Специалист подобен флюсу
- полнота его одностороння.
Козьма Прутков.
Когда даешь сообщение об обучении, о своем тренинге, часто в комментарии приходят разные люди, которые ведут себя одинаково. Я называю этот типаж «специалист».
Общение со «специалистом» часто проходит по такой схеме:
1. «Специалист» просит показать ему (один из вариантов)
· мой сертификат (те, кто учились на курсах с выдачей сертификата),
· портфолио (обычно его просят фрилансеры или люди из маленьких фирм),
· свидетельство о государственной регистрации (люди из обучающих центров, которые какое-то свидетельство получили),
· документ, что у меня есть право преподавать (похоже, это люди из сферы образования).
Иногда это делается резко и невыдержанно. В стиле/с метасообщением «Да ты вообще кто такой?»; иногда с целью устроить членомерку, метасообщение «Я крутой, а ты - нет!».
Вопрос этот иногда задается подчеркнуто, нарочито вежливо (первый признак, что мы столкнулись с игроком по Берну).
Дайте мне шесть строк,
написанных честнейшим из людей,
и я найду в них повод его повесить.
Кардинал Ришелье
2. Можно предъявить «специалисту» то, что он хочет. Но это будет только начало! Он обязательно находит к чему придраться. Это может быть всё, что угодно. Начиная от реальных недоработок и очевидного несовершенства результата (что почти всегда есть в реальных проектах - с ограниченным бюджетом) до простых опечаток в тексте. После того, как он укажет на реальные или придуманные недостатки, последует вывод для публики: «Это не профессионал!» и разной экспрессивности призывы «Берегитесь обмана!».
3. Если попытаться по-человечески разъяснить что к чему, уйти в технические детали и начать объяснить, что такой-то метод не применялся по такой причине, а вот это было сделано специально и т.д. То ничего хорошего из дискуссии не выйдет. Кто из нас любит, когда с вами спорят? У «специалиста» уже есть свое мнение. И переубедить его не удастся. Все доводы будут истолкованы как попытки оправдаться, и как дополнительные свидетельства виновности.
4. Последняя фаза - переход к оскорблениям. «Специалист» считает, что он «доказал» вашу проф непригодность и хочет виртуально пнуть, обозвать, оскорбить. Чем дольше шло общение, тем больше удовольствия получит «специалист».
Сценарий напоминает какую-то игру, описанную Эриком Берном в книге
Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений.
Даже небольшой опыт показывает, что «выиграть» нам в этой игре невозможно.
· Во-первых, вменяемый человек, каким бы специалистом он ни был, эту игру не начнет.
· Во-вторых, практически невозможно «специалиста» переубедить. (Напишите, если вам это удавалось.)
· В-третьих, он уже владеет темой, которой посвящен тренинг. Он не входит в целевую аудиторию! Даже если после долгих переговоров его удастся в чем-то убедить - он все равно не станет клиентом! Все время и внимание, которое ему можно уделить будет потрачено впустую!
· И вообще, не зря говорят «никогда не спорьте с дураком: люди могут не заметить разницы».
Что делать?
Я вижу только три способа
1. Банить. Внести человека в черный список, закрыть ему доступ на площадку с обсуждением.
Понятно, что это возможно только на своей или иногда на дружественной площадке. А таких слишком мало.
На чужих площадках можно разве только дождаться, пока «специалист» перейдет к оскорблениям и только потом обратиться к модераторам. Но тогда мы уже получим весь вред (затраченное время, негативные эмоции) а «специалист» все свои удовольствия, прежде чем, быть может, его призовут к порядку. Слишком дорогая цена!
2. Посылать. Далеко посылать. На нужное количество букв.
Но это плохо выглядит со стороны: это неадекватное поведение - сразу посылать на первый же вежливый вопрос. И тогда могут забанить уже нас :) Тоже не подходит.
3. Игнорировать. Не вступать в дискуссию. Не отвечать на сообщения.
Мне не очень нравится такое решение. Но ничего лучше пока придумать не могу.
Сейчас добавил в свой мини-FAQ такой ответ:
Я не предъявляю документы и не вступаю в дискуссию по этому поводу. Как пример моей работы посмотрите электронную книгу (внизу страницы).
Если же вы не уверены, не можете решиться, хотите чтобы вас долго уговаривали - пожалуйста, найдите себе другой тренинг.
Конечно, кажется идеальным решением - сначала набрать нужных сертификатов, дипломов, отзывов, стать публичным, известным человеком и задавить авторитетом. Но это только кажется.
На самом деле все продвинутые люди постоянно подвергаются нападкам посредственностей!
Постоянно вижу это на примерах.
В рассылках у Е.Гильбо и Ю.Мороза, в живом журнале у Д.Галковского и Андрея parabellum07, в жизнеописаниях великих людей прошлого.
Это закономерность. Все подробности можно найти в работах Альтшуллера и Верткина:
Верткин И.М. "Бороться и искать" /Hить в лабиринте. Петpозаводск, "Каpелия", 1988
Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности Почему и зачем «специалисты» это делают?
Я вижу несколько причин.
1. Страх конкуренции. Чем больше людей будут это уметь, чем меньше дефицит специалистов на рынке - тем сложнее будет завышать цены, тем ниже будет зарплата среднего специалиста, тем придирчивее клиент или работодатель будет выбирать - кому дать эту работу.
2. Страх «раскрытия тайны ремесла». Чем больше людей знают и понимают тему, тем лучше придется работать, тем труднее их обмануть, тем труднее будет зашибать большие деньги.
3. Страх потери превосходства. Знание - сила. Многие люди хотят и пытаются легко, без усилий - не развиваясь самому, сохранить свое превосходство в знаниях, просто они желают помешать другим подняться на ступень выше. Не отвечать на вопросы новичков. Ввести ситему обязательной сертификации. Устроить закрытый клуб. Все что угодно, лишь бы не допустить в свой цех.
4. Зависть. Простое чувство, которое живет во многих малоуспешных людях.
Зависть ко мне, раз я на этом зарабатываю, а он - нет.
Зависть к тем, кто будет учиться: он долго с трудом и муками узнавал что да как, а теперь другие быстро всё получат на блюдечке с золотой каёмочкой.
Наверно есть и другие причины. Но это - к психологам и к психотерапевтам.
update: а ведь есть и рациональная причина!:
5. Прямая конкуренция. Возможно он тоже обучает других и я своей ценой просто перебиваю ему рынок. И уже ему придется объяснять - почему у него так дорого?
Я нигде не утверждаю, что это плохие или недо- специалисты. По-моему эти психологические механизмы мало связаны с реальной квалификацией.
Понятно, что очень продвинутые люди помнят, как нелегко они набирали свой опыт и потому никакой конкуренции не боятся. Они дорожат своим временем и не будут отвлекаться на нашу рекламу, так что их возражения мы вряд ли когда-нибудь услышим. Если конечно, не обратиться к ним специально.
Но в любой теме реально продвинутых, серьезных людей - меньшинство.