Об искусстве за пределами текста

Feb 03, 2013 18:09

Из обмена комментариями ко вчерашнему посту вышел новый ( Read more... )

восприятие искусства, живопись, Шарден, Моранди, Липпи Фра Филиппо, Антониони, Сезанн

Leave a comment

Comments 27

raf_sh February 3 2013, 16:12:36 UTC
Мне нравится набоковское определение:

«Литература родилась не в тот день, когда из неандертальской долины с криком: "Волк, волк!" - выбежал мальчик, а следом и сам серый полк, дышащий ему в затылок; литература родилась в тот день, когда мальчик прибежал с криком: "Волк, волк!", а волка за ним и не было. В конце концов бедняжку из-за его любви к вранью сожрала-таки реальная бестия, но для нас это дело второстепенное. Важно совсем другое. Глядите: между настоящим волком и волком в небылице что-то мерцает и переливается. Этот мерцающий промежуток, эта призма и есть литература.

Литература - это выдумка. Вымысел есть вымысел. Назвать рассказ правдивым значит оскорбить и искусство, и правду.»

Разумеется, это относится и к другим искусствам.

Reply

1_9_6_3 February 3 2013, 17:43:24 UTC
Это определение - как ювелирное украшение - безупречно.

Но мысль во всяком встречающемся материале пробивает новый путь к самой себе, и эта работа захватывает не менее, чем созерцание самих безупречных форм.

А вообще, это замечательно, что искусство создает подъемную силу творчества у всякого, кто свободно подходит к нему.

Reply

raf_sh February 3 2013, 17:49:27 UTC
Никакое не украшение. "Искусство отличается от жизни тем, что оно не жизнь."
Или вот: "Любое слово является пучком, и смысл торчит из него в разные стороны."

Reply

1_9_6_3 February 3 2013, 17:52:39 UTC
А вот эти две фразы, действительно, лишены красоты и ничего не украшают.

Reply


sergej_manit February 4 2013, 01:26:55 UTC
" Таким может показаться и наше собственное окружение" - но оно же реально, в отличие от того что видим в произведении искусства. И в реальности предметы тяжеловесные таковыми и являются...
Впрочем, поскольку мы созерцаем и то и другое - в чём то они уравниваются и в чем то одинаково илюзорны...

Reply

1_9_6_3 February 4 2013, 05:42:56 UTC
Интересное направление Вы задали.
Когда выходишь на улицу после сильной выставки или фильма, некоторое время видишь всё гораздо более цельно и свежо.
Ведь кроме всего прочего, искусство встряхивает наш взгляд, приученный повседневностью к стереотипам (например, к тому, что "в реальности предметы тяжеловесные таковыми и являются"). Взгляд приучен к бытовым сцеплениям вещей в пространстве бытовой жизни, а непосредственные ощущения, к которым возвращает нас искусство или собственное созерцание, могут открыть в этих же самых вещах совсем другое пространство - ту самую ткань "большой" жизни, что проступает сквозь течение обыденности.
Да окружение наше реально. Но какое из двух восприятий этого "реального окружения" создает в нас пространство мысли, пространство понимания?

Reply

sergej_manit February 4 2013, 21:36:58 UTC
Встряхивает наш взгляд и внезапно пробившийся сквозь тучу луч солнца, и совершенство цветка...не открываем ли мы и в них другое пространство?
- Задаюсь этим вопросом начитавшись споров о правомерности признания фотографии искусством...

Reply

1_9_6_3 February 5 2013, 05:09:08 UTC
Фотография тоже может быть искусством. Но концентрация искусства в ней редко достигает того качества, которое можно назвать "долгоиграющим", когда она не будет всякий раз занимать тебя своей главной идеей, иллюстрировать некий сюжет (это быстро надоест), а, наоборот, будет, без всякой атаки, открывать в себе какие-то новые, ранее незамеченные впечатления.
А живопись, даже средня, этого качества, как правило, достигает.

Reply


yudinkostik February 4 2013, 16:17:53 UTC
интересную тему Вы затронули... я, правда, согласен все же с Мамардашвили здесь (и с Набоковым)... искусство - это другая, "иная" жизнь, и с реальной жизнью может никак не соотноситься ( ... )

Reply

1_9_6_3 February 4 2013, 17:59:28 UTC
То что Вы пишите о своем личном опыте исполнения музыки имеет огромное, почти решающее преимущество перед моими рассуждениями, основанными лишь на интерпретации готовых результатов, интерпретации со стороны зрителя (слушателем и читателем я даже не рискну здесь выступать ( ... )

Reply

yudinkostik February 5 2013, 18:40:14 UTC
зацеплюсь ( ... )

Reply

1_9_6_3 February 5 2013, 19:31:07 UTC
Спасибо, Костя, за замечательный вопрос.
Не буду на него отвечать сейчас общими словами, завтра сделаю пост с конкретными примерами-пояснениями...

Reply


anush2009 February 5 2013, 09:48:13 UTC
Очень хорошо Вы пишете, с большим интересом читаю. Самой правда высказать по данной теме нечего, но решила отметиться, сказать спасибо :)

Reply

1_9_6_3 February 5 2013, 10:59:09 UTC
А приятно все-таки знать, что какое-то, хоть небольшое понимание искусства, которое ты открываешь через свое восприятие-знание и делишься с неким идеальным читателем, вызывают интерес у реально существующих людей.
Вам спасибо!

Reply

anush2009 February 7 2013, 16:24:11 UTC
Ну я наверное не самый активный читатель, в том смысле, что больше читатель, чем писатель.
То, что Вы пишете, вернее КАК, мне очень интересно и очень симпатична интонация, с какой Вы делитесь своими мыслями.

Reply

1_9_6_3 February 7 2013, 17:01:10 UTC
Это воодушевляет!
Что касается интонации, то в какой-то мере она сложилась в результате поиска формы при написани ряда статей-этюдов о картинах (в верхнем посте есть ссылки на них).

Reply


Leave a comment

Up