О патриотизме

Apr 03, 2013 23:59



Посмотрел один из выпусков местной телепередачи. Посвящен он был важной теме - патриотизму. После просмотра появилось желание высказаться, подчеркнуть, что тема патриотизма не проста, она многогранна и глубока, и обсуждать ее односложными вопросами и ответами - значит сформировать не полное, осколочное восприятие столь серьезного чувства.
  О патриотизме сейчас говорить модно. Безусловно, это положительное явление в нашем обществе. Но чем же вызвано столь пристальное внимание к этому вопросу и какие перспективы открываются для государства в целом и для каждого из нас в связи с этим деятельным процессом?
Чтобы выявить тенденцию развития общественных взаимоотношений, спрогнозировать уровень доверия личности к своему государству в будущем, необходимо брать более широкий временной период, нежели делать оценку, как часто происходит, лишь на настоящем этапе.
  Для начала нужно ответить на вопрос: почему тема патриотизма стала обсуждаемой и даже, иногда, злободневной? Почему в годы активного развития потребительских настроений, несущих в себе глобалистическую направленность, на горизонте появились не совсем соответствующие этому процессу национальные  и государственные приоритеты?
  Здесь можно выявить несколько причин. Остановимся на основных.    
Первая - тоска по гордости. Современные условия не являются плодотворной почвой для личных подвигов и государственных достижений в том формате, в котором советский и постсоветский гражданин привык их воспринимать. Мы ждем абсолютной жертвенности, мировых свершений, побед  над противником, не видя и не желая видеть при этом подвигов, совершаемых в повседневной мирной жизни, более того не желая участвовать в этом процессе. Нам не интересны стахановцы, потому что мы считаем, что у них не хватило ума и смекалки, чтобы меньше работать, но больше зарабатывать. Мы уже не обращаем внимания на сограждан, отдающих свои жизни, охраняя правопорядок и спасая при этом жизни других, потому что, по нашему мнению, они гибнут не за священный долг защиты Отчизны, а по причине чьих-то непродуманных решений. Наконец, мы не уважаем труд заслуженных врачей, каждый день спасающих тысячи жизней, труд учителей, дающим нам знания и часть своего здоровья, да и вообще любой труд, ссылаясь на то, что они за это получают деньги и даже часто берут сверх меры. Но гордиться человеку свойственно, причем не только собой, но и своей страной. Поэтому так часто мы стали возвращаться в те времена, когда подвигов было множество и все они были заслугой какого то другого государства, как будто мы не являемся частью такового. Здесь, конечно, есть вина власти в части явно недостаточного культивирования образа героя, но основная вина в нас самих, отказавшихся быть лично готовыми участвовать в этом процессе, более того, своими непродуманными поступками создающих неблагоприятное в этом плане общественное мнение.
   Вторая причина - потеря ориентиров. Всего лишь одно поколение, взращенное без преемственности предыдущему, без передачи культурного наследия и традиций, обречено на нервозность и поиск своего пути развития, своей идеи. Грандиозный поток информации, часто предвзятой, а порой, и просто ложной, разобраться в котором невозможно и авторитетному ученому, однако с успехом влияющий на поведение и мысли личности, приводят к необходимости возврата к накопленным нацией ценностям, априори, безусловно, опираясь на которые можно облегчить себе жизнь, не прибегая к трудоемкому поиску ответов на ежедневные житейские вопросы в бесконечных философских трудах. Именно с этим связано увлечение своей идентичностью и возрастающий при этом патриотизм. Здесь важно не переступить грань, отделяющую любовь к своей стране и ненависть к другим.
   Наконец, третья причина - проснувшееся государство. Переоценивать эту причину не стоит, но признать внимание власти и достаточно уверенные шаги, пусть на нетвердой почве, в этом направлении, уже можно. Задумавшись о все более явных признаках разрушения душевного единства личности и государства, власть от мыслей перешла к действиям. Действительно, патерналисткий подход к пониманию сущности государства и потребительское мировозрение, рассматривающее государство только в качестве регулировщика материальных отношений, не способствовали сплочению нации. Напоминание об исторических вехах нашей родины, возрождение исконных традиций и роли классической культуры в жизни общества, ориентиры на здоровье нации и ее единство - все это мы начинаем наблюдать в последние годы.
  Это не все причины, сделавшие патриотизм повесткой дня, но их роль весомая. Безусловно, они будут влиять на развитие нашей государственности, формируя при этом перспективы в зависимости от своего участия.
  Далее. Воспитание гражданина своей страны, прививание ответственности за ее будущее и настоящее - задача не из легких. Во все времена этот вопрос ставился во главу угла, так как от него зависело сохранение самого государства. Ошибочно думать, что благополучие страны и его мощь складываются только из экономической и социальной обеспеченности ее граждан. Более того, навязывание и культивирование мнения о том, что сначала нужно сделать каждого человека обеспеченным, а потом требовать от него любви к родине, является не просто ошибочным, а в большей степени разрушительным. Об этом, в числе многих мыслителей, пророчески написал Федор Михайлович Достоевский: «Знаешь ли ты, что пройдут века и человечество провозгласит устами своей премудрости и науки, что преступления нет, а стало быть, нет и греха, а есть лишь только голодные. «Накорми, тогда и спрашивай с них добродетели!» - вот что напишут на знамени, которое воздвигнут против тебя и которым разрушится храм твой».
  Прошли годы, все чаще мы слышим подобные лозунги и аргументы, не задумываясь об эфемерности и относительности материальных благ. Это шаг в никуда, в мир вражды и бесконечной погони за большим. В таком мире никогда не будет места для братской любви, а соответственно, для любви к своей матери - к Родине. Поэтому воспитывать патриотизм на фундаменте материальных ценностей - шаг неверный. Это первый аспект, на который стоит обратить особое внимание. Если общество это не поймет, все последующие и параллельные шаги нецелесообразны.
  Следующий серьезный аспект - роль государства как проводника и идеолога патриотизма. Для раскрытия этого вопроса следует понять природу патриотизма. Бесспорно то, что патриотизм - эмоциональная ценность. Любовь к Родине, к земле, к месту проживания, отношение к государству как к самому себе, желание делать общественно полезные дела, готовность к самопожертвованию ради своего народа - все это составляющие большого чувства. Здесь можно провести аналогию с любовью братской, которая в отличие от любви в современном узком понимании этого слова - влюбленности между особями противоположного пола, происходящей по причинам от нашей воли  независящим, либо дана от рождения (что встречается крайне редко), либо появляется благодаря серьезной духовной работе в течение всей жизни.    
  Далеко не каждый, обдумывая свой предполагаемый поступок, руководствуется братскими началами. По этой же причине единицы готовы поступиться собой ради общего блага. Тоже самое происходит и в случае патриотизма. Краснобайство, либо лицемерие, являясь основным двигателем публичного признания в любви, существенно увеличивает число наших псевдопатриотов. Здесь в стройные ряды выстраиваются анархисты, для которых государство, как властный механизм, вообще не интересно по определению; либералы, которые видят в государстве не средство спасения от хаоса, а ограничитель свободы, не всегда понимаемой и осознанной; радикальные социалисты, использующие власть как инструмент тотального уравнивания, утилитаристы и просто болтуны.
  В последнее время, в среде продвинутых общественных деятелей возникают споры о роли государства в процессе патриотического воспитания. Одна сторона отстаивает его существенную роль, другая, опираясь на принципы свободы мышления, предлагает создать условия для возникновения этого чувства. Невольно в голову приходит пример любви братской и обычного влечения. Мы словно хотим создать из гадкого утенка образ привлекательный и манящий и только тогда готовы идти на близость. Но о каком патриотизме может идти речь, если под этим чувством предполагается взаимный обмен, ты мне красоту и возможность ею пользоваться - я тебе преданность и любовь? Увы, подобные отношения не являются синонимом слова патриотизм.
  Государство - не товарищ и не партнер в решении  вопросов личных материальных благ, в первую очередь - это подарок человечеству для того, чтобы люди сами себя не уничтожили. Свобода мышления, данная нам от рождения, далеко не всегда является благой и непорочной, лишь в разумении мы начинаем объективно оценивать происходящее. Как слепые котята, не видя большой мир, толкаемся мы, подавая жалобные звуки, по необходимости питаясь от матери. Человеку нужно открывать глаза, заставлять его думать о смысле жизни, искать возможность созидания и личного творения, труда. Конечно, если мы претендуем назваться существами думающими, отличающимися от животных.
   Государство, дающее эту возможность, кроме всего прочего, обязано позаботиться о духовном развитии своих детей. Это не только необходимость существования государства - это желание сделать своих граждан более развитыми людьми. Возникает резонный вопрос - да, это хорошо, но не нужно переусердствовать, заменяя индивидуальное растолковывание  активной идеологией и пропагандой. Но позвольте, государство не в силах найти ключик к каждому, это физически просто невозможно. Где-то виноваты родители, воспитывая бездушного отпрыска, где-то улица с ее жестокими законами, а где-то растут истинные патриоты, искренне и бескорыстно любящие свою родину. Государство, в лице каждого из нас, применяет единообразные приемы, направленные на воспитание патриотизма в широких массах. И не стоит здесь бояться слова - заставлять. Да именно так, ведь не заставляя в раннем детстве ходить в детский сад - мы бы туда и не ходили, хотя много полезного там получили, не заставляя нас учиться в школе - основная масса была бы безграмотна, но впоследствии мы понимаем и благодарим за полученные знания. На этом список навязываемых нам благ, от которых мы вначале по своей глупости отказываемся, не исчерпывается. Патриотизм тоже нужно понять и прочувствовать на себе, в том числе с помощью встреч с ветеранами, с помощью интересных передач о героях, с постоянным посещением мест боевой славы, с изучением литературы и заучиванием стихов...и далеко не всегда нам это вначале хочется.
   А вот что касается индивидуального подхода ...Природой нам самим предоставлена возможность управлять этими процессами и только мы сами сможем сделать друг друга настоящими людьми. В этом нам помогает религия и вера, раскрывая в нас то доброе, что дано нам от рождения. Другого пути раскрыть свой духовный потенциал, задуматься о вечных ценностях, сейчас нет. И иронически осмеивая институты религии, где невзначай, где агрессивно, мы, того не замечая, убиваем нашу веру, то ядро, которое связывает нас всех внутренне,  без которого никакой обеспеченный и справедливый внешний мир не будет являться стабильным и несущим добро. Он будет гнить изнутри.
  Нам нужно измениться самим, довольно искать виновных, видя в чужих глазах сучки, а в своих не замечая бревен. От каждого из нас зависит, каким будет наше общество, исключений здесь нет. Повальное обсуждение справедливого распределения материальных благ - не приведет к идеальному обществу, место одних займут такие же другие. Это утопические шаги.
  Важно, как можно быстрей задуматься, осознать смысл своего существования, постараться оставить после себя доброе дело, вот это и будет являться настоящим патриотизмом, потому как все доброе направлено на других, то есть на общество, сохраняемое и направляемое государством, которое должно трубить об этом везде и всегда, ибо мы не настолько разумны и безгрешны, чтобы прийти к этому самостоятельно.


р. Кубань

государство, патриотизм

Previous post Next post
Up