Патриотическое, о героизме и культуре.

May 13, 2017 14:07


Вспомнился рассказ... именно рассказ, не автор и не название: кто вспомнит, в комментарии.

Поселковая ребятня страдает от приезжего городского мальчишки малость постарше - постарше на ту самую критическую малость, когда понтами меряться никак. Находят выход: у одного из поселковых ребят близкий родственник - здоровенный идиот, уже совершеннолетний, имей совершеннолетие в его случае смысл. Натравливают. И вот этот облом самого неухоженного вида трясёт бледного от ужаса городского, пуская слюни и приговаривая: "я дебил, я тебя убью, мне ничего не будет". Поселковые на это смотрят, и вместо чувства триумфа им нехорошо. Не в том смысле, что сейчас и в самом деле будет что-то для милиции, а по-другому нехорошо. Эк-зи-стен-ци-аль-но. Мол, нельзя так.

Так вот, сырьё для того, что называется "героизм" - это именно такая боевая обезьяна, которую напускают на соседнее племя. Недочеловек в буквальном смысле этого слова, без идеологической нагрузки. Крайне эффективное тактическое решение, от которого "чужим" плохо в смысле прокушенных глоток и вырванных позвоночников, а "своих" мутит от самой идеи. Которая, повторю, тактически эффективна, и отказываться от неё глупо.

Позвольте, вскричит читатель, все же знают, что героизм - это сверхусилие полубога. Ведь к героевой мамашке Зевс захаживал так, что золото сияет. Ведь перед героем пылкают огнём такие чудища, от одного вида которых обычный человек двигает кони. Да, потом герой со своими делами оставляет фокус обывательского внимания в пользу биржевых сводок и прогноза погоды (хотя что Зевс, что планета Криптон...), однако в сторонних метафорах герой по-прежнему прекрасно себя чувствует. Вон, до сих пор люди борются с "гидрой" чего-нибудь нехорошего; "героически" борются, хотя гидра уже не Лернейская.

"Все же знают". Вот это "все же знают" двумя абзацами выше и есть одна из тех вещей, за которые надо платить деньги "культурному сообществу". За возгонку, перегонку, дистилляцию боевой обезьяны в полубога. За сопутствующее задание общепринятого понятия "подвига", за работу над публичным отличием "усилия" от "сверхусилия", за обоснование приемлемой степени чуждости героя обществу...

Короче, за то, чтобы выходки боевой обезьяны, если надо, мог бы повторить распоследний профессор, оставаясь при этом профессором - а значит, повторенные выходки получились бы ещё страшнее для врага и не так угнетали своих. Как оно там в "Дежа-вю"? "Вот, их профессура готова к труду и обороне!" - ой, смифно.

И это, родные мои, и есть один из критериев оценки культур-мультурного сообщества страны, всяких там режиссёров и писателей. Вместо "души прекрасных порывов", "неисповедимого вдохновения" и "авторов, сурово критикующих самые страшные язвы нашего общества и особо мерзкие черты тутошнего народа на казённые деньги с очаровательными натурными съёмками за рубежом".

Исходник: селюк со словарным запасом в полсотни слов не сообразил испугаться прокрутившегося над его окопом T-II и сжёг его бутылкой КС. Итог, за который надо платить из налогов: ходящий по воде эльф, цитируя Аристотеля*, голыми руками разрывает гусеницу бронированному чудовищу о пятнадцати башнях и ста сорока свастиках. Фамилия и черты лица у персонажа те же самые, чтобы потомки гордились до конца времён, потому как за сам героизм тоже надо платить.

* - всем понятно, что поминание "Семи самураев" и "Великолепной семёрки" в "Двадцати восьми панфиловцах" я приветствовал овацией?
Вот оно должно быть нормой, нулевым уровнем, от которого отталкиваются, причём вверх. "Культурное сообщество" может быть рукопожатным до посинения рук и всего остального, такое не кодифицируемо. А то, что сказано выше, "дело превознесения боевой обезьяны", вполне может быть посчитано и оплачено. Или не оплачено в силу отсутствия результата.

Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Ах да. Я вообще думаю, что "героизм" для русских - штука такая, наносная, адаптация концепции, рождённой в других местах и для других условий. У нас это: поднявшись из родной земли без всяких богов, один против тысячной орды без различия усилия и сверхусилия, потому что они либо пройдут через тебя к твоим родным, либо нет... В общем, европейский героизм для нас, "меч из камня" - розочка на торте, очень хорошая и вкусная, но отнюдь не необходимая. Впрочем, об этом как-нибудь потом.

общество, культура, дыбр

Previous post Next post
Up