Sep 04, 2020 14:23
Я уже говорил здесь, что одной из любимых моих НФ-книг о космических путешествиях (это когда людей запихивают в ёмкость из прочного материала и отправляют к звёздам) с некоторых пор стала и остаётся "Баллада о Бете-2". Товарищ Дилэни в 1964 году интересуется "а зачем", причём задаёт этот вопрос по правилам позиционной войны, обдуманно, когда долгое время вроде бы всё ничего, а потом и тыркнуться некуда.
Многие писатели и читатели комфортно чувствуют себя в раскладе, когда внутри звездолёта несколько человек живут то ли годами, то ли десятилетиями, ибо Эйнштейн. У советских авторов была хотя бы отмазка, что внутризвездолётные человеки особенные, ибо настал коммунизм - и особенные они только по сравнению с ХХ веком, а теперь люди все такие, не только в звездолёте, но и на Земле. Их миллиарды. Вы только подождите, так и будет.
У Дилэни этого ручного деуса экс машина не было, и он рассуждает вполне логично.
Малое количество народу, будучи заперто в замкнутом пространстве, исторически скоро сойдёт с катушек потому, что его, количества, мало. Если рекомбинация частных геномов техническими средствами будет поставлена на поток, то генетического вырождения можно не опасаться, а вот отсутствие новых лиц будет сводить с ума.
Потому к звёздам отправляют много народу. В иные миры должен прийти вовсе не отдельно взятый человек с флагом, его маленький шажок никому никуда не въелся; в иные миры должно прийти человеческое общество как состояние многочисленной группы людей.
Однако этой многочисленной группе попросту нечем заняться в пути, ибо среди звёзд пусто (ну, почти) и скучно. Оттого среди множества лиц, чьё назначение в жизни мило улыбаться экипажу корабля на протяжении световых лет, начинается движуха. Выделяется деятельное меньшинство, пытающееся учиться и разбираться в железках - и не выделяются все остальные, которые изобретают времяпровождение вроде ритуалов, бессмысленных и... пока только бессмысленных. При этом "остальные" отнюдь не идиоты, они помнят про свою задачу - человечество должно добраться до звёзд. Самые умные из "остальных", имхо, должны понимать и то, что выбор деятельного меньшинства ("одноглазых") резко ограничен доступными ресурсами - значит, "всем остальным" этакое НИИЧаВО в межзвёздном вакууме всё равно не светит.
Отсюда идея Нормы, которую надо любой ценой доставить в иные миры, и следующих из этого императива зачисток всех, кто под эту Норму не подходит - выглядит вполне выводимой. Лишь бы не сидеть сложа руки. Меня особенно порадовали "особо выведенные крысы по девять кило" ("specially bred twenty pound rats"); если подумать, то это достижение не хуже разбирательства в железках. "Большинство" - оно ведь тоже умеет.
Я понимаю общество как возможность совместной деятельности в группе. Отсюда вопрос, заданный в "Балладе...", я формулирую следующим образом: "способна ли группа людей пережить неизбежное/необходимое и долговременное уменьшение общества у себя?"
"Пережить", то есть сохраниться в виде, сколько-нибудь напоминающем изначальный. "Долговременное", то есть на срок, заведомо больший, нежели срок полного и предсказуемого обновления личного состава группы.
Без ответа на этот вопрос мечты о расселении по Галактике так и останутся мечтами (с ответом тоже останутся, но с ним не так обидно). Собственно, это касается уже сколько-нибудь продолжительных и многочисленных поселений (а не научных/военных станций) на Луне и Марсе, когда ситуация "жизнь жить надо, а делать нечего" встанет в полный рост.
Можно и не про Луну, до неё далеко, можно про расселение российских агломераций, прекрасных целей для ОМП, по нашим краям, слабо приспособленным для проживания человека. Однако это уже скучно - это вообще политика: как отправить москвичей на Таймыр, чтобы те не перерезали друг дружку по дороге.
А уж формулировка "жизнь жить надо, а делать нечего" касается даже безусловного базового дохода.
И к этим темам я ещё вернусь. Пока же спасибо за внимание.
ПостСкриптум. "Баллада..." - хорошая штука. По мне, топ вершак у Дилэни - "Имперская звезда", однако "Баллада..." чётко на втором, а "Нова" на третьем. "Вавилон-17" идёт к, в и на; мне проще в Интернет выйти, чтобы всё это увидеть в реальном времени, чем "Вавилон..." перечитывать. Хотя переводчики везде старались не по-детски... перевести в "Нове" Mosque как Москву - это надо уметь.
литература,
общество,
теория,
футуризм