Немного о зависти

Mar 17, 2013 14:05



Немного о зависти

Современный мир, впрочем, как и атмосфера былых времен, не способствует развитию в человеке внутреннего Я, способного устоять от данных свободой порочных чувств, увлечение которыми, на первый взгляд, не предвещающими негативных последствий, тем не менее способствует разложению личности и общественного строя в будущем.

Одна из 10 заповедей, переданных Богом людям через пророка Моисея, гласит: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего».
Неспроста предупреждение об этом человечеству было сохранено в нашей истории. Более того, в числе 10 заповедей, эта является последней, то есть, заключительной, а значит очень важной и актуальной. Возможно неправильно ставить здесь приоритеты, но мы живем в рациональном мире, и нам свойственны логические законы при принятии решений, а в них ключевые места - это начало и заключение.
Так вот, грех при нарушении этой заповеди называется завистью, чувством очень популярным и в последнее время даже не всегда осуждаемым, в том числе и по невдумчивости или незнанию, что, впрочем, не меняет положения дел. Этой заповедью нам говорят о том, что неправильно не только что-либо делать плохое другим, но и даже желать, либо помышлять об этом. Ведь кто в мыслях желает чужого, тот от худых мыслей и желаний легко может дойти и до худых дел.          
Понятно, что зависть сама по себе оскверняет душу. Но ведь можно сослаться на то, что мы свободны в своих действиях и наше личное осквернение никого не может волновать. Однако здесь мы сразу же сталкиваемся со свободой других лиц, которая в любом случае будет нарушена скверными действиями, как следствием дурных желаний. Рано или поздно это произойдет, вопрос лишь времени и соответствующей обстановки. Кстати говоря, даже внешнее сдерживание подобных поступков может принести человеку вред. Например, в последнее время, в силу развития теории договорных отношений наши желания не переходят в действие лишь вследствии договоренности с обществом, о том, что так делать нельзя. Но сами по себе такие желания возникают, а противодействия им мы не наносим, попросту говоря, не работаем с собой. При таком несоответствии внутренних и внешних факторов мы получаем личностный конфликт, называемый ресентиментом , являющимся одной из болячек современного общества. Вполне ясно это понятие раскрывает Википедия: «Ресентиме́нт - философский термин, означающий чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач («врагу»), бессильная зависть. Чувство слабости или неполноценности, а также зависти по отношению к «врагу» приводит к формированию системы ценностей, которая отрицает систему ценностей «врага». Субъект создает образ «врага», чтобы избавиться от чувства вины за собственные неудачи.» Термин был введен Ницше и впоследствии вызывал неодноратные дискуссии по своему истолкованию и существованию.


К примеру, Макс Шелер, несмотря на свое убеждение в приоритете любви, признает, что отвратительное чувство ненависти заполонило сердца современников. Более того, наблюдая в капитале не только рационализацию труда, Шелер видит роскошь, как одну из причин возникновения капитализма и, соответственно, утилитаризм и безбожную цивилизацию, являющимися двигателем и следствием данного процесса. Шелер критикует ressentiment как злобное отрицание высших ценностей низким человеческим типом. Эволюционизм, либерализм или социализм и прочии на то время прогрессивные теории трактуются им как следствия тренда на общество потребления.


Таким образом, мы видим влияние зависти не только на судьбу одной личности, но и на общество в целом. Не сдерживая себя, мы запускаем цепную реакцию, «благо» почва для этого на сегодняшний день благоприятная. От скверных мыслей к осторожным действиям, от осторожных действий к более уверенным шагам, мы обрекаем мир на уже внешнюю злобу и уже открыто реализуем преступным путем утилитарные цели потребительского общества.      
 Возникает резонный вопрос - что нам с этим «добром» делать? Ответ найти не сложно. Благо история нам дарит знания и мудрость. Не только христианство, как было указано выше, но и другие религии предупреждают нас об опасности этого чувства, более того, дают нам верные пути его преодоления. К примеру в Коране, Хасад (зависть) является одним из больших грехов в исламе. Ее осудил Аллах и об ее (пагубности) предупредил Пророк, сказав: "Остерегайтесь зависти, ибо зависть сжигает благодеяния как огонь сжигает древесину".


Очень много о зависти говорит Библия. К слову сказать, Христос по свидетельству евангелиста Матфея, был предан фарисеями из-за зависти, что он творит чудеса, говорит так, как никто не говорил до него, что за Ним идет много народа.
   Достоевский подчеркивает, что тщеславие и зависть, питающие затаенную наглость и ждущую своего часа несправедливость, разъедают личность и вносят разлад в самые обычные бытовые отношения. Здесь нельзя не привести несколько слов из «Братьев Карамазовых» : «...Понимая свободу как приумножение и скорое утоление потребностей искажают природу свою, ибо зарождают в себе много бессмысленных и глупых желаний, привычек и нелепейших выдумок. Живут лишь для зависти друг к другу, для плотоугодия и чванства. Иметь обеды, выезды, экипажи, чины и рабов-прислужников считается уже такою необходимостью, для которой жертвуют даже жизнью, честью и человеколюбием, чтоб утолить эту необходимость, и даже убивают себя, если не могут утолить ее. У тех, которые небогаты, то же самое видим, а у бедных неутоление потребностей и зависть пока заглушаются пьянством. Но вскоре вместо вина упьются и кровью, к тому их ведут. Спрашиваю я вас: свободен ли такой человек? Я знал одного «борца за идею», который сам рассказывал мне, что, когда лишили его в тюрьме табаку, то он до того был измучен лишением сим, что чуть не пошел и не предал свою «идею», чтобы только дали ему табаку. А ведь этакой говорит: «За человечество бороться иду». Ну куда такой пойдет и на что он способен? На скорый поступок разве, а долго не вытерпит. А потому в мире всё более и более угасает мысль о служении человечеству, о братстве и целостности людей и воистину встречается мысль сия даже уже с насмешкой, ибо как отстать от привычек своих, куда пойдет сей невольник, если столь привык утолять бесчисленные потребности свои, которые сам же навыдумал? В уединении он, и какое ему дело до целого. И достигли того, что вещей накопили больше, а радости стало меньше.»  Федор Михайлович и здесь пророчески предсказывал наше будущее.


Николай Александрович Бердяев в своих трудах неоднократно раскрывает сущность зависти: «Чувство обиды и чувство зависти - плебейские чувства. Слово «плебейский» я употребляю здесь в психологическом смысле. Зависть к дарам другого, которая терзает человека не менее зависти к богатству, непобедима никакими социальными изменениями и перестройками. Она есть порождение греха и предлагает борьбу с грехом». Показывая своими словами, что лишь борьба, поиск своего предназначения может победить этот грех.
  Апостол Павел сказал: «Я научился быть довольным всем.» Довольным, значит нет зависти, нет желания заиметь то что есть у других, но нет у тебя.
  Наконец, несколько слов нашего современника, поэта Андрея Дементьева:   «Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство...  Не жалейте, что вам не досталось их бед» . И «Пусть другой гениально играет на флейте, но еще гениальнее слушали вы.» Это тоже о зависти, об умении довольствоваться тем, что есть в тебе, если не можешь изменить ситуацию или себя.
  Мы должны себе признаться, что в той или иной мере, каждый из нас сталкивался и сталкивается с подобным чувством. Не только в материальном мире бушуют страсти по поводу чужого. Зависть находит свое место рядом с удачей других, рядом с их здоровьем, с их усердием, умением трудиться, даже дар делать добро у некоторых вызывает противоречивые чувства.
  Но не стоит отчаиваться, нам от рождения дана свобода, никто не сможет заставить изменить наш внутренний мир, лишь мы сами, постоянно размышляя, думая о своем предназначении, совершенствуясь, можем сделать его чище и добрее.

зависть

Previous post Next post
Up