Основным преимуществом иерархического построения стаи считаются быстрота и простота обучения: низкоранговые особи обучаются, подражая высокоранговым. Отсюда соответствующие правила общежития в примитивных человеческих обществах и не только.
Такое подражание позволяет усваивать модели поведения, необходимые и достаточные для выживания в родном вмещающем ландшафте, деревья вокруг или письменные столы. Однако с абстрактными концепциями начинаются проблемы.
Одним из неочевидных следствий такого положения дел будет то, что с некоторого уровня абстрагирования учитель не должен быть примером для подражания. Даже должен не быть примером для подражания. Ученик должен учиться тому, чему учат, а не тому, кто учит.
Я понимаю, что это звучит непривычно, ибо противоречит наследию времён богословских, когда сама учёба сводилась к заучиванию текстов с разными грифами священности, а мудрый наставник (действительно мудрый) учил не повторять его ошибок, а лучше вообще ничего не делать, а то тёмная сторона Силы только и того ждёт. Увы, с развитием мореплавания и огнестрельного оружия такой подход потерял адекватность.
Сказанное не означает, что преподаватель должен вызывать отвращение: это чересчур дорого не в одном смысле слова. А вот вести преподавателю себя так, чтобы копировать его было трудно - почему бы и нет?
Добро пожаловать в мир безумных учёных, которые на самом деле профессора с дорогими и/или эксцентричными привычками, недоступными их студентам. Лучше, конечно, эксцентричными и заведёнными на учебные материалы. Дорогие привычки всё же указывают на высокоранговость в аспекте, повторю, не нужном при обучении сложным вещам. Умом давить надо, а не подарочным хронометром на золотой цепочке.
К чему я это всё? Я не профессор. Однако безумие званий не разбирает. Сидишь, проверяешь кучу студенческих работ. Модульность модульностью, но официальная обязанность преподавателя - разобраться в том, что ему пытается всучить студент даже в последний день семестра, пусть это чудо природы болт забило на посещаемость и теперь пытается всучить копипасту («Он его уже запомнил в лицо» - «Кто кого?» - «Герцог. Кабанчика!»), заставляя меня тратить время на пару вопросов и выдачу нового задания за отсутствие ответов на них.
Внезапно замечаешь, что студенты смотрят на тебя глазами заметно шире обычного, а собрат по призванию, появления которого ты не заметил, ибо с головой ушёл в буквы, числа и схемы, смотрит на тебя глазами прежней ширины, но с очень асимметричной усмешкой. Прокручиваешь в голове крайнюю пару минут…
Короче, есть такая песня советских времён с очень запоминающимся мотивом: «
Королева красоты». Мотив прицепился. А одно из моих любимых стихотворений - это Николай С. Гумилёв, «
Ужас».
Вы поняли. Ложится очень близко, напевается хорошо. И, думаю, что я Вас убедил: я не с нарезки съехал в сессию, это я намеренно; в процессе преподавания весьма абстрактных вещей, чтобы подражать мне было трудно. Честное слово.
Спасибо за внимание.