Без мировых заговоров жить скучно. Они простые и яркие, даже если начинаются со слов «в чёрной-пречёрной комнате чёрного-пречёрного дома на чёрно-пречёрной улице».
Ниже я попробую обсудить нынешние
санкции против РФ, по возможности не указывая на какие-то стремительные порывы, вихри яростных атак, тайные ритуалы и даже на спор из-за основных вопросов бытия.
Собирая свои замечания на полях в единый текст, я пою о том, что вижу, и подгоняю задачу под ответ. Минимальное присутствие закулисных «элит» (один раз, в скобках); никак не мгновенная импровизация, но весьма непродолжительная подготовка соответствующих решений; и даже не ущерб РФ как цель и смысл введённых санкций - да-да, ныне пограничное с русофобией утверждение.
Сами понимаете, в сумме такое даёт ту самую скукоту (каюсь, без картинок), и продолжительную к тому же: надо ведь как-то обходить население чёрной-пречёрной комнаты стороной. А то кинутся.
Поэтому, увы, не приняты в рассмотрение никакие стимулы, кроме материальной выгоды и работы на победу своей партии на следующих выборах, то есть той же материальной выгоды. Из угроз всего лишь возможный, но необязательный БП (без него никак, жанр не позволяет), который стараются обойти через вакцинацию населения послушным и управляемым МП.
Сплошные предположения и спекуляции как метод, ибо с заслуживающими доверия числами плохо, а в высокие кабинеты не допущен. Так, игра ума в шашки. В «чапаева».
1. За формирование Европейской комиссии, то есть правительства Европейского союза отвечает Европарламент, а он представляет всех граждан Евросоюза, а не его государства-члены.
Отсюда количество депутатских мандатов, которое получает государство-член ЕС, пропорционально численности его населения. Больше всего мандатов у Германии, так как там примерно 83 млн. населения, и это даёт Германии 96 мандатов из 705. Франция с её 67 млн. имеет 74 мандата. Испания - 47 млн. и 54 мандата, Польша - 38 млн. и 51 мандат.
Население Украины на 2014 год, хвала украинской статистике, составляло примерно 45 млн. человек. Спрашивается в задачнике: насколько странам-членам Евросоюза надо е…нуться, чтобы принять к себе Украину? Извините за грубость, но приличия здесь отказывают.
Более того, перед глазами у европейских государственных деятелей есть пример Польши. Государство, в которое на протяжении долгого времени были вложены огромные средства для приведения уровня жизни тамошнего населения к среднеевропейскому, становится клиентом США, увлечённо и небесплатно портит жизнь «старой Европе», благо располагает достаточным для этого голосом в ЕС.
Для Украины «долгое время огромных средств» и не начиналось. Украинская бедность и неспособность бедного украинского государства ограничить коррупцию (дітей моїх ти годувати будеш?) в сочетании со значительным количеством населения сделали и покамест продолжают делать Украину немыслимо дорогим приобретением для ЕС.
Итого, в ЕС Украину никогда не собирались брать, разве что от неё останется огрызок с пяти- или десятикратно меньшим населением.
Кроме того, ЕС и так получал от Украины всё, что хотел.
Подписанное Украиной соглашение об ассоциации с ЕС закрыло вопрос её пребывания в Таможенном союзе: свободная торговля с ЕС одного из членов Таможенного союза обессмыслила бы союз как целое. Неизбежное следствие: интеграция Украины в европейскую экономику в качестве поставщика рабочей силы, полезных ископаемых и сельскохозяйственной продукции. По-прежнему буйствующая коррупция помогает зарубежным производителям додавить сколько-нибудь конкурентоспособные украинские предприятия, выпускающие продукцию высокого передела. Та же коррупция заметно уменьшает выгоды украинских государства и общества от действующих экономических связей с зарубежными контрагентами.
Ах да, на полях: население Турции в 2022 году - 86 млн. чел. Даже не знаю, почему она до сих пор не в ЕС. Наверное, что-то с правами человека или цивилизационными противоречиями?
2. Широкомасштабное вооружённое вмешательство РФ в вялотекущий конфликт между украинской администрацией и народными республиками Донбасса стало неизбежным тогда, когда было принято решение о наращивании группировки СВУ на линии фронта.
Даже если принять, что к масштабному наступлению СВУ не готовились, то сама провокация на этой линии активных - а главное, заметных и правильно поданных общественному мнению действий - без вариантов вела к массированным обстрелам городских агломераций народных республик в масштабах, несопоставимых даже с нынешними; сейчас эти преступления всё же совершаются «по остаточному принципу».
Полное невмешательство РФ, исключающее всякий повод для санкций, кроме тех, что уже были введены, подразумевало уничтожение народных республик прямыми боевыми действиями или через невозможность поддерживать жизнеобеспечение на соответствующих территориях из-за бегства населения из-под обстрелов на территорию РФ.
Такое развитие событий было бы воспринято украинским обществом как эпохальный триумф и исторический перелом в противостоянии РФ. Это восприятие, сколь угодно истеричное, было бы всемерно поддержано большинством политических и медийных деятелей ЕС.
Одновременно НАТО или, точнее, ВПК стран-членов НАТО не упустили бы возможности массированной (и беспрепятственной, в отличие от нынешнего положения дел) военной помощи украинской администрации, а в пределе полного переоснащения СВУ относительно современным натовским вооружением. Это деньги, а не какое-то там жу-жу-жу.
Если добавить в рассмотрение Крым и три тысячи километров сухопутной границы (даже к делимитации можно придраться через правопреемство, но
демаркация точно сорвана) Украины с РФ, то становится понятно: следующий повод к санкциям против РФ даже при её совершенном невмешательстве в донбасскую эпопею состоялся бы стремительно и даже без таких громоздких провокаций, как отказ Украины от безъядерного статуса.
3. Я не оговариваюсь, я действительно считаю СВО всего лишь поводом к санкционному блицкригу против РФ, а не его причиной. Поясню.
С одной стороны, огромное количество санкций было принято стремительно, и сама по себе скорость принятия весьма сложных документов может объяснена только состоявшимся предварительно согласованием их содержания.
С другой стороны, то понимание положения дел на Украине, которое публично демонстрировали страны-субъекты нынешних санкций, качественно никак не изменилось с началом СВО. Проще говоря, вводить санкции против РФ за «вторжение на Украину» можно было с 2014 года, за 8 лет постепенно и намного более продуманно доводя ситуацию до нынешней. Этого не было сделано.
Я не вижу иного объяснения такому развитию событий кроме того, что санкции стали реакцией на положение дел, сложившееся уже после украинского переворота и сложившееся не только из-за российско-украинских отношений, а скорее всего, вообще не из-за них.
Если же посмотреть на количество стран, присоединившихся к санкциям, а там проживает заметная часть населения Земли, то можно предположить, что это положение дел имеет планетарный масштаб. Причина санкций должна быть настолько очевидна, что она не воспринимается как причина.
4. Санкции как действие сводятся к отказу субъекта санкций исполнять обязательства, ранее данные объекту санкций, а также обязательства перед этим объектом ожидаемые и подразумеваемые; отказу при существующей и видимой возможности их исполнить. Эта возможность и отличает санкции от дефолта с выворачиванием дырявых карманов наружу.
Если я утверждаю, что причиной санкций против РФ не была РФ, то мне остаётся только признать, что этой причиной были сами субъекты санкций или, точнее, сами санкции. Их введение было представлением «городу и миру» большой группой развитых и влиятельных стран, сотрудничающих друг с другом, того, что исполнение данных ими обязательств странам, не входящим в эту группу, зависит от отношения к отдельно взятой стране.
Такое предположение объясняет, почему именно РФ стала объектом санкций из всех возможных вариантов, и объясняет даже без привлечения украинских событий или какого-нибудь эсхатологического противостояния, до чего охочи многие комментаторы. РФ - член СБ ООН, поэтому санкционный блицкриг против неё в принципе исключает всякий арбитраж ООН (право вето), а это весомый бонус для предприятия. Иран, Ирак, Ливия, Афганистан, КНДР и Куба здесь не тянут, «без публисити нет просперити». А санкции против КНР влекут за собой гораздо менее предсказуемые последствия.
Если уж раздражать комментаторов всерьёз, то санкции как ход в давнишних контрах России и самопровозглашённых «цивилизованных стран», по моему мнению, тоже всего лишь бонус, но не цель и не смысл.
Цель и смысл состоят именно в том, что объединение стран, принявших санкции, демонстрирует миру свои способность и желание отказаться от обязательств в отношении любой другой страны, не входящей в это объединение.
5. Думаю, читатель уже знаком с сопоставлением списка стран, особенно ярых в санкционном штурм-унд-дранге, и списка стран с наибольшим внешним долгом на душу населения. Если что, то я не вижу причинно-следственной связи между собственно списками, а рассматриваю их как различные индикаторы одного и того же процесса.
Долг - это обязательство. Внешний и внутренний долги - это обязательства правительств (и, опосредованно, их бенефициаров) перед подобными себе правительствами и своими подданными.
Убедительная демонстрация своей возможности и своей способности отказаться от данных ранее обязательств выглядит бесценной для должника, не способного рассчитаться. Во всяком случае, она намного важнее страданий населения украинских территорий - и даже страданий собственного населения без продолжительного душа.
При этом у каждой страны - свой долг. Разные размеры, разный состав, разные условия, разные сроки. Демонстрация множеством стран способности пренебречь своими долгами вразнобой по времени и ситуациям, а не синхронно и не единым фронтом против общего контрагента - не только не выглядит убедительной, но и провоцирует разногласия между самими должниками. Помните склоки между странами ЕС по поводу грузов медицинских масок?
Так что смысл и цель санкций - именно в этом, в убедительной демонстрации способности правительств «цивилизованных» стран (безо всякой иронии - развитых и влиятельных) одновременно и с одинаковым обоснованием пренебречь своими обязательствами.
Именно поэтому РФ как объект санкций, именно поэтому такая динамика принятия санкций, - с 2014 не было ни гроша, и вдруг алтын - именно поэтому публичное оправдание своих действий сугубо моральными соображениями (читай: отказ от обсуждения материальных причин), именно поэтому тут же стартовавшие потуги каждого субъекта санкций по отдельности смягчить полученное положение дел (демонстрация-то уже состоялась) и попытки эти потуги обуздать через завихи о «справедливой цене» на энергоносители.
6. Причиной санкций, то есть тем самым очевидным событием планетарного масштаба, я считаю пандемию ковида. Именно она поставила вопрос о приучении собственных подданных и иностранные правительства к невозврату долгов с объяснением типа «мне твоя морда не нравится, и ты нарушаешь права человека». Ливийское золото, оприходованное французами, всё же слишком частный пример, недостаточно поучительный.
Повсеместное поражение логистики, подлежащая оплате приостановка работы очень многих предприятий, следующая отсюда «стагфляция». Всё это при отсутствии уверенности, что какой-нибудь новый штамм не заглянет в гости через полгода (точнее, до конца текущего избирательного цикла), оказавшись много хуже прежнего. Очевидно, что такого счастья привалило больше всего тем государствам, производство и потребление в которых сильнее зависит от тех же логистических цепочек (те самые страны-должники), равно как и угроза следующего раунда страшнее всего виделась именно тамошним «верхам».
Я уверен, кстати, что вслух, на уровне «протоколов сионских мудрецов», «верхи» этого не обсуждали, а скорее подразумевали, глядя на вполне открытые данные, делая из них одинаковые выводы и зная, что сосед за столом думает так же. А то мало ли, Макрон стенографистку приведёт от большого ума.
РФ как объект санкций выбирали и утверждали на основании тех же чисел, объясняя выбор - даже не на публику, а самим себе - высокими и благородными соображениями: мол, не можем по-хорошему договориться именно с этими варварами. Конечно же, виновны варварские имперские амбиции, пренебрежение свободой, презрение к демократии, всего два пола и тому подобное.
Потом засели формулировать и согласовывать сами санкции, без рекламы, на уровне помощников заместителей и заместителей помощников, чтобы по свистку вывалить их разом.
Параллельно с процессом - а скорее, к его завершению, ибо я безо всяких оснований считаю, это где-то год-полтора работы - предложили гордой и независимой Украине готовиться к решающей стадии АТО и пообещали всемерную поддержку на дипломатическом и медийном фронтах в зачистке Донбасса, плюс поставки вооружения. Подозреваю, что Порошенко с прихлебателями не купился бы.
7. Что же до недопотребления, наступающего на страны-субъекты санкций (его у нас принято обозначать «выстрелом себе в ногу» или ещё куда), то здесь я рискну указать на следующие вещи.
Во-первых, не идёт и речи о потере этими государствами управляемости и о каких-то чрезвычайных положениях. Всё остаётся в рамках «временных трудностей» и «сложных, но решаемых задач», так что обыватель ан масс с надеждой смотрит на своих избранников и привыкает к горячей воде по расписанию. Бузят те, кто обычно бузят, а в отсутствие «руководящей и направляющей» это стихия краткосрочная и слепая.
Во-вторых, во всём виноваты Россия, Россия, Россия, Россия вообще и Путин в частности. Замечу, что здесь получается беспроигрышное положение дел. Даже если европейский обыватель начнёт клясть свои правительства и громко извиняться в интернете, то для РФ это в принципе не станет сколько-нибудь заметным обстоятельством, а вот обыватель сильно разозлится: мы попробовали по-хорошему, а не помогло. Останется «низам» сплотиться вокруг ранее клятых «верхов» (в лице победителей на последних выборах) и замаршировать колоннами… надеюсь, что я шучу.
Наконец, в-третьих, идёт неизбежная работа по переформатированию логистических цепочек, а не только по их восстановлению в прежнем великолепии. И заинтересованы в таком переформатировании, то есть в придании мировой логистике возможно большей устойчивости перед будущими гадостями вроде ковида, именно страны-субъекты санкций. Было бы только разумно заполучить управляемый резерв для этого дела в виде «замороженных» отношений с РФ. Их можно «размораживать» в открытую или глядя на обход санкций сквозь пальцы, можно «замораживать» обратно. Всё это можно использовать как в отношении самой РФ, навсегда или временно с замысловатыми условиями. Самое же главное, что такая возможность резко усиливает позицию «цивилизованных стран» в отношениях с другими партнёрами, не входящими в санкционную шайку. А это очень большое и продолжительное преимущество, стоящее риска стихийных и кратких выступлений в собственных странах.
Собственно, всё. Здесь ещё могли бы быть прогнозы и рецепты, ну да сказанного достаточно, и так текст получился слишком длинный для летней жары.
Спасибо за внимание.