Россия = Русь

Nov 16, 2014 12:51


Почитал давеча что пишут на "Ликбезе", хвалёном украинском историческом сайте. Сайт хоть и позиционируется как детище профессиональных академических историков на деле представляет из себя ставшую популярной в последнее время украинскую патриотическую фолк-хистори. Взять хотя бы любимый украинцами миф о "переименовании Московии в Россию":

«Русь» и «Россия» - разные исторические явления. Русь в широком смысле - это все православные княжества Рюриковичей до монгольского нашествия середины XIII в., в узком - тогдашнее Среднее Поднепровье. А вот Россия - это уже название Московского государства с 1721 г. (то есть с образования Российской империи). (!)

До начала XVIII в. слово «Россия» относилось не к России, а к Киевской православной митрополии. Название «переезжает» после поражения Ивана Мазепы. Официально назовут Россию только в 1721 г.
Официальными названиями Московского государства с 1547 г. было «Русское царство», а с 1721 г. - «Российская империя».
При киевском митрополите Петре Могиле (1632-1647) это является чем-то вообще обычным: «Русь»=»Россія». Только касалось это исключительно епархии самого Петра Могилы - т.е. Киевской. Нынешняя Россия или тогдашнее Московское государство в нее («тогдашнюю Россию») точно не входила. (!)

Какой интересный методологический ход - изучать самоназвание Русского государства и страны в XVII веке по украинским источникам - раз молдованин Пётр Могила не называл Россию Россией, значит и россияне XVII века свою страну так не называли! К счастью мы не украинцы, а потому можем позволить изучать вопросы российской истории по российским источникам, которые по каким-то непонятным причинам украинским патриотическим "историкам" недоступны; в российских источниках Россия неоднократно называется именно что Россией:

Речь царя Фёдора Иоанновича к боярам:

«Изначала от прародителей наших, Киевских и Владимирских и Московских Государей, Великих Князей и Царей благочестивых, поставлялися богомольцы наши Митрополиты Киевские, Владимирские, Московские и всея Руси, от Патриархов Царяграда Вселенских; а потом, Всемогущего Бога милостию и Пречистые Богородицы заступницы нашей, и молитвами Великих Чудотворцев всего Российского Царствия, и по совету Патриархов Вселенских, начали поставляться особо Митрополиты в Московском Государстве, по приговору и по избранию прародителей наших и всего освященного собора Архиепископов и Епископов Российского Царствия даже и до нашей державы. А ныне по великой и неизреченной своей милости велел нам Бог видеть к себе пришествие великого Патриарха Антиохийского; нам же воссылающим за сие славу Господу, испросить бы у Него еще милость, дабы явил Свое милосердие и устроил в нашем Государстве Московском Российского Царствия Патриарха, и посоветовать бы о том с Святейшим Иоакимом и с ним бы приказать, о благословении Патриаршества Московского, ко всем Патриархам.» (Отсюда)

Как мы видим, Россия (Российское царство) упомянуто под своим именем, частью (главной) которого упомянуто Московское государство: Россия - то же самое, что и Русь - целое, Московское государство, Владимирское государство, Новгородское государство - части оного. Семибоярщина в 1610 году зазывала польского королевича Владислава на русь такими вот словами:       
«государю королевичу Владиславу Жигимонтовичу, колико государь придет в царствующий град Москву, венчатись на Владимерское и на Московское государство и на все великия и славныя государства Российскаго царствия царским венцом и диадимою, от святейшаго Ермогена патриарха Московского и всея Руссии и ото всего освященного собору Греческия веры, по прежнему чину и достоянию». (!)

Для русского историка XVII века Андрея Лызлова Россия нового времени и Русь это одна и та же страна, одно и то же государство, один и тот же народ - российский; о нападении Батыя на русь в 1237-1238 годах Лызлов пишет: "бысть на Российскую землю, толико градов прекрасных, и сел, и жилищ христианских разорение и опустение, монастырей и храмов Божиих пожжение, народа же мужеска пола и женска погубление, и дев чистых осквернение и умерщвление, младенческих мягких удес растерзание и попрание - яко никоторый язык изрещи или трость исписати может. И таковая тогда злая пострадаша христиане от поганых, яко николи же таковая быша, отнеле же и населишася тамо российстии народи". Рассказывая о поиске ханом Саином места для основания города (Казани) Лызлов пишет, что "обретено бысть место на самой украйне Российския земли, на реке Волге, на сей стране реки Камы, концем прилежащее к Болгарской земле, другим же к Вятке и Перми". Россия у Лызлова названа Россией и до принятия Иваном Грозным царского титула: рассказывая о неудачном походе Василия III ("Великий же князь Василей Иоаннович, иже бысть преемник скиптра Российскаго царства по отце своем") на Казань и гибели там российского воинства историк добавляет, что "и бысть в России плач велик паче онаго...".

Завершить изобличение украинских как бы историков можно словами уже настоящего историка - россиянина Алексея Лобина, вот его экспертное мнение:

Неоднократно сей вопрос о наименовании государства в XVI в. обсуждался, однако ж в ряде работ (не только зарубежных, но и отечественных) по-прежнему употребляются термины "Московское государство", "Великое княжество Московское" и даже "Московия"(без кавычек, естественно) применительно к XVI в. Поэтому тезисно наброшу в очередной раз:

1. Никакого государства с официальным наименованием Московия не существовало. Это есть вульгарное обозначение иностранцами страны, коей правил российский государь, как замечали сами иностранцы - Russiae vulgo Moscovia. Следовательно, никакой народности "московиты" не существовало. Прикиньте, если бы в современных научных монографиях писали бы не Российская Федерация, а "Рашка"?

2. Никакого государства с официальным названием "Великого княжества Московского" (ну и "великого князя Московского", соответственно) также не существовало. Сие есть менее вульгарное обозначение иностранцами России. Сейчас ВКМ часто употребляется как историографический термин (как правило - в трудах польских, украинских, белорусских и литовских исследователей), однако ж замечу, что данный устоявшийся термин является неправильным - в титуловании на первом месте стоит всё же титул Владимирский, а Московский - на втором. Это все равно, что "Великое княжество Литовское, Руское, Жемойтское и иных" именовать "Великим княжеством Руским" или даже "Великим княжеством Жемойтским", ВКР или ВКЖ вместо ВКЛ.  То есть перед нами умаление титулования.

3. Также в дипломатических посольских документах первой половины XVI в. не найти "Московское государство" - данный термин для обозначения всей страны, как поясняет А.Л.Хорошкевич, укоренился в документации на рубеже XVI-XVII вв.(ну и далее в Смутное время - Анна Леонидовна показала, что для автора "Иного сказания", "Московское государство" и "Росийское царство" не были синонимами). До этого термин употреблялся в значении лишь центральной части страны - например "Московское государство Российского царства" (точно также как и "Новгородское государство Российского царства"). В документах конца XVI в. встречаются "Московское государство и всех государств Росийского царства", "все великия государства Росийского царства", а также "Московское государство и государства Великия Росии" Следовательно, термин "Московское государство", применительно для обозначения страны периода до вт.пол.XVI в. есть все же некое умаление титула. (!)

Полагаю, что вывод вполне очевиден:
Россия - это другое имя Руси, или несколько более торжественное имя Руси, Россией называли всю Русь - Белую, Малую и Великую (Великая Русь в свою очередь делилась на отдельные Государства - Владимирское, Московское, Новгородское, Рязанское) , но более всего это именование было распространено в великорусских землях.

Россия = Русь

Россия

Previous post Next post
Up