Хлопушка (окончание)

Sep 08, 2018 13:12

                      События развивались стремительно. Леда теперь часто приходила к нам в гостиницу.  В номере Уткина на тумбочке появилось полусухое вино и ваза с яблоками: Виталий Геннадьевич и актриса репетировали. Обычно это происходило следующим образом: Уткин ходил по номеру и подавал реплики, а Леда отвечала ему, подобрав ноги на кровати. Иногда она вскакивала и что-то показывала. Уткин хлопал себя по коленам рукописью и смеялся до слёз, промокая уголки глаз носовым платком, а потом целовал её в лоб.  Леда смотрела на него со смесью радости и восхищения, но в то же время без  прежней робости. Она вдруг почувствовала свою силу.
                             Её почувствовали и другие члены съёмочной группы, особенно, что совсем не удивительно,  женщины. Девочки-гримёрши, ассистентка по актёрам, буфетчица, актрисы из массовки улыбались Леде при встрече, задавали вопросы, хвалили платье, причёску, вообще «чувство стиля». Те, кто видели её в театре, восхищались её игрой. Когда она привела на съёмки сына - умиление и восторг женской половины достигли своего апогея.  Но Уткину, кажется, это не понравилось, и больше Ванечку на  площадку Леда не приводила.  Так прошла неделя, другая. А потом Уткин неожиданно уехал в Москву.  Съёмки почти закончились, и группа изнывала от безделья.
                             Однажды вечером Леда стояла на веранде гостиницы. Было душно, где-то вдалеке слышались удары грома, но дождя не было.  Мы отбивались от комаров.  Она стояла у балки, набросив на плечи кофточку,  и  смотрела на темнеющее небо.
                             - Скажите, а какая сейчас Москва? - внезапно спросила она.
                             - А вы были там?
                             - Да, но… давно, году в девяносто третьем. Я тогда приехала поступать в театральный. Сейчас там, наверное, всё по-другому?
                             - Да, наверное.  Там всё изменилось.
                             - А вы москвич?
                             - Нет.
                             - Так какая она?
                             - Шумная, многолюдная, очень дорогая.  В общем, равнодушная.
                             -  А мне кажется, это самое прекрасное место на свете.
                             - Думаю, есть места и получше.  Попробуйте снять комнату с хозяевами или пообщайтесь с ментами, когда нет регистрации. Тот ещё «лучший город земли».
                             - Вы не понимаете своего счастья, - сказала она.
                             - В чём же моё счастье?
                             - Мне кажется, там  есть жизнь. Трудная, жестокая, возможно,  но жизнь.
                             - А здесь разве всё плохо?
                             - А здесь… ты словно погребён заживо.
                             Больше она ничего мне не сказала.  В палисаде, в темнеющем грозовом воздухе тихо осыпались «золотые шары»; где-то в закоулках «Дома речника» затосковал сверчок.

Уткин вернулся из Москвы через четыре дня, хотя уезжал на сутки. И снова с Виталием Геннадьевичем произошли перемены. Он стал каким-то неприятно деловым,  почти суетливым, что при его статусе мэтра выглядело несколько комично.  Он вдруг засобирался в столицу, где, по его словам, простаивали павильоны. Но главное, его глаза стали фальшивыми, как у карточного  шулера. Все это почувствовали. И конечно, в первую очередь, Леда.
                             И гримёрши, и буфетчица,  и актрисы из массовки продолжали улыбаться ей, но теперь уже неискренне, с плохо скрываемым злорадством.
                             О чём они разговаривали в тот день в его номере? В каком часу  она ушла от него никто не видел.
                             Наш табор между тем двинулся с места.
                             Мне очень хотелось увидеть её напоследок, но я не находил повода. Повод дал  сам Уткин. Он привёз из Москвы игрушечную железную дорогу.  Теперь он передал её мне и попросил отнести.
                             - Кому? - спросил я.
                             - Ну чего ты ломаешься? Сам знаешь, - мастер был и раздражён и смущён одновременно.
                             - Будет записка?
                             - Нет.  Записок не будет. Хотя… подожди.
                             Я снова пошёл в барак на улице Чекалова,  и снова, как неоднократно за это лето, поднялся по ступеням, но в этот раз мне никто не открыл. Дверь, обтянутая клеёнкой,  хранила молчание. Я сунул записку в щель и оставил нарядную коробку у порога.
                             Тем же вечером мы уехали в Москву.  Уткин вместе с Полозовым и вторым режиссёром пил сначала в вагоне-ресторане, а потом у себя.  Я же ехал плацкартой и уже дремал, когда оператор тронул меня за локоть - Виталий Геннадьевич хотел меня видеть.  Уткин сидел в своём СВ, форточка была открыта и ветер развивал ситцевые занавески. На столе с остатками чужого пира, стояла незаконченная бутылка коньяка.
                             - Пей, - сказал мастер и налил мне стопку.  Он был уже пьян: движения его были замедленны,  рубашка на груди расстёгнута,  лицо лоснилось от пота.  Поговорили о путанице в монтажных листах и другой ерунде, но я видел, что не за этим он позвал меня к себе.  Он не смотрел мне в глаза,  - мне то было неприятно, - и сидел на кровати: грузный, пьяный, больной. Что-то мучило его.
                             - А я нашёл актрису на главную роль, - наконец сказал он. - Пробы очень хорошие.
                             Тон его был каким-то нарочито, неестественно игривым, словно он пытался перевести серьёзный разговор в шутку.
                             Я промолчал.
                             - Очень хорошая актриса, - снова  сказал он.
                             - Но это не Леда.
                             - Нет.
                             - А Леда?
                             - А Леда осталась в N-ске.
                             - Но она тоже хорошая актриса.
                             - Да. Но та, что в Москве - лучше. Это…- он назвал фамилию: это действительно была прекрасная молодая актриса и уже довольно известная.
                             - Виталий Геннадьевич, а если сравнивать: на сколько процентов  эта…  лучше, чем Самарина?
                             Уткин задумался.
                             - Процентов на пять.
                             - На пять? На пять? - тут уж я не сдержался. - Но у той, которая в Москве, ведь всё уже есть: имя, работа.  А тут у вас есть возможность дать человеку шанс. Шанс!  Вы же видели её на сцене?!
                             - Видел.
                             - Она ведь чудесная актриса! И она  сыграет прекрасно, ну, может быть… чуть хуже в этом вашем фильме.  На пять процентов! Пят процентов! Этого даже никто не заметит! Зато вы ей подарите новую жизнь. Виталий Геннадьевич, она же… любит вас! Вытащите её из этого болота.                                   
                             - Не ори, - сказал Уткин. - Запомни: если для тебя не важны эти пять процентов, ты никогда, - слышишь? -  никогда не станешь хорошим режиссёром.
                             Я стоял и смотрел на него.  Колёса всё стучали, по купе гулял ветер.  Мне вдруг стало тошно.  Я развернулся и вышел вон.
                             Утром поезд прибыл на Казанский вокзал.  Виталий Геннадьевич, хмурый с похмелья,  сухо кивнул мне, и в конце перрона мы  разошлись с ним в разные стороны.

На режиссуру в следующем году я поступать так и не стал, а  выбрал киноведческий факультет, который и закончил впоследствии с красным дипломом. Потом писал рецензии на фильмы в разных газетах, защитил кандидатскую о современном азиатском кино, женился. Больше никогда Уткина я не видел. Кроме одного раза,  у кинотеатра «Октябрь». Было открытие Московского кинофестиваля,  и Уткин стоял у входа, окружённый своей многочисленной свитой, и раздавал автографы.  Он сделал вид, что не узнал меня.
                             Что стало с Ледой, спросите вы? Не знаю. Наверное, всё ещё играет в том старом провинциальном театре. Может быть, даже вышла замуж за худрука и стала примой.
Previous post Next post
Up