Упражнение в рамках всё тех же "четырёх этик". Всего лишь двух в данном случае. Черновых записей накопилось достаточно для описания проблемы, посему собрал, свинтил и выложил.
Без имён и без "что с этим делать". Всего лишь "как оно работает само и мешает работать другим". Технарь, что с меня взять.
1. Нехилый процент людей - "мамины дети". А обычная мать любит своего ребёнка просто за то, что тот есть, и хвалит его за это. За то, что он что-то сделал, а не за то, как он это что-то сделал. И "мамин ребёнок" к такому привыкает.
На полях: сколько-нибудь массовое разделение на "папиных", "маминых" и всех остальных детей, имхо, есть дело исторически новое. Следствие индустриального города, то бишь развитого школьного образования и достаточно позднего выхода на работу. А до того видимые отличия - только у богатой и знатной публики и как бы не поштучно (включите тему из "Игры Престолов"). Имхо.
Ещё раз: "мамин ребёнок" не хорош и не плох. Это молодой человек, по семейным обстоятельствам привыкший к тому, что хвалят его самого, а не его поступок, не его дело. Эта привычка - не хорошая и не плохая черта характера, это всего лишь одно из ожиданий молодого человека от окружающего мира. Такая привычка может быть самим субъектом осознана и затем развита или ограничена в целях самого субъекта, может быть использована извне против него, может быть использована в каких-то масштабных проектах и по конвейерному принципу. Всякое бывает.
Очевидно, что для "маминых детей", которые не умеют/не хотят модерировать свою привычку к похвале, привлекательными окажутся те сообщества, где каждый член сообщества хвалит всех остальных членов сообщества вместе и каждого из них по отдельности. Просто за то, что эти все или этот каждый существуют и соответствуют достаточно простым и безопасным, но заметным отличиям от внешнего мира, от "всех остальных".
На этом живут все молодёжные тусовки, однако они преходящи, меняются вместе с отличиями, за счёт которых живут. Интерес представляют тусовки немолодёжные. Рукопожатные.
2. "Все хвалят всех" и "каждый хвалит каждого" для входящего, вступающего в соответствующее сообщество - это реализация этического императива "я должен делать другому то, что другой делает мне". "
Южная" этическая система.
Меня хвалят за то, что я Такой, и я остальных хвалю за то, что они Такие. Ну да, ну да: "давайте восклицать, друг другом восхищаться..." Оно.
Человек, существующий в таком сообществе, неизбежно начинает жить согласно упомянутому этическому императиву. Это приятно, это обеспечивает положительное подкрепление. За это хвалят. Столь же неизбежно человек начинает применять этот императив за пределами сообщества - там, где не поймут. Безуспешно. Не похвалят они меня ни в ответ на похвалу в свой адрес, ни просто так. Будут, стервецы, смотреть на то, насколько хорошо и чётко у меня получается дело, а не восхищаться тем, что оно у меня хоть как-то получается.
Злые они. А в "южном" сообществе лучше. Туда хочу. А всё остальное чтобы как-нибудь так. Чтобы мельком. И чтобы сознавая свою низость передо мной, таким хорошим.
Отсюда обязательны следующие черты у "южного" сообщества в окружении множества других сообществ и/или "большого" общества как их суммы. "Всех остальных".
Во-первых, "южное" сообщество требует эталонов поведения. Реально существуют те или выдуманы, дело десятое - главное, чтобы описания Эталона были понятны и доступны, а его убедительная имитация в текущих условиях была технически возможна.
Во-вторых, положение в сообществе улучшается количественно, через изменение сравнимых характеристик и учёт сравнимых дел: я больше похож на Эталон, чем ты, я подробнее и цветистее похвалил тебя, чем ты меня, и проч..
Там, где черты "во-первых" и "во-вторых" перестают воплощаться в жизнь, - скажем,
а) описание Эталона перестаёт быть понятно или доходит с сильной задержкой,
б) имярек заявляет не количественное, а качественное превосходство над другим членом сообщества ("вон из профессии")
- сообщество перестаёт существовать. Это его границы.
Вот способы расширения и упрочения этих границ, они же способы сохранения и развития "южного" сообщества:
а) очень вольное отношение к "текущим условиям" в порядке обеспечения "убедительности" и "возможности" имитации Эталона;
б) вынос "качества" как основания для превосходства из отношений внутри сообщества в отношение сообщества к окружающему миру, ко "всем".
Проще говоря, "за границей я бы как Илон Маск, - миллиардами ворочал и в белых штанах ходил, окружённый ордой восхищённых блядей, - а здесь..." и т. д..
И всеобщее, наперебой согласие аудитории. Все, кто в рукопожатной тусовке, ходили бы и ворочали, окружённые. Однако заграница там, а тусовка здесь, в "текущих условиях" - отсюда страшные, с хрустом презрение и ненависть к "текущим условиям".
3. Теперь важное. Обрисованное сообщество может существовать только в представлении, что оно окружено другим сообществом,
а) количественно превосходящим и
б) качественно худшим.
Дело в том, что "южное" сообщество не может быть многочисленным. Чисто технически его ограничивает задача обеспечения понятных и доступных описаний Эталона и его текущих изменений. И эту немногочисленность надо объяснять хотя бы самим себе. Ну да, "нас давят", "зажимают", "запрещают", "здесь, среди этого вековечного ужаса ничего нельзя сделать, никак не развиться".
Отдельно замечу, что те параметры, по которым внешнее, "зажимающее" сообщество явно превосходит сообщество рукопожатное, это рукопожатное сообщество объявляет, описывает и доказывает малоценными. "Всех остальных" больше? Ну, значит, всякие войны "большие" выигрывают, "заваливая трупами", это же так просто и очевидно. И так далее.
В эти малоценные, подлежащие активному демпингу свойства "больших" входит любая достаточно сложная деятельность, требующая достаточно много народу. Ей противопоставляется деятельность простая, немногочисленными группами - зато своим качеством совершенно превосходящая деятельность "больших". "Как можно даже упоминать это муравьиное, бессмысленное строительство каких-то непонятных АЭС рядом с ритмичным бздежом на выставке современного искусства, этим новым словом в культурной жизни планеты!"
4. Надо отметить, что упрекать в такого рода оценке окружающего мира молодёжные тусовки... надо, конечно, упрекать, чтобы не зарывались, но, имхо, малоэффективно. Перебесятся и остепенятся, хотя проблема наведённой, продолжительной инфантильности тут, конечно, существует.
А вот тусовки немолодёжные, рукопожатные - с ними плохо. Эти ребята могут изобретательно, с подковыркой, с использованием всех доступных возможностей саботировать сложную деятельность "большого" общества в самых разных областях, имея конечной целью раздробление и фактическое упрощение общества "всех остальных" до своего уровня, а желательно и ниже. Причём - и это наихудшее - будут делать, сознавая собственную правоту и поддерживая это сознание внутри своего "южного" сообщества похвалами в адрес друг друга за тот самый саботаж.
Важно: речь не идёт об "идеологии" - описываемое явление "воспроизводимого внутреннего юга" можно завернуть в любую обёртку: хоть в инфракрасную, хоть в ультрафиолетовую. Правота здесь останется. Переживание общности множества рукопожатных тусовок перед "всеми остальными" на основе этой правоты сильнее переживания всяких идеологических и профессиональных различий между этими тусовками.
5. Описанное в п. 1 явление "маминых детей" всего лишь обеспечивает "воспроизводимый внутренний юг", в том числе за пределами молодёжных тусовок, делает его возможным, однако оно вовсе не делает обязательными тусовки рукопожатные. Да, те могут случиться по закону больших чисел и быстро раствориться в "большом" обществе, но не более того. А в реальной жизни их надо запускать, поддерживать, хранить, записывать и загружать, холить и лелеять. Желательно столетиями, с влиянием на "социальные лифты" и прочую "ротацию элит" (извините за выражение).
"Западный" этический императив "другие должны делать мне то, что я делаю им" обеспечивает те самые запуск, поддержку и перезагрузку. Этот императив есть идеальная формула создания Эталона. Подчеркну, формула создания образца, а не вожака. Тусовка может складываться и вокруг Эталона, существующего здесь и сейчас, и в подражание ему и его изображениям. Второе чаще.
Таким образом, Эталоны в "западном" обществе можно
а) производить по заказу,
б) доставлять - их самих или их изображения - в другое общество (в т.ч. такое же "западное") и
в) ждать, пока они склещатся с тамошним "воспроизводимым внутренним югом",
порождая своего рода раковую опухоль, устойчивое образование,
а) существующее и воспроизводящее себя за счёт "большого общества", "всех остальных",
б) эффективно вредящее сложной и продолжительной деятельности этих "всех остальных", причём
в) без моральных издержек для своих членов.
Мол, правильное дело делаем, чтобы "всё как у людей было, по-настоящему".
Редактирование Эталона "здесь у себя" со временем влечёт за собой нужные изменения "у них там". Можно указать, что эти следствия не столь велики и стремительны, сколь следствия военной победы над противником, однако и стоимость такого подхода к противнику несопоставима со стоимостью войны. А время найдётся всегда.
6. Полагаю понятным, что п.п. 1-5 складываются в разноплановое, пусть и весьма общее описание некоего общественного явления, которое может быть использовано как для уничтожения общества, где оно существует, так и для изменения свойств этого общества в сторону, желательную для пользователя. В том числе внешнего.
Всё. Конечно, автор известные вещи пишет. Он лишь старается излагать их... потехничнее. Поухватистее. Чтобы речь шла о "проблеме трансграничной связки сообществ с "южным" и "западным" этическим императивами", а не о "как же эта сволочь достала".
Технарь, что с меня взять. Всё для себя.
Спасибо за внимание.
ПостСкриптум. Кстати, господа-товарищи, рассматривая изложенное применительно к доступной вам реальности, не ограничивайте себя чем-нибудь вроде "эхомосковской тусовки". Пресловутый "украинский нацбилдинг" - это тоже оно. Да, в масштабе: так, чтобы всякий заусенец на полметра. А явление то же.