О будущем, на сей раз отдалённом.

Apr 27, 2024 15:26


Забавно, но диспуты о делах российских, - патриотизм, нация, государство, история - практически никогда не ставят вопроса «а чем Россия окончится».

О начале всего перечисленного выше, патриотизма etc. - сколько угодно; более того, это один из любимых видов спорта. Simple minds, simple pleasures, как отмечала Fall-From-Grace, когда игрок многажды её кликал.

Предсказаний на тему «в каких судорогах Россия умрёт» тоже выше головы, потому что а) за это платят, и б) это приятно. «Бляди, сэр», процитирую я известный анекдот.

А вот то, как Россия в её теперешнем виде перестанет быть, а в новом останется, разговоров нет: хотя, если вдуматься, то тема не менее важная, чем то, кому какой князь тысячу лет назад скрутил кукиш, а потом шею.

Ладно, уговорили. Я развлеку читателя и расскажу, как всё закончится хорошо, если закончится хорошо. И уймитесь с вашей сингулярностью. Проще надо быть.

«Западники» совершенно правы, когда говорят, что российское общество есть окраина европейских обществ. Более того, они правы и тогда, когда говорят, что без европейской цивилизации российское общество не могло бы ни создать, ни поддерживать свою собственную, как то могло общество китайское.

Вывод отсюда делается неприятный, но ожидаемый. Мол, надо Западу наследовать и далее, продолжая использовать его решения технические, социальные, моральные, какими бы экзотическими на первый взгляд те ни казались. Подход, повторю, ожидаемый, так как объяснимый и привлекательный, как и всякий подход с экономией энергии.

Тут возникают возражения, что у нынешней «западной цивилизации» семь пятниц на неделе, и количество неуклонно растёт, так что и не угонишься, поди выбери приятное изо всей этой мерзоты. Однако это возражения технические. Не нравится тебе очередное поветрие - твоё право; но они, поветрия, должны нравиться тебе все сразу, должны нравиться сами их наличие и калейдоскопичность. Выбор из всего этого многообразия приятного лично тебе всё равно обойдётся дешевле, чем выращивать свои собственные наклонности, вкусы, фобии и мании.

Настоящее, фундаментальное возражение здесь будет таким: а ведь мы всё это купили. Нам не с барского плеча кидали, не сиянием риз небесных облучали (просвещение, да-с); мы гнали за границу «продукцию сельского хозяйства», и к нам шли ненужные Европе военспецы, поселенцы, гувернёры, учёные… мы вашу цивилизацию как способность к сложным, целенаправленным и продолжительным действиям - купили, развили из проданного вами, и говорить о том, что это святая непреходящая и непостижимая для грязных русских варваров вещь, за которую можно только дать подержаться, а дальше брысь обратно в угол, вздыхай и тяни руки в надежде на повторный сеанс… это, мягко говоря, самонадеянно. Самонадеянно что «там» подразумевать, что «здесь» озвучивать. «В сад, все в сад», к Боррелю.

Вспомню как смогу мысль Константина А. Крылова из его ЖЖ: мы ведь и все знаменитые «-измы» ХХ века купили, заплатив за них очень много. Они теперь наши. Владение, пользование, распоряжение. Разовью.

«Национал-социализм»? Конечно, теперь только у нас есть право определять «денацификацию». «Социализм» и «коммунизм»? Я сильно подозреваю, что на западные попрёки в том, который социализм/коммунизм правильный, а который неправильный, в России что левый, что правый попросят заткнуться. По разным причинам попросят, но со схожей интонацией. «Капитализм» a.k.a. «свободный рынок»? Наш, а как же. Сами видите, президентским указом опять собственностью ещё одной зарубежной компании распоряжено. Священной и частной собственностью, которая священной и частной и остаётся. Распоряжено именно что в рыночной логике, без шуток.

Мы начались, как околоевропейское захолустье, и мы перестали им быть, став своеобразной, но Европой (мнение соседей по этому поводу интересно только им самим) лишь потому, что мы были непристойно бедны. Я повторяю и буду повторять до умопомрачения: Россия была и есть страна настолько бедная и безлюдная, настолько угнетённая климатом и пространствами, что российское общество не могло позволить себе неправильных решений. Смерть всегда была рядом, она от нас не пряталась.

Великолепная история Европы, ставшая на какое-то время историей всего мира, была историей ошибок, а эти ошибки всегда были выбором в тратах излишков. Не то выбрали, не на то потратились, однако выглядело-то как хорошо! - и в истории оставило великолепный след, без иронии. У русских такого просто не было, как не было богатств. «У нас всё просто, по-солдатски»: здесь точно смерть, а там… ну может, ещё поживём. Так и жили-ещё-поживали. Покупая на последнее то, что было нужно для работы единственно правильных решений.

Я иногда думаю, что у М.И.Кутузова были то ли друзья, то ли сослуживцы, хорошо знавшие математику. Если отрешиться от патриотического пыла, то наполеоновская катастрофа в России всего лишь воплотила в жизнь довольно простую математическую модель, которая была доступна тогда, и которую ныне сочтут достойной не всякой RTS; чья армия убывает быстрее. Понятно, почему М.И.Кутузов не рвался устраивать Бородино. Погода и природа справились бы сами, и сколько-то русских солдатиков остались бы живы; или, если Вам человеколюбие жмёт, то меньше были бы военные расходы.

А давайте я совсем уж берега потеряю, да и скажу, что Пётр III и Екатерина, ещё не будучи II, посмотрели донесения послов и шпионов из той же Франции. Нет, всякие там придворные телодвижения - это одно, это запоминают историки. А вот представьте себе, что пишут скучные люди, допустим, об урожайности пшеницы да овса! - да ещё секретно, хотя казалось бы. Другие же, как полагаются, пишут о модах для дам и кавалеров, о фаворитах и фаворитках, о том, что при королевском дворе «читают политических авторов»… и вот тут на императорскую чету падает ньютоново яблоко: « у них там хлеба достаточно, чтобы ЛОМов поднять, а у нас хлеба нет, и всё дворянство поголовно служит». «Отсюда совсем не является странным» состоявшийся далее подход: пустить дворян на волю, да и раздать им казённых крестьян, чтобы было на что учиться сперва читать сложные вещи, а потом их писать. Согласитесь, «это многое объясняет», даже катенькину переписку с Вольтером: дама не дурковала, дама работала, приглашая в страну всех, кого можно.

Со временем и очень не напрямую, но у Екатерины получилось. Подозреваю, что, скажи императрице, будто через полтораста лет после её усилий Россия будет задавать тон в политической мысли Европы и всего мира, Екатерина Великая сильно обрадовалась бы. Если рассказать без подробностей.

Хотите верьте, хотите нет. Это гипотезы развлечения ради, я же угрожал читателя развлечь. Обратно к теме.

Так вот, принимая и выполняя единственно правильные решения (напомню, не от хорошей жизни), российское общество перестало быть захолустьем европейского «западного цивилизационного блока» (термин из «Поведения»). Бедная, безлюдная, а теперь ещё и напрочь упёртая и очень плохо уязвимая для военной силы европейская страна, практикующая собственные подходы к реальности на уровне морали («северная этическая система» по «Поведению»).

Ради всё того же развлечения. Конечным, правильным решением глобального масштаба по-русски было создание РВСН и вывод ядерного конфликта в разряд «смерть или поживём». Не окажись на планете России, просвещённые страны десятилетиями обменивались бы ударами ТЯО по приграничным городам (сперва в колониях, потом у себя) «в знак серьёзности наших намерений». Тут же - раз, и всё; а в мирное время пусть Хиросима побудет фетишем.

Дальше биология. Или экология. Или что у них там. У вас на окраине ареала обитания вида завелась популяция, способная выжить что в нормальных условиях, что в тех, окраинных. К чему это идёт? Уточню на всякий случай, что речь идёт не о генах, а о социальных реалиях и решениях. Аналогия с биологией и экологией, не более того. По крайней мере, пока.

Сценариев здесь только два.

Первый сценарий. Популяция возвращается домой, но не в качестве блудного сына, отдающего себя на волю некогда оставленной им семьи. На добрую волю «западной цивилизации» рассчитывать не приходится, это для мазохистов. Значит, Европу надо будет брать.

Я понимаю, что по нынешнему стремительному времени - от утреннего к вечернему выпуску новостей - такая перспектива выглядит несколько самонадеянно, ибо в сколько-нибудь обозримые (нынче) отрезки времени не укладывается. Срок тут сложно назвать даже приблизительно, с точностью до ста лет. Стада ишаков, династии падишахов… Екатерина вон тоже, если верить моей гипотезе, промахнулась лет на сто.

Однако смысл именно таков: военное и политическое доминирование России на европейском континенте с переучреждением европейских государств или преобразованием их в какие-то другие политические конструкции, выполняющие те же задачи.

Перенос российского подхода с его предельными, «единственно возможными» решениями на «европейскую цивилизацию», упрощение подавляющей доли задач управления (по Александру А. Зиновьеву) с перераспределением управленческого ресурса на «большие проекты» и/или «социальную поддержку», отправка всех «лишних» ресурсов на эти цели; неважно, в рамках какой экономической и/или политической доктрины (может, к тому времени и «либерализм» выздоровеет). Итого, поглощение значительной части «западного цивилизационного блока» «северным» с размытием рамок последнего.

Собственно, всё. Здесь Россия в её нынешнем, наработанном историей виде перестаёт быть: дальнейшая экстраполяция невозможна, аналогии тоже. Тут Рим нервно курит в стороне.

Второй сценарий. Окраинная популяция становится подвидом и, далее, видом. У нас любят провозглашать именно такое развитие событий, причём как предопределённое изначально и обретшее свою форму в далёком прошлом. Мол, российское общество давно отделилось от европейских, осознало себя как иную, самостоятельную сущность… обычно здесь кивают на филиокву, потому что шаманам тоже надо что-то есть.

Однако это чушь. В ХХ веке собственная гуманитарная сфера российского общества дважды с позором обрушилась под европейским гуманитарным действием («мягкой силой»©). Чужие такого бы не добились.

Любят у нас сейчас рассуждать о русской философии. Как оно всё там было упоительно и духовно, восхитительно и высоко… ребята, философия нужна не для групповой мастурбации, а для предупреждения чужого влияния на местную мысль. А у вас там Маркс бежал, хвостиком махнул, так вы еле на пароходе уместились. И через три четверти века тот же номер исполнили партийные идеологи и большая часть «творческой интеллигенции»; правда, вместо парохода достались многим жирные куски, так что да, у вас была трагедия, а у них фарс.

Я повторю, что, отвались мы от Европы сколько-нибудь заметно, стань такими из себя самостоятельными на сколько-нибудь рабочий срок, то был бы нам Маркс, как слону дробина. А вот не сталось.

Так что всё сами, ибо предки не успели, даже если и хотели. Всё сейчас - точнее, в те же самые сотни будущих лет. А то провозгласить себя самостоятельным мало, надо ещё и стать таковым. Доказательство от противного под рукой, в каждой сводке от Министерства обороны.

Как «уйти в подвид»? Изменить биоценоз. Не новый найти (пока это невозможно), а изменить свой. Изменить условия, в которых существует российское общество, как всё ещё (самая своеобразная) часть Европы, и тогда Россия перестанет быть Европой, при этом изменившись до неузнаваемости с нынешней (моей) точки зрения.

Ну да, раз и навсегда разобраться с климатом и логистикой. Аркология, сверхбыстрый транспорт, гарантированные уровни и стандарты потребления, начало очень больших проектов, которые в НФ давным-давно именуют «терраформированием». Опять же, под любыми политическими и экономическими доктринами.

Запрос на местную по происхождению и оригинальную по содержанию гуманитарную мысль здесь появится сразу же, особенно по вопросам, почему и до какой степени мы можем класть болт на последствия нашей деятельности для соседей. И пребудет этот запрос навсегда, и работы будет требовать настоящей, а не этой вашей духовности, ибо это вопрос оправдания силовых, военных действий в масштабе всего общества, а не вопрос усладительного ковыряния в собственном носу на ренту от поместья.

После достаточно долгих усилий в таком направлении Россия в её нынешнем понимании перестанет быть так же, как и в случае европейского доминирования. Станет совсем другой, которую не могли бы представить себе ни мы, ни Екатерина II, ни тот князь с кукишем. Можно утверждать только то, что таким манером «северный цивилизационный блок» будет оформлен максимально жёстко и различимо, и его хватит исторически очень надолго.

Выбирайте.

И три замечания напоследок.

Первое. Никто не отменяет предположения, что мы погибнем одним из тех способов, которые нам не устают предлагать с разными выражениями лиц. Или ещё каким-нибудь.

Например, я уверен в том, что мир ещё увидит применение биологического оружия высокой избирательности, и я думаю, что в именинниках тут будем ходить мы. Сделать безлюдную страну ещё безлюднее выгоднее, чем уполовинить население достаточно населённых политических образований. У тех останутся силы и желание отомстить. Так что нам надо готовиться к такой атаке. И ко многому другому.

Повторю, ни сладкая жизнь, ни даже красивая смерть России не гарантированы. Никакие сверхъестественные сущности за нами не приглядывают, никакой предопределённости нет, а все сюжеты и все морали будут записаны потом и не нами. Однако здесь и сейчас (впрочем, как обычно) я предпочту слова одной попадьи «ин ещё побредём».

Второе. У нацдемов, помнится, была констатация того, что «Россия попала в историческую ловушку», и я с этим тезисом не согласен. Россия в историческую ловушку не попадала, Россия в ней состоялась. Однако отсюда никак не следует, будто оставаться в этой ловушке приятно, превосходно или хотя бы обязательно, ибо «нельзя вечно жить в колыбели».

Именно с этой точки зрения я оцениваю те размышления о будущем России, которые иногда всё-таки вижу, и которые, увы, большей частью представляют собой сдачу на милость ностальгии по эпохам пережитым лично или пережитым в собственном или чужом воображении. Будущее здесь выходит воспроизводствои того или иного парадного варианта прошлого или настоящего. Господа-товарищи, всё это уже было взвешено и найдено лёгким. На самом деле будущее - «это другое», из чего и надо исходить.

Наконец, третье. Тот, кто при чтении не подумал «Нью-Васюки», пусть бросит в меня камень. Что-то мне подсказывает, что битых мониторов окажется немного.

Разница между скромным блоггером и нескромным сыном турецко-подданного - во времени. Тот обещал, что мечты состоятся в несколько лет. А я честно говорю, что ни я, ни даже Вы - не доживём хотя бы до сколько-нибудь явного оформления любого из двух описанных выше процессов.

Кроме того, он говорил о предприятии, то есть об активных усилиях, направленных на преуспевание именно в этом направлении и с этой целью. Я же говорю о двух путях развития, один из которых в случае выживания завлечёт нас обязательно, выраженный в миллионах мелких целей, усилий и предприятий. Не умрём, так ин ещё побредём в одном из этих направлений.

Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Что дальше, кроме тишины? Господа-товарищи, я материалист. Для меня жизнь - это химическая реакция сложных молекул, а мышление - те же дела, но с добавлением в нервы квантовых эффектов со всей их непредсказуемостью. Доберёмся до краёв Галактики, причём противоположных, тогда и поговорим. А пока довольствуйтесь тем, что я цитирую здесь любимые вами ближневосточные сказки.

общество, история, политика, теория, футуризм

Previous post Next post
Up