Одним из предрассудков, которые я никак не счёл бы «милыми», будет тот, что студенты загружены в сессию и переутомлены ею. Ударение на слове «студенты».
Запишу ещё несколько замечаний в развитие текущего рассуждения об экономике. Само это рассуждение ещё подлежит усушке и утруске, однако да, на горизонте уже завиднелись предложения, не сводящиеся к массовым расстрелам и «чюки-чюки-чюк». Впрочем, студенты загружены в сессию и переутомлены, поганцы, ею.
30. Итак, предприятие, способное создавать рынок.
Как я рассуждал выше, рынок создают предложениями продать. Следовательно, предприятие, способное создавать рынок, должно ведать этими предложениями.
Первое, что приходит в голову, и лучше бы оно туда не приходило - это реклама. Однако память почти сразу подсказывает прекрасный оборот «не является офертой». Покупка сразу уничтожает рынок, порождённый отдельно взятым предложением, и приносит пользу (в идеале) продавцу и покупателю, а реклама рынок изнашивает, годами и десятилетиями насилуя мозги возможному покупателю множеством несостоявшихся покупок, а продавцу множеством возможных продаж.
31. Иными словами, это должна быть именно оферта, то есть предложение с существенными условиями договора. Предприятие-гарант должно производить, обновлять и распространять публичные и непубличные оферты по товарам и услугам от других предприятий, получать за хорошо исполненную работу деньги и нести ответственность за плохое исполнение этой работы: например, за несоответствие действительности описаний предмета оферты. Отсюда и следует заинтересованность гаранта, условно, в своих ОТК на предприятиях-клиентах. А равно необходимость наивозможного ограничения рекламы как деловой практики.
32. Я считаю, что торговля как способ организации рынка обязана собой эволюции «восточной» этической системы из «южной». Между «южными» обществами торговля как предприятие невозможна. Отдельно взятые обмены - да. Может быть, даже частые. Однако предприятие, как нечто работающее по умолчанию? - нет. Его уничтожение есть чересчур действенное средство борьбы за власть в «южном» обществе. Убить чужаков; взять хорошие вещи; старый вождь не может больше быть примером.
Торговля, однако, существует и в «восточных», и в «западных», и в формирующемся «северном» обществе. Она существует и для «южных» обществ, хотя и не в них. Состоявшись, она стала общечеловеческим наследием.
33. То же самое верно и для банковского дела как обстоятельства перехода от «восточной» к «западной» этической системе. «Другой должен делать мне то, что я делаю ему» очень легко трансформируется в «я даю тебе деньги, чтобы ты дал мне деньги». Не слишком-то уважаемое ростовщичество становится образцом, опорой и движителем экономического развития, давшего результаты во всяком случае масштабные и зрелищные. Банковское дело, как и торговлю, вряд ли уже возможно извлечь из человеческого общества (разве что поменять им названия).
34. И вот я хотел бы указать, что и то, и другое решения в своё время казались чем-то лишним, обходимым, сложным и потому ненужным. Так что я вовсе не удивлюсь, если те же аргументы будут приведены против… «гарантийного дела»? «Ручательства»? Впрочем, названия для экономических и политических практик, характерных для эволюции «северного» общества на фоне и в окружении «западного», найдутся сами.
35. Уже отсюда (разумеется, с учётом поворотов, извивов и сальто мысли, начиная с п. 1) я мог бы сформулировать некие предложения, организовав их в набор, не выглядящий много более идиотски, чем ныне присутствующие в Рунете политические и экономические программы, созданные индивидуально или коллективно, профессионально или дилетантски. Что поделать, офертой не является.
Отрадно то, что сами решения, которые составят эти предложения, уже существуют, хотя зачастую в формах примитивных, а то и гротескных. Так что работа над предложениями, то есть над очисткой, модуляцией и рекомбинацией уже существующих решений, вряд ли потребует особенного вдохновения.
36. Однако заранее надо отметить два обстоятельства - отметить, честно говоря, в первую очередь для себя, чтобы не забыть до следующего раза.
Во-первых, решения по запуску некоторого процесса и по его поддержанию могут и должны заметно отличаться, так что отождествлять их было бы ошибкой.
Во-вторых, можно с уверенностью предположить: запуск и становление что торговли, что банковского дела были обеспечены их приятием в обществе. Да, эти вещи виделись чем-то сложным и излишним, но одновременно соплеменники и современники понимали их как что-то хорошее и правильное. Причём не только с точки зрения, заданной ценностью пользы, то есть не только из-за возможности обогащения.
Я полагаю, что эти вещи считались правильными потому, что они обезвреживали неизбежный процесс разделения труда, делали этот процесс менее вредоносным для общества и человеческой жизни. Именно это обстоятельство перевесило естественное предубеждение против новизны, основанное на том же стремлении к сбережению энергии, что и само разделение труда. Разумное существо может осознать и предвидеть неприятности от специализации, хотя бы своей собственной, и заинтересовано в их предупреждении. Я, например, пишу всякое-разное в своём блоге, чтобы не стать преподавателем окончательно.
Спасибо за внимание.
ПостСкриптум. А ещё я сейчас читаю Прэтчетта, как читатель мог понять по предыдущему посту. Это чтение тоже спасательный круг на сессию. Ладно. Перевод отрывка мой, тема касается темы поста:
«Вы разумно обзавелись Диз-органайзером Марк Два, новейшим продуктом биотавматургии со множеством полезных решений и совершенно не напоминающим Марк Один, который Вы случайно растоптали, прыгая на нём», сказал он [имп - 17ur] и добавил «Это устройство передано без любых гарантий надёжности, точности, существования или несуществования, пригодности к использованию с любой целью, и Байоалкемик Продактс подчёркнуто не гарантирует, не ручается, не подразумевает и никак не показывает, что его вообще можно было зачем-то продать, поэтому не имеет никаких обязательств и не понесёт никакой ответственности перед Вами или кем угодно, включая сущности и божества, за любые потери и повреждения, как-либо вызванные этим устройством или объектом, а также любыми попытками его уничтожить, молотя им об стену или бросая в глубокий колодец или ещё какими угодно средствами, и далее утверждает, что Вы демонстрируете своё согласие с этим или любым другим соглашением, которое может быть заменено на пребывание в пяти милях от устройства, или на случайное попадание его в поле зрения Вашего большого телескопа, или на что угодно, а всё потому, что Вы настолько залётный лох, что с радостью примете такие наглые и однобокие условия на шмат дорогостоящего мусора, которые Вы и в кошмарном сне не подумали бы принять на пачку собачьих бисквитов, и Вы используете его исключительно на свой собственный страх и риск».