Тренинг "искусство быть счастливой" занятие первое. вводное))

Mar 18, 2013 17:47

Каждый день мы общаемся с огромным количеством людей дома, на работе, в фитнес клубе, магазине и даже по дороге домой мы вынуждены взаимодействовать с окружающими. Кого-то мы можем обойти и отвернуться, в иных ситуациях вынуждены отвечать либо наоборот с удовольствием позволяем себя вовлечь в разговор или вовлекаем окружающих в наши переживания. Случаются и ситуации, на пример, на работе когда невозможно хлопнуть дверью и не выслушать прибыльного заказчика, критичного шефа, сложно сдержаться и не выказать свое мнение (будь то осуждение или сочувствие) подчиненному.

Веками философы, психологи и социологи изучают людей, пытаясь разбить их по типам, группам, классам, упростить и вывести общую формулу…
Первое занятие на нашем тренинге с громким названием «Искусство быть счастливой» началось с классификации себя и окружающих.
Зачем нам это нужно?
Во-первых для того чтобы осознать (или еще раз напомнить), что все мы разные!!! И мы не плохие и не хорошие, мы такие как мы есть! И в этом суть.
Т.е. ПРИНЯТЬ СЕБЯ
Во-вторых напомнить себе, что
-        ВСЕ ЛЮДИ РАЗНЫЕ!!!))))
-        ДРУГИЕ ЛЮДИ ВИДЯТ МИР НЕ ТАК КАК МЫ
-        РАЗНЫЕ ЛЮДИ ПО-РАЗНОМУ РЕАГИРУЮТ НА ОДНУ И ТУ ЖЕ СИТУАЦИЮ
-        ОДНА И ТАЖЕ СИТУАЦИЯ ПРОВОЦИРУЕТ РАЗНЫЕ РЕАКЦИИ В РАЗНЫХ ЛЮДЯХ
Все мы знаем золотое правило: Обращайся с другими, так как хочешь, чтобы обращались с тобой. Но ведь мы уже выяснили, что все люди разные… представьте, что вы с утра идете в киоск за свежей булочкой к ароматному чаю, а продавец пытается навязать вам вместо этого кофе и газету «про спорт», потому что иначе он утро себе не представляет.
А значит наше золотое правило требует трансформации в

Ведите себя с другими так, как они этого хотят!

Общайтесь в соответствии с их стилем поведения.

Люди совершают поступки, в первую очередь, по своим собственным причинам, а не по тому, что мы призываем их поступить так или иначе.

Основная масса людей старается сближаться с теми, у кого имеется схожий стиль поведения.

Если мы осознаем свой стиль поведения и знаем свои сильные и слабые стороны, а так же способны понять каков стиль поведения имеет наш собеседник, то нам проще добиться его согласия и расположения, и, тем самым достичь желаемых результатов.

Если при общении с собеседником мы выбираем верный тон, гармонирующий с его стилем поведения, то он проявляет тенденцию к открытию «Двери Общения», и в этом случае появляется возможность для позитивного взаимообмена.

В противном случае, если тональность общения выбрана неверно и вступает в противоречие со стилем поведения собеседника, то он, скорее всего, прикроет или захлопнет совсем «Дверь Общения».
Человек, осознающий это, лучше контролирует ситуацию и способен добиться больших успехов, нежели человек, действующий интуитивно или вовсе не учитывающий данные правила общения.


Самая древняя модель поведения, созданная за много лет до нашей эры, предположительно, в Древнем Египте, базировалась на… юморе. Русская научная терминология предпочитает называть его более серьезно - гумор. Древние считали, что существуют четыре жидкости тела, четыре гумора: КРОВЬ, ЧЕРНАЯ ЖЕЛЧЬ, ЖЕЛЧЬ И СЛИЗЬ. Избыток или недостаток какой-либо из них определяет и здоровье, и темперамент, то есть модель поведения человека. Гуморизм лежал в основе врачевания в Древней Греции, Дремнем Риме и в Европе до начала 19-го века. Кстати, в аюрведе  и поныне существует аналогичная концепция трех дош, которая с успехом используется для диагностики и лечения людей.

Мы знаем об этой типологии из трудов Гиппократа, написанных около пятисот лет до н.э. Согласно теории гуморизма, с самого рождения в нас доминирует один из четырех гуморов (жидкостей тела). Но так как в теле человека присутствуют все четыре жидкости, то доминирование может проявляться более или менее выражено. Гиппократ выделял четыре модели поведения:
  • сангвиник - храбрый, оптимистичный, романтичный,
  • холерик - амбициозный, стремящийся к лидерству,
  • меланхолик - замкнутый и задумчивый,
  • флегматик - расслабленный и спокойный.




Доктор психологии Элизабет Мелильо дает следующее краткое резюме отличий четырех гуморов: «Основное отличие заключается в том, сколько времени нужно, чтобы среагировать, и сколько времени будет длиться реакция.
  • Сангвиники реагируют быстро и быстро все забывают.
  • Холерики мгновенно реагируют, но долго будут сохранять реакцию.
  • Меланхоликам надо много времени, чтобы среагировать, и они долго будут сохранять реакцию.
  • Флегматикам надо много времени, чтобы среагировать, но они отходчивы».

Англоязычный сайт tvtropes иллюстрирует четыре гумора примером русского мультика «38 попугаев» (!):
  • сангвиник - обезьяна,
  • холерик - попугай,
  • меланхолик - слон,
  • флегматик - питон.

В 1921 году Карл Густав Юнг, в своем труде "Психологические типы", определил и описал четыре базовых психологических типа, соотносящихся с четырьмя психологическими функциями: Мышление, Чувства, Ощущения, Интуиция.

Эти четыре психологических типа, в последствии, он разделил на две группы, которые определил, как: "либидо" и "энергия". Юнг считал, что эти две группы являются "экстравертными" и "интровертными", и лежат в основе всех четырех типов.

ИНТРОВЕРСИЯ/ЭКСТРАВЕРСИЯ - как мы реагируем на внешний и внутренний опыт

МЫШЛЕНИЕ/ЧУВСТВО - как мы принимаем решения

ОЩУЩЕНИЯ/ИНТУИЦИЯ - как мы воспринимаем и интерпретируем информацию.

Идеи К.Юнга развил американский ученый доктор наук Гарвардского университета Уильям Молтон Морстон - Dr. William Moulton Marston (May 9, 1893 - May 2, 1947) - талантливый американский ученый, юрист, психолог, разработчик принципов работы «детектора лжи», создатель классификации DISC.

В 1928 году он опубликовал книгу «Эмоции нормальных людей» (The Emotions of Normal People), в которой изложил Теорию DISC, основные положения которой легли в основу современной Модели Поведения (МП) DISC.

Марстон утверждал, что поведение человека может быть описано с точки зрения двух критериев:

КАК ЧЕЛОВЕК ВОСПРИНИМАЕТ СРЕДУ, В КОТОРОЙ ОН ДЕЙСТВУЕТ благоприятная / неблагоприятная

КАК ЧЕЛОВЕК ДЕЙСТВУЕТ И РЕАГИРУЕТ НА КОНКРЕТНЫЕ СИТУАЦИИ активно / пассивно

В дальнейшем различные ученики и последователи Морстона развивавшие исследования и уточнявшие модели DISC на базе терминологии, предложенной У. Морстоном вывели множество 60 наиболее часто встречающихся комбинаций стилей поведения.

Автор нашего тренинга выбрала для себя и для нас именно эту типологию, которая на практике наиболее активно и эффективно применяется в работе рекрутинговых агентств и менеджеров по работе с персоналом так как
Многочисленные исследования убедительно указывают на то, что Инструмент Диагностики Поведения DISC может успешно применяться для оценки уровня самоотдачи подчиненных. Данные, полученные при повторном (ретестовом) исследовании надежности Инструмента Диагностики Поведения DISC, свидетельствуют о том, что измеряемые показатели теста несущественно изменяются во времени.
Методика Диагностики Поведения DISC является, вероятно, самым эффективным психодиагностическим инструментом на современном рынке.
Обзор обширного исследования, проведенного в отношении Инструмента Диагностики Поведения DISC, явственно указывает на его надежность и валидность, а также многофункциональность. DISC может быть назван современной методикой ассессмента, предназначенной для решения широчайшего спектра кадровых задач, таких, как: подбор, оценка, аттестация, обучение персонала, стрессменеджмент,  построение команд, реструктуризация коллективов, управление людьми и др.




Первый поведенческий тип Марстон назвал «D» от Dominance. Глагол «dominate» в трактовке Марстона означает:

  1. Осуществлять контроль над чем-либо или кем-либо.
  2. Доминировать.

Жизненная позиция «D» - активное воздействие на окружающую среду. Как простыми словами можно назвать «активное воздействие на недружелюбную среду»? Это борьба. Для «D» вся жизнь - борьба. А что самое главное в борьбе? Победа. Победа любой ценой. Победителей не судят. Главный мотиватор «D» - победа. И это очень многое объясняет в их поведении, в их пристрастиях и антипатиях. Жажда победы делает «D» азартными и бесстрашными. Даже на отдыхе они предпочитают занятия, связанные с выделением адреналина: автогонки, прыжки с парашютом и т.д.

Раз «D» ненавидят проигрывать, значит, они очень азартны, любят соревноваться и конкурировать. Их легко «взять на слабо». Соревнуясь с кем-либо, они будут биться до конца, искать реванша в случае поражения.

Восприятие жизни как непрерывной борьбы придало «D» еще одно важное качество - быстроту реакции. «D» очень быстро оценивают ситуацию, принимают решение. Вы, наверное, замечали, что в конце собрания или планерки, когда начинают обсуждаться второстепенные вопросы или детали выполнения задания, кто-то обязательно встает и говорит: «Ну, раз мы главное обсудили, я пошел. У меня много дел». Это - характерный «D». Динамичность «D» иногда бывает их сильной стороной, а иногда - слабой. В спешке они могут пропустить важные детали. Например, «D» никогда не читают инструкций. В результате, действие методом проб и ошибок может занять больше времени, чем если бы они не торопясь все продумали и подготовили.

По причине своей активной жизненной позиции, «D» не любят подковерные игры, какую-либо неискренность. Они предпочитают открытый бой, открытое выяснение отношений. В сочетании с высокой динамикой, это делает их резкими, грубоватыми и вспыльчивыми. Но они также и отходчивы, быстро забывают о перепалках. «D» может утром наорать на подчиненного, пригрозить ему увольнением, а вечером, если подчиненный или он сам добьется результата, победы, позвать этого подчиненного на кружку пива.

С этим связана еще одна особенность «D»: их всегда слышно. Они открыто и активно высказывают свое мнение, отстаивают свою позицию, перебивают собеседника. С учетом их потребности в доминировании, их напористость может провоцировать конфликты. А конфликтов они не боятся, чувствуют себя в них комфортно и уверенно, ведь это их любимое состояние борьбы.

«D» не боятся ответственности, риска, работы в быстро меняющихся условиях, что делает их незаменимыми союзниками в кризисных ситуациях. Эти качества имеют положительную и отрицательную стороны. С одной стороны, они способны выполнять очень сложные задачи, с другой стороны, «D»  трудно контролируемы, не любят подчиняться.

Любимые вопросы «D»: Что делать? Кто виноват?

Чистых «D» в мире всего около 10%

Характерные представители этого поведенческого типа: Классический образ Петра Первого и Екатерины Великой, Тимур из «Тимура и его команды», Бывалый (герой Моргунова) из знаменитой троицы «Вицин-Никулин-Моргунов», Жуков в исполнении Меньшова в сериале «Ликвидация», Д’Артаньян.

Второй поведенческий тип называется «I» от английского Inducement. Глагол «to induce» в трактовке Марстона означает:

  1. Влиять для того, чтобы вызвать определенное действие.
  2. Лидировать, вести за собой.

«I» воспринимают окружающий мир как доброжелательный, приветливый. Мир прекрасен, и активная позиция «I»  выражается в том, чтобы занять центральное место в этом мире, блистать в нем, быть в центре внимания. Главное, что мотивирует этих людей, признание. А боятся они более всего равнодушия. Это яркие, общительные люди, стремящиеся привлечь к себе, притянуть других людей.

«I»  легко загораются какой-либо идеей, зажигают всех вокруг, развивают бурную деятельность, но очень быстро остывают и переключаются на что-то другое. Сильная сторона этого качества - способность сдвинуть с мертвой точки, запустить дело. Слабая - неспособность довести его до конца.

«I»  очень общительны, что напрямую связано с их главным мотиватором - жаждой признания.  Они любят находиться среди большого количества людей, например, проводить свободное время на вечеринках и в клубах. Они - замечательные рассказчики, хотя часто бывают слишком болтливыми. Но это не обязательно раздражает, потому что они прекрасно развлекают, смешат аудиторию.

«I»  позитивны, доброжелательны к людям, не любят конкурировать. Они видят в других не соперников, а партнеров. Ведь они уверены, что все равно они лучше всех. Они в себе не сомневаются. Если кто-то их не понимает, то проблема у этого человека, а не у «I». Они посочувствуют такому человеку, предложат ему помощь. В бизнесе они прежде всего думают о людях, а потом о результате.

Вообще с результатами у них регулярно возникают проблемы. Их импульсивность, фокус на взаимоотношениях, желание все сделать красиво часто уводят их далеко от поставленной задачи. У «I»  своя «айская» логика, которую очень трудно понять. Особая логика «I»  связана с их нестандартным мышлением. «I»  креативны, изобретательны, они любят все новое, оригинальное. Но в то же время они ненавидят рутину, бумажки, цифры.

Импульсивность является причиной одного крупного недостатка «I»: отсутствия пунктуальности. «I»  просто не в состоянии соблюдать графики, делать что-либо вовремя.

В стрессе их общительность переходит в навязчивость.

Любимые вопросы «I»: Кто? Где? Когда? С кем?

Характерные представители этого поведенческого типа: Тигра из сказки про Вини Пуха, Принц Флоризель из одноименного фильма, герой Миронова из фильма «Бриллиантовая рука», Арамис.

Третий поведенческий тип называется «S» от английского слова Steadiness. Правда,первоначальное название этого поведенческого типа, придуманное Марстоном, было Submission. Глагол «to submit» в трактовке Марстона имеет следующие значения:

  1. Уступать.
  2. Отдавать должное авторитету или силе, сдаваться.
  3. Быть послушным.

Жизненная позиция «S» - пассивное отношение к жизни, желание приспосабливаться к ней, а не изменять ее. Если человек считает, что мир прекрасен и менять его не надо, то он всеми силами будет стремиться к стабильности, постоянству, будет ценить и беречь то, что имеет, и тех, кто его окружает. Поэтому главным мотиватором для «S» является предсказуемость, а главным демотиватором - перемены.

«S» чутко и внимательно относятся к людям, для них очень важны их отношения с семьей, сослуживцами, друзьями. Они - природные психологи. Они готовы выслушать любого, постараться помочь, посочувствовать. Часто они становятся «жилетками», в которые можно поплакать.

Чуткость и психологизм делают «S» цементирующей частью коллектива. Они хотят, чтобы все жили дружно и мирно, и всячески способствуют этому.

Стремление к предсказуемости делает «S» единственным из четырех поведенческих типов, кто с удовольствием выполняет рутинную работу. Ведь повторяемость ведет к предсказуемости.

Нелюбовь к сюрпризам и переменам является причиной еще одного очень полезного качества «S» - они очень аккуратны, у них в делах и вещах всегда идеальный порядок, наведение порядка они могут воспринимать даже как приятный досуг.

Если говорить о негативных сторонах «S», то это - медлительность и нерешительность, сопротивление любым малейшим инновациям. Боязнь и неприятие любых перемен, реорганизаций - слабая сторона людей этого поведенческого типа. Им особенно тяжело во времена кризиса, когда для того, чтобы выжить, надо быть очень гибким.

В стрессе нерешительность «S» перерастает в замалчивание проблем, соглашательство. Даже в нормальном, не стрессовом состоянии «S» очень тяжело сказать «нет» другому человеку. А когда «S» в стрессе, вам придется приложить огромные усилия, чтобы понять, что на самом деле думает «S».

Вообще, «S» диагностировать труднее, чем любой другой фактор. Их поведение в стрессе не показательно. Ведь может быть так, что человек, общающийся с вами, действительно с вами согласен. «S»  молчуны, тихони, но может же человек и с другим преобладающим поведенческим типом вести себя тихо. Вдруг он просто устал. «S» имеют еще одно свойство - они часто подстраиваются под своего собеседника, отзеркаливают его эмоции.

Любимые вопросы «S»: Как? Каким образом?

Характерные представители этого поведенческого типа: Семен Семеныч из «Бриллиантовой Руки», герой Басилашвили из фильма «Осенний марафон», Пятачок из сказки про Винни Пуха, Портос.

Четвертый поведенческий тип  -«С» от английского Compliance. Марстон предлагает следующие два толкования глагола «to comply»:

  1. Действовать в соответствии с чем-либо.
  2. Быть обходительным, почтительным.

Мир враждебен и не идеален, но это его проблема. «С» не собираются изменять мир к лучшему, они предпочитают держаться от него в стороне. Для «С» приспособиться к враждебному миру означает научиться иметь как можно меньше с ним дела.

В результате мы видим людей замкнутых, сдержанных, не любящих выражать свои эмоции и открывать душу. Они любят проводить время в одиночестве или в спокойной тихой обстановке, немногословны. Это - не командные игроки, индивидуалисты. Общение с другими людьми они стараются свести к минимуму. Вообще, люди для них значат очень мало.

Так же, как и «D», «С» ориентированы на результат. В сочетании с их индивидуализмом и склонностью к анализу, это формирует их главный мотиватор - желание всегда и во всем быть правыми. И, следовательно, более всего они боятся сделать ошибку.

Страх ошибиться заставляет их просчитывать все до последней мелочи, что приводит к чрезмерной скрупулезности, но  имеет и положительную сторону: У «С» помимо плана А всегда есть и план Б, и план С. Их любимый вопрос: «А что если?»

«С» очень трудно обмануть. Они не доверяют чужому мнению, стараются все перепроверить, не верят средствам массовой информации. Им важно понимать конечную цель, кто и что выиграет от выполнения задачи.

«С» часто внешне проявляют пессимизм и негативное отношение. Но  это не обязательно их внутреннее убеждение. Чаще всего - это маскировка. В душе-то они уверены в том, что останутся в выигрыше благодаря своей осторожности и аналитическим талантам.

Отдельно хочется сказать про осторожность «С», которая заставляет их перестраховываться и защищаться от несуществующей угрозы.

В стрессе эти и так замкнутые люди полностью закрываются. Их реакция - уход. Они по возможности стараются уединиться. Если это не возможно, то полностью замыкаются в себе.

Любимые вопросы «С»: Зачем? Почему? Кто от этого выиграет? А что если?

Характерные представители этого поведенческого типа: Владимир Путин, Штирлиц, Шерлок Холмс, Сова из сказки про Винни Пуха, Атос.









Домашнее задание 1

Я - типичная S на 50 % и на 41,67% С
Мышь - на 50 % S и на 33% I
Boвa - D на 54,17% остального по-немножку всего
как-то так)))

цікаве, я, психология

Previous post Next post
Up