большинства населения, стагнация экономики на протяжении, по меньшей мере, пяти-семи лет. Кроме того, такое развитие событий потенциально угрожает целостности страны.

НО У НАС ЖЕ ЕСТЬ СТАБФОНД!

Каким образом вылезают из кризиса сами американцы? США научились проводить такую финансовую политику, которая сглаживает цикличность мировой коньюктуры. Эта рациональная политика получила в кругах экономистов название «политика а-ля Клинтон» (в противовес неразумной политике а-ля Буш). И рядовые американцы проходят период рецессии достаточно безболезненно. Почихают немного, высморкаются и живут дальше.
До 2003 года в России тоже проводилась политика а-ля Клинтон. Затем структурные реформы резко затормозились. И уже в 2006 г. под крики «нельзя образовывать резервы, когда в стране столько проблем!» российская политика стала а-ля Буш. Мы много тратим и тратим нецелесообразно.
«В МВФ меня всё время спрашивают, зачем Россия накопила столько золота, - рассказывает Гайдар. - Я отвечаю: это подушка безопасности. Золотовалютный запас вкупе со стабилизационным фондом всё ещё в 10 раз меньше, чем требуется стране. Быстрый рост доходов бюджетов всех уровней создал эйфорию: всем кажется, что денег в России куры не клюют. И руководители во власти говорят: «Появится проблема - выделим деньги». Заблуждение!».
Короче говоря, если наступит кризис, то запасов для выплат пенсий, зарплат бюджетникам и т.д. хватит всего на год-полтора. А кризис по самым оптимистичным прогнозам продлится три-четыре года. По пессимистичным - лет семь и более. При этом тяжелее всего придётся самым бедным россиянам (кто бы сомневался!). И в правительстве этот вариант уже просчитан. То есть руководство страны знает, каким образом выживет большинство населения в условиях сто-тысячекратного подорожания товаров, как это происходило в памятном 1992 году. Считается, что у населения дома хранятся немалые денежки «на чёрный день». Когда тряханёт, бедняки будут тратить свои накопления на хлеб и картошку. Так и протянут три-четыре года. (Подробно сценарий апокалипсиса расписан в публикации «Т» №23 за прошлый год «Россию ожидает стресс»).
Сегодня совокупный корпоративный долг России превысил 300 млрд. долларов (для сравнения: восемь лет назад весь государственный долг России составлял только 130 млрд. долларов, и его погашение преподносилось как величайшее завоевание руководства страны).
300 млрд. долларов - это в основном долги государственных корпораций. Самые крупные должники - Газпром, Роснефть, ВТБ, Сбербанк. Гайдар назвал их долги квазигосударственными. Они не оформлены на бумаге как государственные, но с точки зрения западных кредиторов это государственные займы. Получается так, что наше правительство одной рукой сокращало государственный долг, а другой рукой одновременно быстро наращивало задолженность коммерческих предприятий.
Законы России не предусматривают компенсацию задолженности коммерческих предприятий из госбюджета или стабфонда. Но в условиях российской бесконтрольности и безнаказанности никто не поручится, что из госказны не позволят зачерпнуть «мелочь» в 300 млрд. долларов. По некоторым данным несколько госкорпораций уже обратились к правительству с просьбой рефинансировать её задолженность иностранным банкам.
Но, возможно, кредиты с Запада используются на благо страны? Например, вкладываются в разведывание новых запасов сырья, в высокие технологии, модернизацию оборудования? Нет, говорит Гайдар, заимствования госкорпораций расходуются более неэффективно, чем можно себе представить. Что в переводе на русский разговорный язык означает одно: кредиты от иностранных банков тратятся на красивую жизнь руководства предприятий-должников. А платить за это, скорее всего, предстоит нам. И это усугубит экономическую катастрофу.

КАК СПАСТИСЬ?

Да, в чём наше спасение от ужасов грядущей рецессии? Хотелось бы, знаете, иметь надежду на светлое будущее.
При разумной экономической политике катастрофы не будет, только замедление темпов роста, обещает Гайдар. Но на этом его оптимизм исчерпывается: «К сожалению, есть серьезные факторы риска. Во-первых, у руководства страны нет программы действий вообще. Никакой. В результате такой беспечности можно прийти к такой полномасштабной экономической катастрофе, за которую заплатят, к сожалению, не те люди, которые принимают решения, а страна в целом».
Разумная экономическая политика по Гайдару означает срочное проведение как минимум двух действий:
1) прекратить подстёгивать рост экономики (в первую очередь, сократить государственные инвестиции),
2) позволить девальвацию рубля, то есть ослабить курс рубля по отношению к доллару на 4-5 процентных пункта.
По большому счёту, мы бы тоже отделались чиханием, как американцы, если бы у нас в России существовал нормальный государственный аппарат. То есть прозрачность финансов на всех уровнях, закон, обязательный для всех, независимая судебная власть, разделение властей, свободная пресса, неприкосновенность частной собственности и т.д. Всё вместе это называется демократия. Её в России нет. Есть безграничная коррупция и беззаконие. Стало быть, все предпосылки для апокалипсиса. А когда он настанет, населению преподнесут ухудшение жизни как следствие отсутствия во власти одной популярной персоны, чья фамилия, если ещё не забыли, Путин. И большинство в это объяснение поверит.
В этой связи снижение цен на нефть для России стратегически будет только во благо. А это снижение обязательно произойдет не сегодня, так завтра.

Лекции Егора Гайдара в Высшей Школе Экономики и в Клубе Региональной Журналистики для читателей «Т» популярно пересказала
Наталия Новожилова

ЧУДЕС НЕ БЫВАЕТ
Недавно в Москве в Центре стратегических разработок выступал Риккардо Хаузман, профессор Гарварда. Он родом из Венесуэлы. Хаузман рассказал, как он прогнозировал развитие венесуэльской экономики, когда Чавеса второй раз избрали президентом: учёный продал дом, всё имущество и уехал в Штаты со всей своей семьёй.
Про Россию он сказал примерно так: «Максимум через пять лет цены на нефть упадут. И тогда что вы будете делать?». Российские учёные-экономисты ему ответили, что у нас стабилизационный фонд, ответственная финансовая политика, нам в случае кризиса ДЕНЕГ ХВАТИТ НА ГОД.
«А потом что? - спрашивает профессор. - У вас новая высокотехнологичная продукция занимает в экспорте всего-навсего 1,5%. Сколько новых конкурентоспособных продуктов вы за всё это время вывели на рынок? Ни одного! Чудес не бывает. Чтобы вашей стране подняться, надо научиться делать продукцию, конкурентную на мировом рынке. В самых благоприятных условиях вам понадобится на это лет 40-50».

Путин, кризис, Гайдар, нефть

Previous post Next post
Up