В
предыдущей реплике указывалось, что на Туманном Альбионе в противостоянии британской и английской идентичности первая убедительно побеждает вторую. Нечто подобное - вытеснение этнической идентичности национальной идентичностью - происходит и во Франции, в той лишь разницей, что такой объект как "французский народ" с самого начала представлял из себя нечто неопределённое. Для начала один занятный факт: французская Википедия вообще не признаёт такого этноса, как французы - статья "
Французы (народ)" указывает, что "французы - это все лица, пользующиеся по отдельности французским гражданством, а коллективно Францией как суверенной территорией" ("Les Français sont l'ensemble des personnes jouissant individuellement de la nationalité française et collectivement de la France comme territoire souverain"); то есть, французом может стать любой зулус, вьетнамец или бербер, перебравшийся в материковую Францию или на Мартинику, Таити, Майотту и обзавёвшийся нужной "корочкой". В качестве примера французов в Википедии подаются корсиканец Наполеон, полячка Мария Склодовска-Кюри, афроамериканка Джозефин Бейкер, кабил Зинедин Зидан - люди, которые не являются "этническими французами". При этом все мы понимаем , что бербер, ставший частью французской нации, без сомнения останется бербером - сохранит свою этническую идентичность, при этом коренным французам дополнительной этнической идентичности не полагается.
Да и что такое французская этническая идентичность? Обычно считают, что французы это "галлы + римляне + франки": кельты, получившие от римлян свой язык, а от германцев своё имя. Римляне помимо языка подарили предкам французов христианство, города и вино, германцы помимо названия подарили французам десятки имён (Луи, Анри, Шарль, Бертран, Жизель и т.д. - это всё германские имена; 21% французских фамилий германской этимологии) и тысячи слов, тогда как собственно галльский вклад в создание французского народа и французского языка оказался наименьшим - менее 100 слов и несколько имён; к тому же игнорируется, что кельты были не единственными доримскими жителями будущей Франции. Ко второму тысячелетию германцы успешно навязали жителям Французского королевства свой этноним: жители королества вне зависимости от этнического происхождения начали называть себя франками, а к XI-XII векам и свой искажённый латинский язык стали называть "франкским" - до XI-XII веков свою речь они обычно называли "романской".
Но даже в Новое веремя, не говоря уже о Середневековье, Франция больше напоминала федерацию народов и языков, чем государство с одним народом и одним языком - этим Франция заметно отличалась от Английского королевства, где диалектные и региональные различия были относительно слабы. Во Франции даже в XVII-XVIII веках жители разных регионов страны с трудом понимали друг друга: Жан Расин свидетельствовал, что жители южной Франции не понимали его французского языка, а он в свою очередь не понимал их языка - для взаимного понимания сторонам требовался переводчик. Можно, конечно, считать это примером "диалектных различий внутри французского языка", но уж очень велика разница оказывается между этими диалектами, и если "лангедокский диалект" ныне уже окончательно признан отдельным
окситанским языком, который ближе к каталанскому языку, чем к французскому, то относительно других диалектов дискуссии о том, считать ли их отдельными языками продолжаются; например,
пикардский язык - он таки отдельный язык или всё-таки диалект французского? И если пикардский это отдельный от французского язык, то значит и носители пикардского это отдельный от французов народ?
Карта языков и диалектов Франции. Из книги Э. Ле Руа Ладюри "История регионов Франции"
К 1789 году только четверть населения Франции говорила по-французски, десятая часть населения говорила на нероманских языках (бретонцы, фламандцы, эльзасцы, баски), а остальное население говорило на региональных языках. В своем отчете за июнь 1794 года аббат Грегуар (депутат Конвента, занимавшийся тогда языковой унификацией Франции) сообщил, что исключительно по-французски говорят только в «примерно 15 департаментах» (из 83) - 3 миллиона человек из 28 миллионов, живших во Франции. Удивительный парадокс: вся европейская элита в XVIII веке говорила на довольно правильном французском, при этом сама Франция в большинстве своём на французском не говорила! Хотя знать и горожане Франции уже были полностью офранцужены, крестьяне Франции, составлявшие 90% населения страны, оставались другим народом с другими языками; языковой барьер привёл к тому, что в XVIII веке из нескольких тысяч тогдашних французских литераторов только один был выходцем из крестьян - Николя Ретиф де ля Бретонн; для сравнения, хотя русская литература XVIII века по численному составу уступала французской, выходцев из крестьян там было куда как больше: Михаил Ломоносов, Ермил Костров, Михаил Матинский, Матвей Комаров.
После 1789 года власти Франции решительно взялись за языковую унификацию страны, и в этом отношении политика якобинцев от политики Бонапартов мало чем отличалась. Успеху языковой унификации способствовало создание системы народного образования, всеобщая воинская повинность, контроль за средствами массовой информацию, появление массовой культуры. В результате к XX веку региональные языки и региональная идентичность остались в прошлом: окситанцы, провансальцы, пикардийцы утратили собственную этничность и стали французами (весьма назидательный пример для "второй Франции", которая ныне любит поскулить про "языковой геноцид" в Российской империи). Схожая политика проводилась в Бельгии, но с меньшим успехом: романоязычные
валлоны и пикардийцы там тоже поменяли свой язык на французский, тогда как фламандцы отречься от родного языка не захотели. Успеху полной деэтнизации Франции способствовала массовая эмиграция во Францию и связанные с этим смешанные браки: иностранцев во Франции всегда было много, особенно в Париже, особенно
середи деятелей культуры и деловой элиты.
Так что ситуация в Англии и Франции всё-таки отличается: хотя на Британском Архипелаге власть захватили индо-пакистанцы, англичане пока ещё не отказались от своего "английства" ради своего "британства"; во Франции, напротив, окситанцы, провансальцы, нормандцы, пикардийцы, лотарингцы, а также потомки европейских иммигрантов, уже давным давно отказались от своих языков и своей этнической идентичности ради французского языка и французской национальной - национальной, но не этнической! - идентичности.