Вы, батенька, не Микеланджело! …УВЫ!

Aug 09, 2013 13:25

"Обсуждаем проекты монументов в память героев  и воинов России павших в годы Первой Мировой войны, выставленных в бывшем музее Ленина. ... Представьте себе яйцеобразный купол, аккуратно проломленный скульптором так, чтобы наше с вами внимание сосредоточилось бы на фигуре скорбящей женщины, держащей в своих объятьях умирающего солдата. «Прощай, Белый Свет!» - говорили русские мужики, покидая родные деревни без какой-либо надежды вернуться домой. И марш «Прощание славянки», под который уходили в бой маршевые батальоны в 1914 году, до сих пор вызывает слезы даже у не сентиментальных людей. Но у скорбящей женщины и у солдата лица абсолютно не славянские (см. ПРОЕКТ 22, 5).



И уже без труда вспоминаешь, что видел  оригинал,  которым «вдохновлялся»  лишенный комплексов автор… В базилике Святого Петра, в Ватикане! Там, правда, нет купола в виде разбитого яйца и погибший мужчина одет не в шинель, а почти раздет. Автор по фамилии Микеланджело не состоял в Союзе художников России. Но его работу «Пьета» (переводится как «сострадание», «милосердие», «почитание») или «Оплакивание Христа», запечатлевшую Деву Марию с Христом на её коленях, со студенческим старанием передирают даже «академики».



Среди проектов монумента  есть и странный солдат с лицом молодого Солженицына, использующий винтовку, словно гимнастическую палку, закинув руки за ствол и за приклад и намекая своей позой на распятие (см. ПРОЕКТ 29, 4).



Есть и  странноватая  группа камней, напоминающих по форме плавники акулы, или целый  зарытый в землю круглый  бассейн без воды накрытый стеклянной крышей по которой должны будут ходить ветераны и свадьбы (см. ПРОЕКТ 16, 1).



Нельзя без улыбки не рассматривать и 11 бронзовых фигур - целую футбольную команду(!), двое «форвардов» - конники, которые на обломке то ли льдины, то ли  скалы, клянут с революционным задором прошедший выше ворот мяч (см. ПРОЕКТ 10, 1).



Так что купол в виде разбитого яйца и Дева Мария, которую нам предлагают считать славянкой, ещё не самое плохое среди творений сегодняшних Микельанджело.

Смотришь, и веришь, что когда объявят, допустим, конкурс на памятник героям Куликовской битвы, погибшего воина оденут в кольчугу и вложат ему в руку меч, а когда найдут деньги на монумент войне 1812 года - на погибшем будут кивер и лосины.

В конце концов, даже песню «Вставай, страна огромная» сочинили вовсе не перед 1941-м, а перед 1914-м годом.

И может быть не стоит быть слишком строгими к ваятелям, воспитанным на типовых решениях художественных задач?!

Если допустимо оторвать голову у никем не купленного Колумба и присобачить на её место голову Петра Первого - почему недопустимо использовать скульптуру Микеланджело всего лишь как двухфигурный манекен для облачения персонажей в костюмы той эпохи, на которую выявился рыночный спрос?!

Но более всего угнетает безликость почти всех вариантов будущего памятника. Их оторванность от эпохи, которая все же не столь далека от нас, и отсутствие внутренней духовной составляющей монументов от признательных потомков. В основном среди конкурсантов второго тура преобладают эксперименты с пространством и материалом, без осязаемого  авторского замысла и  даже весьма  карикатурное изображение трагической  страницы русской истории, в виде многофигурных литературных описаний.  Заметно странное пристрастие некоторых авторов к не лучшему копированию памятников еврейскому холокосту в Северном полушарии.   Барельефы многих работ ярко показывают, до какой степени авторам неинтересна  предложенная тема.

Я не о миллионере Путилове, провалившем «гособоронзаказ» вполне в духе сегодняшнего времени и вынудившем Государя отправить на все военные заводы своих комиссаров, чтобы армии было чем и из чего стрелять. Я не о Великом князе Дмитрии Павловиче Романове, олимпийском чемпионе по стрельбе, декабрьской ночью 1916 года на набережной Мойки у дворца Юсуповых застрелившего Григория Распутина, популярнейшего киноперсонажах наших дней.

Для «молодых генералов своих судеб» 1914 года не нашлось  очередного англичанина Джона Доу, украсившего Эрмитаж галереей «Героев 1812 года».

Похоже, ни один из нынешних конкурсантов не дал себе труда пересмотреть если уж не хронику 1914 года, то хотя бы  хотя бы известный каждому из нас с детских лет фильм «Чапаев», где белого полковника потрясающе играл Илларион Певцов, тогдашний худрук Александринки, а одного из офицеров, в белой фуражке и в белых перчатках в полный рост под барабанный бой идущего в атаку на красные пулеметы, - режиссер фильма Георгий Васильев.

Сейчас таких лиц и такой породы уже не осталось.

Полковник в парадной форме, абсолютно не смущаясь, выносит на глазах у всего двора помойное ведро.

«Солдатушки, бравы ребятушки, кто же ваши Отцы?!»

Вы что-то уж очень зациклились на памятниках «Неизвестным солдатам».

Но хоть они и «неизвестные», у каждого была неповторимая индивидуальность, вам, увы, абсолютно неинтересная!

«Всех, кого взяла война, каждого солдата проводила хоть одна женщина когда-то!» Зачем же так обижать и солдат и их женщин?! Не по-людски это!

Когда, опередив американца Патона, генералы Лелюшенко и Рыбалко привели свои танки в Прагу, к старенькому генералу Шеллингу, последнему начальнику штаба в армии Деникина, пожаловали молодые вежливые гости из ратуши. Спросили: «Что вы подумали что почувствовали, увидев нас и наши танки на улицах Праги?!»

- Увидел хорошо выученных солдат, увидел офицеров С ЗОЛОТЫМИ(!) ПОГОНАМИ…Перекрестился и подумал: «Жива Русь!»

Андрей ПРОКОФЬЕВ

P.S. Выйдя во внутренний дворик  Ватикана  из Сикстинской капеллы, я услышал разговор двух «братков», присевших на лавочку: «Ну и жлоб этот Микеланджело! Не мылся, ел и все дела справлял под потолком - лишь бы не делиться ни с кем, всё бабло себе захапать!».

«На сайте «История России» организовано голосование за финальные конкурсные варианты памятника, но, к сожалению, есть предположения о возможности на нём «накрутки» голосов…

Некоторые достойные варианты памятника, имеющие много положительных отзывов в Сети, расположены во второй половине таблицы голосования (см. проект).

Возможно, это происходит из-за неучастия в «накрутке голосов», или это спровоцировано плохой защитой сайта. Вызывает недоумение, почему историки из военно-исторического общества не привлекли специалистов для защиты голосования на своём сайте, или был расчёт на имитацию активности народа за счёт «накрутки голосов»? В результате благородное начинание может потерять авторитет, а голосование на сайте военных историков из-за злоупотребления «накруткой» лоббистами некоторых вариантов памятника превращено в профанацию. Существует опасность, что результаты подобного «голосования» подорвут веру в объективность и честность организаторов конкурса и введут в заблуждение общественность».
http://www.журнал-союз.рф/?p=4860

100-летие, выставки, Герои, 1914, Москва, фальсификация истории, конкурсы, сайты, Минкульт, музеи, памятники

Previous post Next post
Up