Этика. Наведённый консерватизм и "тёмная материя".

Dec 12, 2018 13:26


В комментариях к прошлому посту я пообещал рассмотреть вопрос "влияния России на консервативные силы западных обществ" - если использовать язык лоялистской публицистики - с точки зрения того учения об этике, которого я придерживаюсь.

Рассмотрение, на которое ушло много больше свободного времени, нежели изначально мнилось, вышло длинным, скучным и расплывчатым. Предупреждаю сразу.

То есть я мог бы написать и список примерных мероприятий, и список учреждений, которые можно и нагрузить этими мероприятиями, а можно и создать ради них... я даже попробовал это сделать, но отметил, что связь между такими делами и конторами, мягко говоря, неочевидна. Товарищ майор обидится: мол, я зря трачу его время.

Значит, нужна теория со множеством обобщений: длинная, скучная и расплывчатая. Хотя упомянутые выше бессвязные "протоколы каких-нибудь мудрецов" читались бы гораздо интереснее.

Ну, судари, на то он и кат.

0. Описание трансграничной связки "север-восток" много сложнее, чем связки "запад-юг". И я сейчас проинформирую читателя об исключении из рассмотрения некоторых случаев.

Видите ли, у "юга" нет сколько-нибудь значимых суверенных обществ, ради которых стоит чесаться - и тем более таких, которые могли бы как-то влиять на "западные" группы внутри других суверенных обществ. А "восточные" суверенные общества со своими государствами в природе есть, и как минимум в силу подражания "западным" они могут работать с "не такими" группами внутри других обществ, в том числе "северными" группами в "западных" или таких же "восточных" обществах.

Отсюда, в силу того же наличия суверенных "восточных" обществ и потенциального наличия обществ "северных", трансграничная связка "север-восток" может включать в себя задачи взаимодействия и на уровне обществ в целом, а не только общества с группой внутри другого общества.

Далее я рассматриваю только "восточные" сообщества внутри "западного" общества и работу "северного" общества с ними.

В прошлый раз я пообещал рассмотреть такой случай трансграничной связки "север-восток" как некоего идеала для того процесса, которым любят похваляться лоялисты, рассказывая о влиянии РФ на общественные дела западных стран. Мол, они там помешались на свободе и трансгендерстве, а Россия пытается показывать нормальные консервативные ценности...

...руки от клавиатуры уберите. И дышите глубже. Я знаю, что Вам очень хочется разъяснить мне и всему миру, как оно обстоит на самом деле, кто, кого, когда и как купил, покорил, обманул, водит на ниточках и поводке и вообще...

Подождите, пока я расскажу про "северное" общество ауридов со своим государством, которое работает с "западным" обществом бенидов, а точнее, с "восточными" сообществами внутри этого бенидского общества. Обождёте, и уже потом - со всем накопленным пылом и стремлением к истине!.. И не мне сюда, а лоялистам в местах их обитания.

Только этот частный случай. Касающийся исключительно ауридов и бенидов. И начну я с того, что напомню вовлечённые этические правила.

"Север": "другие не должны делать мне того, чего я не делаю им".

"Запад": "другие должны делать мне то, что я делаю им". Категорический императив российского в том числе философа Иммануила Канта. Инфляция поведения; уничтожение, растворение запретов и различий.

"Восток": "я не должен делать другим того, чего они не делают мне". "Золотое правило этики". Дефляция поведения, нарастание количества запретов.

Ну, и "юг" до кучи, вдруг понадобится: "я должен делать другим то, что они делают мне". Подражание, создающее естественное, простейшее, изначальное общество.

1. Итак, у нас есть "западное" общество. Первый вопрос: как в нём вообще может оказаться "восточное" сообщество? "Южное"-то понятно, - это я уже записал - естественный побочный эффект социализации и/или маргинализации, который можно продлить и усилить, если нужно и знаешь, как.

С "восточным" сложнее. Здесь два случая, два режима, назову их А и Б.

А. Реликт, рудимент, остаток, привычка. Некое устроение, - не путать с конторой - которое, соблюдая верность ранее созданному своду знаний о мире и следующему из него набору запретов, издавна существует в "западном" обществе как малая часть ныне торжествующего в нём разнообразия.

Эта "восточная" верность постоянно пребывает мишенью правильного "западного" поведения. Например, сообщение о том, что католического священника застукали с блядью, вызывает удовлетворение у носителя "западной" этики - мол, ещё один член общества увеличил разнообразие собственного поведения, отринул очередной запрет, поступает как я. Про официально рукоположенную протестантскую священника, состоящую в не менее официальном лесбийском браке, я вообще промолчу.

Подчеркну: речь о "восточном" реликте внутри "западного" общества идёт именно как о сообществе, поведение в котором ограничено набором запретов ("восток", "только это нельзя"), а не набором разрешений ("юг", секта, "только это можно").

Б. Устроение-новодел как средство защиты индивидуума от инфляции поведения. Такое устроение - повторю, пусть читатель не ограничивает это понятие конторой или фирмой - будет существовать в том же качестве, что и реликт, как малая часть разнообразия на уровне общества. Впрочем, новодел может и маскироваться под реликта.

Парадокс: "восточное" сообщество внутри "западного" общества формирует для себя и пытается соблюдать набор запретов, исходя из некоторого учения. Однако и набор, и учение скорее всего будут оригинальными или хорошо забытыми старыми (дежа вю, счастливое детство и проч.) - для того, чтобы оказаться привлекательными для кондиционированного "западной" этикой обывателя.

Следовательно, либо сами запреты по отдельности, либо их сочетание должны быть чем-то экзотическим, ранее (или очень давно) не виданным. Отсюда получаю, что, предоставляя обывателю "восточное" лекарство от "западного" перенасыщения свободой, такой новодел на уровне общества это перенасыщение только увеличивает, обостряя "западную" проблему инфляции поведения.

Если что, то всё это уже было сказано раньше не помню кем, но вряд ли кем-то одним: общества "цивилизованных западных стран", бенидские "народы" превращаются в совокупность "меньшинств".

Опять-таки подчеркну: эти "меньшинства" вполне могут статься и сектами ("южный" вариант, набор разрешений), но я сейчас говорю именно про "восточные" сообщества.

Другое дело, что толкуемый процесс есть всего лишь одна из частей цикла (или биений?). Получившиеся "меньшинства" в "западном" обществе могут меняться со временем, дивергировать и конвергировать, схлопываться, - и всё это с эффектами, случайными или задуманными заранее - а потом опять расщепляться... короче, реактор.

2. Из чего же будет исходить интерес ауридов, "северного общества", в работе с "востоком" внутри "запада"? Из понимания: "они к нам придут".

Если не лезть в подробности, то прикиньте предел: когда-нибудь, когда всё доступное будет многажды перепробовано, то у совершенно успешного, долгоживущего, из всего вывернувшегося, от всего освободившегося и всё превзошедшего "западного" бенидского общества и государства не останется иных запретов к снятию, иных хороших поступков, кроме атаки на ауридов. Даже если те ощетинились ядерным оружием, и этот хороший - потому что новый и неиспробованный - поступок бенидов станет для человечества последним. Ну да, финальный фронтир: бороться и искать, найти и не сдать.

Если в подробности всё же лезть и пределом "когда-нибудь" не обольщаться, то бениды будут всё время считать хорошим делом принуждение ауридов к подражанию себе. Даже если под "ауридами" подразумеваются "оставшиеся в живых ауриды" или "ауриды, которых мы, может быть, согласны считать кем-то похожим на людей". По-любому, живущие иначе "у себя там" за границей ауриды всегда будут для бенидов ресурсом по замедлению инфляции собственного поведения и целью перенаправления её эффектов.

Как это повлияет на качество ауридской жизни, воображайте сами. Если нужен пример, то вспомните лемовский "Осмотр на месте", где убогая Курдляндия существует только потому, что сверхпрогрессивную и от всего освободившуюся Люзанию пока посещает психическая травма, связанная с вроде бы неспровоцированным, но в принципе неизбежным геноцидом населения другой такой же сверхпрогрессивной державы. Да и сама Курдляндия существует лишь в качестве упомянутого выше "меньшинства", разве что географически локализованного.

3. Итак, целью работы "севера" с "востоком внутри запада" станет ограничение возможностей "запада" по трансграничному воздействию на "север", то есть уменьшение возможностей бенидского общества по производству образцов, которые аурид счёл бы достойными подражания, и по продвижению, навязыванию этих образцов.

Здесь можно возразить: если аурид, "северянин" следует правилу "другие не должны делать мне того, чего я не делаю им", то как с этим вяжется препятствование производству образцов? Достаточно всего лишь препятствовать их навязыванию, а так... ну, сделали: хочешь смотри, хочешь не смотри.

Ответ будет примерно таким: человек - не только сознание, не только планируемая, упорядоченная, дисциплинированная умственная деятельность. Человека можно взломать. А бениды постоянно будут хотеть взломать аурида (см. п. 2), лишить его возможности сознательного отказа от предлагаемого образца, пускай предлагаемого и без конвенционных, привычных форм принуждения. Образца, непреодолимо привлекательного помимо ума; некоего "философского камня", "идеального вируса" - технологии, на которую можно наткнуться и случайно.

Следовательно, надо стараться уменьшать возможности бенидского, "западного" общества не только по распространению образцов, но и по их производству. Применительно к теме текущего изложения: уменьшать через работу с "восточными" сообществами внутри этого общества. А про ковровые бомбёжки как-нибудь в другой раз.

4. Чем должна быть трансграничная связка "север-восток"? Оттолкнусь от ранее написанного.

Связка "патрон-клиент" для "запада" и "юга" сводится к экспорту образцов поведения и их оформления, причём сам факт экспорта важнее того, насколько образец пострадает в процессе. Вот ссылка: во времена былинные проблему хоть и в нулевом приближении, но понимали верно. Это касается и танцев, и одёжки, и лексикона, и образа мысли постольку, поскольку все эти вещи способствуют установлению или разрыву отношений с тем обществом, внутри которого занимается импортом клиентский "внутренний юг".

Трансграничная связка "патрон-клиент" для "севера" и "востока-внутри-запада" будет сложнее и тоньше, ибо она предполагает передачу... глубокий вдох... средств ограничения, предупреждения и усложнения процесса навязывания образцов поведения "восточному" сообществу внутри "западного" общества. Выдох.

Ну да, экспорт таких... вещей... которые облегчают формирование любого "восточного" "меньшинства" в "западном" обществе и - главное - затрудняют его рассеивание, диссоциацию. Гасят "реактор" из п. 1.

Далее детали.

5. Начать с того, что спрос на "внутренний восток" в "западном" обществе получается и не у подростков, и не у взрослых, задержавшихся в развитии, и даже не у взрослых, для которых подростковое время осталось раем на земле. Хотя последние ближе всего к целевой аудитории.

"Внутренний восток" нужен вполне взрослым, состоявшимся, но не преуспевшим людям. Перевожу понятие "не преуспевшим": людям, страдающим от недостатка времени.

Время, напомню, это смена состояний системы, то есть "недостаток времени" у человека сказывается как раздёрганное внимание.

Новый рекламный ролик каждые три секунды, очередная сенсация в ежечасном выпуске новостей, техническая или организационная "инновация" всякий рабочий день на всяком рабочем месте, всё нарастающее разнообразие семейных проблем, обеспеченных извне всё теми же инновациями и коммерческими предложениями.

Особо отмечу, что рекламный ролик не обязан быть гениальным или хотя бы запоминающимся, инновация не должна быть "выстрелившей" и заполонившей весь мир, а семейные проблемы не должны быть принципиально нерешаемыми. Главное - тот самый постоянный перенос внимания: стремительно уходящее в никуда время, "не остановиться".

Воображу, что человеку с таким раздёрганным вниманием кто-то предоставляет:

а) фильтры, способные отсеивать большую часть коммерческих предложений на уровне "не видел" или "видел, но не заметил" - и речь здесь идёт не столько о технических решениях, сколько о поставленной, воспитанной этими решениями способности не замечать, не тратить внимания;
б) упорядоченный набор опознавательных знаков, позволяющий замаскировать текущее окружение под окружение тридцатилетней давности - опять же, не столько на уровне техники, сколько стиля - и, более того,
в) экономную и возможно более правдивую/правдоподобную интерполяцию от того прежнего состояния к нынешнему, - мол, "твои мечты сбылись", "ты тогдашний, став собой нынешним, достиг того, о чём мечтал";
г) протоколы по установлению и поддержанию отношений между людьми, использующих решения п. п. "а" и "б", причём не важно, сколь по-разному использующих - это не призывы подражать, это, наоборот, уведомления себе подобных об отказе следовать всякой моде.

Технические, организационные, социальные, культурные решения из п. "а" суть решения по производству времени, а решения из п. п. "б", "в" - по экономии произведённого.

6. Какие именно решения? Извините, я и так уже заболтался, а здесь как минимум для начала надо пару лет подряд писать более или менее складные рассказы в жанре "-утопия" со всевозможными приставками. Или "-панк". Или перечитать с карандашиком "Марсианские хроники" тов. Брэдбери: великолепная рефлексия "западной" экспансии.

Впрочем, на одну вещь надо указать сразу и очень чётко: это не "юг". Это не "собрать местных дураков, заставить их что-нибудь кричать хором, а потом бросить на скучающую невдалеке полицию". Это вовсе не сообщество, здесь-и-сейчас объединённое подражанием: жестами, символами, словами.

Это множество бенидов самого разного достатка и самых разных воззрений, настолько довольных жизнью ("всё-таки она состоялась"), чтобы их было достаточно сложно запугать и соблазнить что в политических, что в коммерческих целях. Это пассив, причём пассив, повторю, связный, в модах А или Б (см. п. 1). Эти очень разные люди знают друг о друге и понимают свою нормальность - осознанный, намеренный пассив. Это dark matter.

Вот так. В создании и поддержании этой "тёмной материи" в "западном" обществе и кроется идеал того занятия, что сейчас старыми словами называется "пропагандой консервативных ценностей".

Позвольте, скажут мне, но с какой стати ауридам брать на себя миссию по выведению/сохранению у бенидов чинного и порядочного обывателя и поддержанию его там в сколько-нибудь заметном количестве? - зачем облегчать жизнь администрации бенидов?

Ответ: хрен с ней, с администрацией государства бенидов. Речь идёт о том, что для бенидского общества с "западным" понятием о справедливости ("другие должны делать мне то, что я делаю им"), подразумевающим экспансию/вдохновение/растление, это составит постоянный внутренний вызов. Внутреннее поле боя вместо внешнего.

А если совсем коротко, то в отсутствие такой "тёмной материи" "реактор" (см. п. 1) рано или поздно отработает по ауридам (см. п. 2).

Пункт "в" из списка в п. 5 подразумевает перманентное изучение уже состоявшейся бенидской культуры на десятилетия тому назад плюс работу с текущей бенидской культурой - создание закладок на десятилетия вперёд, в т. ч. формулирование потенциальных альтернатив (например, работы с Мэри-Сью, ЕВПОЧЯ) и отслеживание их актуализации со временем. Это дело нудное, повседневное, зато отнюдь не для каких-то многочисленных контор.

Пункты "а", "б" и "г" из списка в п. 5 подразумевают некие каналы связи между ауридским и бенидским обществами: с одной стороны аполитичные, а с другой вовсе не обязательно публичные... например, поддержка бенидских работников искусства, творения которых плохо продаются здесь и сейчас, но которые сработают потом, - сами по себе или будучи раскрученными - когда нынешнее поколение начнёт с умилением вспоминать о собственном сопливом детстве.

Пункты "а" и "б"... вот тут уже нечто более привычное... это как раз спонсирование авторитетов, - не путать с идолами - на которых могли бы ориентироваться сообщества, составляющие осознанный пассив. "Эти люди знали, от чего воздерживаться".

Собственно, тут уже пошли те мероприятия, из которых можно набирать упомянутые в самом начале "протоколы каких-нибудь мудрецов" и которые в этих протоколах выглядели бы чем-то разрозненным и бессвязным. А также много менее убедительным, нежели ковровые бомбёжки.

7. Привлеку остатки Вашего внимания к предполагаемому эффекту такого подхода. На что уповать, как отличить успех от его отсутствия.

Из п. 6 следует вполне очевидный критерий успеха трансграничной связки "север-восток". Это отношение усилий (или стоимости) чисто количественного приращения того или иного подвида описанного выше "восточного" пассива в "западном" обществе к усилиям (или стоимости) его разрушения; то бишь к усилиям по извлечению людей оттуда в нормальную "западную" жизнь, заведённую на активное потребление, и в следующую экспансию "западного" общества как целого.

Если разрушение "тёмной материи" стоит дороже, чем её создание, то при прочих равных вероятность последующей экспансии бенидского общества уменьшается.

Критерий, кстати, получается достаточно избирательным: напомню, сама эта "тёмная материя" складывается из множества самых разных сообществ. Можно отслеживать усилия по поддержанию отдельно взятого сообщества и по его разрушению - и сравнивать эти усилия. Усилия на вполне житейском уровне, а не драки на площадях под флагами и лозунгами.

Отдельно отмечу, что подход не предполагает ни концентрации усилий по работе "севера" с "западом", ни привязки эффекта от них к конкретным датам или к событиям в международной политике. Это не война во всём её блеске и грохоте: это скучная профилактика войны согласно тому самому "северному" правилу: "другие не должны мне делать того, чего я не делаю им".

Это работа на десятилетия, если не на века.

Спасибо за внимание.

ссылка, общество. этика, теория, футуризм

Previous post Next post
Up