К вопросу о разметке прицела.

Jan 05, 2023 15:59


Ещё раз поздравлю уважаемых читателей с безвозвратно прошедшими и неуклонно надвигающимися праздниками. Ответных поздравлений не требуется, я был «живительно тронут» состоявшимися (без шуток) и благодарю за них.

Пользуясь парой дней отдыха, я собрал свои заметки разного времени по поводу того, как я оцениваю те или иные предложения по изменению общественной жизни, как я их классифицирую. Делал я эти заметки для себя и весьма беспорядочно, так что сопряжение тут обошлось в довольно большую часть предлагаемого текста. Подчеркну, что речь идёт о принципах классификации и подхода к оценке, а не о самих оценках конкретных событий. О базисе, а не о прейскуранте.

Конечно, этот базис обязан собою работе «Поведение» (а чего Вы ожидали?), и считайте это честным предупреждением.

Сперва о времени. Время - это смена состояний системы. Отсюда следует, что время может быть и субъективным, если субъект способен отмечать смену собственных состояний.

Значит, если разные субъекты согласились считать «объективное время» по изменению состояний системы, независимой от них (заход-восход солнца), то в один и тот же отрезок такого объективного времени у разных субъектов может помещаться разное количество субъективного времени. Это количество можно увеличивать или уменьшать с помощью как собственных усилий субъекта, так и каких-то внешних средств и орудий.

Ничего нового, всего лишь объяснение понятия «темперамент», его обобщение и утверждение того, что это понятие количественное.

Теперь о воле. Я не делаю разницы между волей, умом, «я» или самообладанием. Это либо одно и то же буквально, либо стороны одного и того же предмета, настолько тесно между собою связанные, что для моих рассуждений разницы с буквальным отождествлением нет.

Воля есть тоже понятие количественное, иначе ни уговоры, ни пытки не имели бы смысла. Волю накапливают и волю тратят. Опять-таки, и накопление, и трата могут осуществляться исключительно самим субъектом или с какой-то внешней помощью.

Далее о действии. «Действие» в физике есть величина, пропорциональная энергии и времени. Само понятие, очевидно, заимствовано у дел обыденных без потери смысла; значит, возможно и обратное заимствование.

То есть действие как элемент поведения тоже можно понимать как нечто количественное, прямо пропорциональное воле субъекта и его субъективному времени, затраченным на это действие.

Следовательно, понятия «участия в действии» и «уклонения от действия» могут быть рассмотрены как увеличение и уменьшение всякого отдельно взятого действия для субъекта.

Эти действия над действием получаются настолько распространёнными, что, во-первых, их не замечают, как не замечают воздух, а во-вторых, во всяком обществе, существующем достаточно долго в достаточно многочисленной группе, разным способам уменьшения и увеличения действия окажутся сопоставлены некие вполне заметные и долговременные явления, развивающиеся и усложняющиеся вместе с обществом (или деградирующие и упрощающиеся, неважно).

Теперь о сферах деятельности. В «Поведении» сферой деятельности называется совокупность действий, воплощающих некоторые общественные отношения. Понятно, что сферы деятельности в обществе взаимосвязаны, а на уровне отдельного человека и взаимопроникающи, когда последовательность его поступков может быть набрана из действий, относящихся к разным сферам деятельности.

Одной из сфер деятельности Константин А. Крылов называет сферу управления, которая реализует участие во всяких отношениях, а другой - сферу культуры, которая воплощает изолирующее поведение, то есть уклонение от всяких отношений. С точки зрения, обозначенной в настоящем рассуждении, можно говорить о практиках увеличения или уменьшения действия, где практики увеличения будут относиться к сфере управления, а практики уменьшения - к сфере культуры.

Далее о таких практиках. Из ранее изложенного видно, что всякая практика по увеличению действия (его поддержке) может быть рассмотрена как комбинация решений по увеличению количества воли или по увеличению количества субъективного времени, вложенных в это действие. Равно практика по уменьшению действия (уклонению от него) сводится к комбинации практик по уменьшению количества воли или количества времени субъекта, вложенных в это действие.

Понятно, что тут могут быть противоречивые случаи, когда, например, сами работы по увеличению количества воли, вложенной в действие, ведут к уменьшению количества времени, однако здесь речь идёт о том, что воля будет нарастать в большей степени, чем время - уменьшаться; то есть итогом здесь станет всё же увеличение действия.

Теперь о сфере управления. Для её образования и функционирования требуется увеличение действия, а оно может быть достигнуто двумя способами - вероятно, в подавляющем большинстве случаев речь идёт об их комбинации, но здесь удобнее рассмотреть предельные случаи.

Отдельно надо отметить, что цель действия здесь вовсе не обязательно будет одной и той же. Цель может меняться, так что накопленное действие будет израсходовано на эту изменённую цель; и это было всё, что я хотел сказать о слове «политика». Вернусь к способам увеличения действия.

Во-первых, это наращивание воли, вложенной в некоторое действие. В обществе этому подходу соответствует институт предпринимательства («длинная воля», «вложиться в дело» и проч.), когда воля не ограничена субъективным временем, то есть цель действия отнесена в будущее по объективному времени, а сколько чего там переживёт субъект до её достижения, неважно.

Предпринимательство принято ассоциировать с «рыночной экономикой», однако это предрассудок. Известная фраза «Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут» есть вполне себе предпринимательское кредо, хотя оно и подразумевает отказ от «рынка». Предпринимательство присутствует в обществе постольку, поскольку там присутствуют задачи поддержки, усиления и совершенствования сферы управления. Другое дело, что его формы могут отличаться до неузнаваемости. Скажем, «ударный труд» очень сильно отличается от «майнинга».

Полагаю, что предпринимательство ассоциируют с рынком потому, что в «рыночной экономике» оно в принципе общедоступно и сравнительно безопасно. Однако оно везде работает на наращивание и усиление сферы управления, как минимум через запрос и согласие на всё более сложную и разнообразную управленческую деятельность. Буржуазные государства очевидно сильнее феодальных.

Скажу страшное: в некоторых государствах предпринимательство и нужно только для этого, а объявление его причиной и гарантией высокого уровня потребления - недобросовестная реклама.

Во-вторых, это наращивание субъективного времени, вложенного в некоторое действие. Сюда входят согласие субъекта на всё большее количество переживаний между началом и завершением действия, согласие субъекта на внешнее обеспечение этих переживаний, и само это обеспечение.

Всему перечисленному соответствует институт медиа, создающий и доставляющий эти переживания во всё большем количестве и со всё большей скоростью. Думаю, пользователям Интернета не надо доказывать, что масс-медиа, пресловутые СМИ образца XX века - частный и необязательный случай медиа.

Опять-таки, медиа в «открытом обществе» есть всего лишь один из способов увеличения субъективного времени, со своими преимуществами и недостатками. Возможное решение этой задачи без «открытого общества», в рамках «единственно верного учения» - «второй сложный вопрос», однако вполне решаемый; биологические возможности человека что-либо переживать ограничены, и в этот барьер можно упереться разными способами.

Далее о сфере культуры. Уклонение от действия как уменьшение его количества в предельных случаях может быть достигнуто через уменьшение количества субъективного времени на это действие (быстрое достижение соответствующей цели) или через уменьшение воли, потраченной на это достижение (лёгкое достижение цели).

Очень важно понимать, что уклонение от действия не обязательно - и очень часто не - включает в себя отказ от цели этого действия. «Мы пойдём другим путём», а этим не пойдём. Политика, которую я обещал не упоминать.

Во-первых, за уменьшение количества субъективного времени, отведённого на действие, отвечает наука. Преодолев сто километров пешком, человек меняется намного сильнее, чем если бы он проехал то же расстояние на поезде. Запрашивая информацию из поисковика, человек меняется намного меньше, чем если бы он штудировал учебник.

Как одно из отражений того же процесса в общественном сознании, можно вспомнить эволюцию научно-фантастических произведений, где космические корабли на субсветовых скоростях (анабиоз иногда прилагается) были оттеснены на вторые и десятые роли всевозможными нуль-переходами и ансиблями.

Известное «вкалывают роботы, счастлив человек» говорит именно о таком торжестве науки: трудами роботов человек вообще не меняется, он перманентно счастлив, а субъективное время, которое человек тратит на всякое действие, стремится к нулю: руку протяни - получишь нужное. Такое состояние совершенного торжества науки считается желательным для весьма различных мировоззрений.

Во-вторых, за уменьшение воли, как составляющей всякого действия, в обществе ответственно искусство.

Это утверждение неочевидно, однако рассмотрю пример, близкий к предельному случаю.

Пусть я по условию задачи домосед. Пусть у меня есть два приятеля, каждый из которых съездил в земли далёкие и экзотические, причём одни и те же. Пусть каждый из них привёз равное число фотографий (или вручную написанных картин), сувениров и проч.

Изучив набор привезённого любым из приятелей, я получу какое-то представление о землях далёких и экзотических, ни разу там ни побывав. Это, конечно, не столь полное представление о тех же землях, что появилось у побывавших там (не обязательно менее правильное), однако оно есть, и я приложил к его появлению много меньшие умственные усилия, чем любой из туристов.

Очевидно, что подбор артефактов был искусством, а сам набор, как и составляющие его артефакты суть произведения искусства - даже случайно подобранный на пляже камешек. Именно произведения искусства, продемонстрированные приятелями, позволили мне сэкономить волю.

На изучение каждого привезённого набора - они равны числом предметов - я потрачу примерно равное количество субъективного времени. Приму, что порядок изучения не имеет здесь влияния. И вот, чтобы получить одинаковое представление о землях далёких и экзотических от одного набора, мне понадобится больше умственных сил, воли, прилежания, чем от другого. Фотографии менее понятны и/или менее значимы, сувениры скучны и не дают сразу же заметного представления о своеобразии посещённых мест.

Или, что то же самое, в одном наборе искусства больше, чем в другом, и больше именно в том, на который я затратил меньше сил для получения одного и того же результата.

Теперь об авторитаризме и демократии. Это различные решения организации сферы управления.

Если приложить к этим понятиям изложенное выше рассуждение о различных способах наращивания действия для сферы деятельности по управлению обществом, то становится видно: под авторитаризмом обычно понимают практики по увеличению воли, под демократией - практики по увеличению субъективного времени.

Предел авторитарных, предпринимательских практик - «кризисное управление», «чрезвычайщина», «волюнтаризм», когда значимых событий мало, субъективное время сравнительно медленно, но размечающие его события требуют наивысшей отдачи.

Предел демократических практик - это достижение целей по управлению через большое и всё увеличивающееся множество неважностей чуть выше уровня повседневного шума. Технологии такого достижения нынче называют «мягкой силой».

Хорошо или плохо то или другое - не имеет самостоятельного значения и зависит от намеченных к достижению целей. Хотя можно сказать, что демократия с её упором на медиа всегда будет иметь преимущественную позицию в азартном деле взаимной ругани.

Далее об эльфах и гномах. Точнее, о дварфах, потому что когдатошний WoWовский импринт «гномов» как мелкой писклявой сволочи, в которую толком не прицелишься - это навечно.

Вышеприведённый расклад позволяет понять эльфийское общество как такое, в котором сфера культуры в решающей степени, почти полностью обязана собой искусству. Наука и техника как её производная играют ту же определяющую роль в сфере культуры общества дварфов. Эльфы экономят волю (у них вечность), дварфы экономят субъективное время.

Собственно, всё. Сам Константин А. Крылов говорит о наличии в обществе четырёх сфер деятельности, - на тех же правах, что сфера управления и сфера культуры, в обществе присутствуют коммунальная сфера и сфера собственности - однако это разделение уже связано с отношениями к разным типам действий: одно- и двусторонним. Я не готов рассуждать о таком разделении здесь.

В заключение повторю, что изложенное более или менее обрисовывает и упорядочивает мой подход к оценке постоянно присутствующих общественных явлений, сколько-нибудь масштабных событий и, главное, всевозможных предложений по первым, влекущих вторые. Та самая разметка прицела, о которой предупреждает заглавие.

На полях ещё можно отметить, что выше изложены некоторые наметки по давно интересующей меня теме автоматизированного проектирования художественных произведений. Здесь речь идёт уже не столько о сюжетных ходах, сколько о «ресурсах юнитов» (количество действия) при выборе этих сюжетных ходов (принцип наименьшего действия в механической системе) и следующих отсюда требованиях к характеристикам этих юнитов и антуражу собственно произведения.

Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Дыра в рассуждениях - отличие действия как акта, действия дискретного, элемента поведения, «сработало» или «перестало работать», от действия, количественно увеличиваемого или уменьшаемого. Однако такое тоже «второй сложный», ибо для больших групп усредняется.

общество, этика, теория

Previous post Next post
Up