Добрый день! Сегодня начинается 3-й-день нашего тренинга и прежде, чем мы начнем, я бы хотела выделить пару важных моментов.
1. Я очень рада, что многим из вас понравилось рисовать карты и вы уже почувствовали результаты:)
2. Использование рисунков в карте - это замечательный способ расширить рамки нашего мышления, однако, это совсем не обязательно. Для обычной систематизации дел по какому-то проекту, составления списка продуктов и многого другого, картинки не обязательны. Но, если у вас возникает желание что-то изобразить графически - рисуйте. Карта - это очень индивидуальный проект, каждый рисует так, как чувствует, так как ему удобно. Есть базовые правила, которые помогают сделать и карту, и сам процесс эффективней, но даже в рамках этих правил, вы можете выбирать то, что вам больше подходит.
Продолжаем двигаться вперед и осваивать возможности ментальных карт!
Напоминаю, принцип карты:
С помощью ментальных карт, можно не только увидеть проблему в целом, но и найти решение для каждой сферы жизни и прописать свои планы. Кроме того, карты разума помогают визуализировать мечты и желания, а также продумывать способы их воплощения в нашу жизнь.
По сути, то, что мы делали вчера, когда рисовали карту своей жизни, очень напоминает колесо баланса и определение приоритетов. С одной особенностью - карта гораздо наглядней и подробней. Мы видим проблемные области, и наш мозг сразу ищет и предлагает варианты решения.
Наверняка, некоторые из вас вчера столкнулись с тем, что даже листа А3 слишком мало, чтобы подробно записать все. Сфер много, идей, планов и, соответственно, обязанностей громадьё, а все не влазит. Так и хочется доклеить ещё пару листов или взять лист побольше. И как с этим жить?
Если у вас есть потребность более подробно расписать какую-то область жизни, возьмите отдельный лист и приступайте. Это может быть работа, организация здорового образа жизни, развивающие занятия с ребенком, семейный досуг, хобби, список удовольствий и многое другое. У многих "проседают" сферы отношений, ухода за собой и отдыха, у некоторых страдает работа и самообразование. Хорошая возможность подумать над этим и поискать варианты.
Распишите сферу так подробно, как только можете. Одним цветом выделите то, что у вас уже есть или то, что вы уже делаете в этой области жизни. Контрасным цветом выделите то, что вы бы хотели добавить, чтобы ваша жизнь стала более насыщенной и яркой и приносила больше удовольствия.
Рассмотрим более подробно, для чего ещё мы можем использовать ментальные карты:
- поиск творческих решений
Благодаря тому, что ментальные карты основаны на ассоциациях - они прекрасно работают для генерации новых идей методом мозгового штурма.
«Ассоциации - это инструмент, посредством которого наш мозг адекватно воспринимает реальный мир, соотнося наши текущие восприятия с предыдущим опытом, и, кроме того, является ключом, отпирающим двери к тайникам памяти и мышления.
Коль скоро центральный образ и базовые порядковые идеи нами определены, ассоциации способны привести вас к самым потаенным глубинам знания о предмете вашего интереса.»
Таким образом, вы можете использовать карты для создания плана презентации, статьи или конференции. Для создания списка покупок, продумывания меню и организации своего платяного шкафа. Для составления списков дел и планирования рутин.
- обучение и подготовка к экзаменам
Даже если вы давно уже не студент, вы все равно каждый день продолжаете узнавать что-то новое. Занимаетесь саморазвитием, проходите тренинги, читаете книги, посещаете семинары и конференции. Ментальные карты прекрасно подходят для систематизации такого рода информации, более того, они помогают глубже вникнуть в материал и быстрее и на дольше запомнить.
Пример изучения английского языка с помощью ментальной карты:
- принятие решений с помощью коучинговых вопросов
Если вам нужно принять какое-то сложное решение, и вам не кажется эффективным совет выписывать в столбики все плюсы и минусы такого решения, вы можете использовать потенциал ментальной карты. Для этого в центре листа поместите центральную идею, с которой вы хотите разобраться и задайте себе по очереди вопросы:
- Что случится, если я сделаю это? Представьте себе, что вы уже приняли положительное решение. К каким последствиям для вас и других людей это привело?
- Что случится, если я этого не сделаю?
- Чего точно не случится, если я сделаю это?
- Чего не случится, если я не сделаю этого?
Запишите пришедшие варианты ответов на ветвях вашей карты (на каждый вопрос выделите отдельную ветвь). Проанализируйте результаты, которые у вас получились. Это поможет вам легче принять правильное решение.
Эту же схему можно также применить и для выбора нужного варианта из нескольких альтернатив.
Интеллект карты и тайм-менеджмент:
Кроме того интеллект карты можно с успехом использовать в союзе с методами тайм-менеджмента. Итак, комбинируя карты и тайм менеджмент, можно эффективно:
- Составлять списки дел, руководствуясь ментальной картой. Нам ничего не мешает, выписать рутины или перенести список покупок в блокнот и сделать себе напоминание.
- Приоритезация задач - для этого достаточно пронумеровать идеи, изображенные на карте в порядке убывания важности. Или выделить дела первостепенной важности с помощью цвета.
- Определить приоритеты - мы уже говорили о том, что карта нашей жизни прекрасно демонстрирует как наши сильные стороны, так и обращает внимание на те, с которыми нужно поработать. С помощью цвета, размера букв и толщины линий, мы можем с легкостью отделить важное от второстепенного. Кроме того, часто сам внешний вид и множество возникших ассоциаций уже указывает на то, какую именно сферу вы считаете важной.
- Поставить цели - вы можете устроить мозговой штурм и определить как свои долгосрочные цели на 1,3,5, 10 лет, так и краткосрочные цели на ближайшее время.
- Ловить «кайросы», то есть привязывать дела к удобным моментам или к определенным ситуациям. Например, с помощью карты, можно составить недельное меню, план отдыха, список вещей, которые нужно взять в дорогу, список книг, список покупок и т.д.
Ментальные карты являются очень эффективным способом организации нашего мышления, систематизации и структуризации разноплановой информации. Карты также прекрасно справляются с задачами, где необходимо применить творческий подход и визуально представить весь проект в целом. И именно благодаря этим возможностям, я и выбрала их в качестве основного инструмента для нашей недели.
Но, справедливости ради, нужно отметить, что ментальные карты все же не панацея от всех бед. Для составления рабочих планов, которые требуют синхронизации во времени разных процессов и точности выполнения больше подходят не карты, а специализированные программы для ведения проектов. Для того, чтобы начать воплощать в жизнь нарисованные планы, нужно регулярно просматривать карту, составлять на её основе списки дел и ставить себе напоминания.
Иногда в процессе создания карты появляется новая идея или мысль, которую невозможно вписать в существующую структуру, так как она представляет такую же ценность, как и главная идея карты. Что же делать? Можно перерисовать карту начисто, с учетом возникшей идеи, а можно использовать программы для создания ментальных карт. Так по крайне мере не придется переписывать всю информацию от руки, а можно будет просто скопировать в новую ветвь.
Завтра мы с вами поговорим о том, какие бесплатные программы для создания карт существуют и как ими пользоваться.
Задания:
- Выберите 1 или 2 важные области вашей жизни, в которой вам хочется навести порядок, систематизировать знания или продумать план действий. Это может быть любая область, например, отдых, работа, занятия с ребенком, здоровье, спорт.
- Нарисуйте для неё ментальную карту
- Напишите в комментариях к посту, какие ощущения возникли, удалось ли создать ясность?
- Примените технику поиска решения с помощью коучинговых вопросов. Какую проблему вы хотите с её помощью решить?
- Напишите, пожалуйста, в комментариях, удалось ли достичь нужного результата с помощью ментальной карты и коучинговых вопросов?
С уважением, Ольга Кошелева,
Личный тренер по созданию рабочего баланса.
Автор проекта
http://home-and-work.com/ - о тайм менеджменте для работающих мам, самоорганизации, занятиях с детьми.