Идем дальше! Сегодня поговорим о ЛЕНИ.
Прежде всего, давайте определимся, что такое лень?
Это нежелание делать что-либо, что делать вроде как надо, но не хочется, не можется, не делается…
Обществом (сначала родителями, позже учителями, наставниками, начальством) лень резко осуждается, даются советы по преодолению этого позорного качества. Человека изначально настаивают на борьбу с этим пороком, причем борьбу длительную и трудную.
Разберемся, действительно лень так уж плоха, надо ли с ней бороться и если да, то как?
Откуда берется лень:
Изначально лень была вызвана элементарным недостатком ресурсов: у пещерного человека просто не было возможности делать что-то «лишнее», кроме того, что приносило конкретную материальную выгоду. Пошел на охоту - убил зверя - поел, лег отдыхать и копить силы для новой охоты. Все направлено на получение результата, даже пещерная живопись носила сугубо утилитарные функции: задобрить силы природы, помогающие добывать пищу.
А вот делать важное (охотиться, собирать плоды и съедобные коренья) пещерному человеку было вовсе не лень! Потому что от этого зависело выживание человека и его племени! Делай важное и не делай неважное - и будешь жив.
Вот такая простая логика, для понимания которой не надо получать высшее образование и докторскую степень.
И эта логика заложена в нас, как в далеких-далеких потомках тех древних людей. Мы, со всем нашим образованием и опытом, точно также, на подсознательном уровне делим дела на важные и неважные для нашего выживания и удовлетворения наших потребностей.
И точно также не стремимся делать дела, которые наш спинной мозг считает неважными!
Мы, благополучные пра-пра…правнуки питекантропов, не обременены заботами о ежедневном добывании хлеба насущного и борьбой с холодом, природными явлениями и дикими животными. Поэтому наша лень расцветает пышным цветом, а мы сидим и думаем, как же нам с ней бороться.
Идем дальше, в менее древние времена, когда мы были детьми, и наши заботливые родители грузили нас рассказами о том, как важно хорошо учиться в школе, и мыть руки перед едой. Нам рассказывали о том, как плохо быть ленивым и что хорошие детки делают все, что говорят взрослые. А мы НЕ ПОНИМАЛИ, почему надо сначала сделать уроки, а уж потом идти гулять!
Ведь уроки не приносили нам никакой прямой, конкретной выгоды, кроме абстрактных баллов красной ручкой в дневнике.
И, опять же, нам ведь было совершенно не лень часами носиться во дворе, а вот бегать кругами по стадиону на физкультуре - лень…
Та же история - в институте: учеба не движется до тех пор, пока до экзамена не остается ночь, до диплома - неделя. И тут работа начинает кипеть! Работоспособность у студента, которому осталось до сдачи меньше, чем реальный срок, нужный на подготовку - просто феноменальная! Горы может свернуть! Только почему ТАК НЕ ВОВРЕМЯ?..
Ну и время настоящее. Недавний разговор в Скайпе: «…и текущие проекты я откладываю, а потом делаю впопыхах…вот сегодня например, чтобы всё сделать нужно было бы встать пораньше, но я проспала до обеда : ( »
Основные причины лени
У каждого они, конечно, свои, но можно их свести к неким базовым:
1. Низкий уровень мотивации (не уверен, что надо это вообще делать; делаю для кого-то, а нужно ли).
2. Нехватка силы воли: знаете, что сделать все равно придется, а заставить себя не можете.
3. Нехватка энергии: следствие усталости, недосыпа или более серьезных проблем со здоровьем
4. Боязнь ответственности: лучше не сделать, чем сделать плохо
5. Интуитивная лень: есть ощущение, что этого делать не надо или есть другой, более простой способ решить задачу
6. Нечетко поставленная задача: непонятно, с какого боку подойти к решению и проще вообще не подходить
7. Откладывание: искусственно создаваемый дедлайн
Задание 1: Проанализируйте, какая из причин лени в вашей жизни встречается чаще всего?
Надо ли бороться с ленью?
Мой ответ: бороться - не надо.
А что же надо тогда?
Надо понять, почему лень пришла к нам сейчас? Что за сообщение она принесла?
Почему ваше тело, или мозг, или подсознание дало команду лениться? Какую полезную функцию выполняет для вас лень в настоящий момент?
И поняв это, поступать дальше в соответствии с этим пониманием.
Чтобы разобраться с тем, что же значит лень для вас лично, можно проделать такое упражнение.
Задание 2
1. Вспомните хотя бы одну ситуацию, когда лень вас сильно подвела. Расскажите, какие чувства вы испытывали тогда, какие чувства у вас прямо сейчас?
2. А теперь вспомните хоть одну ситуацию, когда лень вам очень-очень помогла, и если бы не она…и какие чувства в связи с этим?
3. Творческая задача - какую функцию берет на себя Ваша лень? Что на самом деле она делает для вас полезного, как в связи с ее функцией ее можно переименовать? Придумайте другое ИМЯ для вашей лени!
Как лень может нам помочь
Прежде всего, постарайтесь отделить лень «вредную», которая мешает делать действительно важные дела, от лени полезной, которая является защитной реакцией организма, когда мы не замотивированы, когда устали, когда поступаем вопреки здравому смыслу.
Полезная лень:
- не позволяет нам загнать себя в ловушку трудоголизма
- дает нам креативные способы решения сложных задач
- помогает сделать меньше, успев больше
Задание 3 Поищите способы сотрудничества со своей ленью! Где, в чем, когда она может быть вам полезной?