О барабанах, канувших в Лету.

Jun 20, 2009 12:23


Ознакомился с очередным благоуханным спором о копирайте, в данном случае на компьютерные игры. Как водится, порадовала позиция "не будете платить за лицензию - никто не будет делать хороший продукт, останется вам качать порнографию из интернета". Я не шучу, именно такой оборот там и присутствовал: автор не допёр, что авторский и особенно актёрский коллектив какой-нибудь похабщины заинтересован в платном её распространении несколько больше, чем, скажем, гейм-девелоперы заинтересованы в лицензиях на игры. Потому что оные девелоперы задницу рвут всё же в переносном смысле, а не в прямом.

Что же касается пункта "не будете платить за права - не будет вам барабана"... товарищи, это всё уже было. Не платили за права, за труд не платили, и некий барабан исчез навсегда. Без этого барабана мы сейчас и живём.

Видите ли, в средние века были такие переписчики. Книги переписывали. Работа была трудная, нудная, однако уважаемая и в чём-то, не побоюсь этого слова, элитная. Работали они не ксероксами и не сканнерами, всё делали ручками, причём не гелевыми, а собственными. Буквы простые, буквы заглавные, миниатюры, золото сусальное и не очень, переплёт и прочее - как артефакт это походя кладёт любое современное "подарочное издание" на обе лопатки. Вообще, тогдашняя рукописная книга была произведением искусства в самом что ни на есть буквальном смысле, и её трудоёмкость... как бы это выразить... короче, вещей той же трудоёмкости в большинстве хозяйств современного "среднего класса" в самых что ни на есть развитых странах нынче просто не найдётся.

А потом пришли печатники. Первопечатники и печатники вообще. Дальше рассказывать, или уже догадались? Отмечу, кстати, что жизнь у печатников в средневековых городах была, скажем так, небезоблачной - ибо переписчики были в корпорациях и при корпорациях, уж насчёт облаков и грозовых туч они могли позаботиться. И выгоняли печатников, и дворы их печатные жгли. Чтобы, суки, пираты этакие, не посягали на издательское дело, не бодяжили опиум для народа, не гнали ширпотреб, качество исполнения которого обратно пропорционально количеству. И не печатали порнографию. Ибо было, чего уж там.

В итоге те, дивно исполненные и изукрашенные старые книги мы потеряли, хоть и не сразу, но навсегда. Не стало нам барабана. Такая вот печаль. Сердце щемит.\





Это, кстати, поздние экземпляры рукописных книг, когда книгопечатание уже было нормой.





А это уже нынешнее, безбарабанное.

Мораль сей басни такова: действительное противостояние здесь отнюдь не на уровне карманов производителя, продавца или покупателя - и, кажется, карманов, зачастую прямо соединённых с голосовыми связками.

Здесь надо либо менять законы согласно развитию техники, - и да, лишаться многих привычных и лепотных барабанов временно, а некоторых навсегда - либо законодательно запрещать и ограничивать некоторые чисто технические (и программные как их подмножество) решения.

Это и есть выбор, о котором *на самом деле* идёт речь. Печатники против переписчиков.

Делайте ваши ставки.

P.S. О том, чем барабан заменяется в рамках продолжения приведённого исторического примера - как-нибудь потом. А он заменяется, ибо природа, особенно отрастившая невидимые руки, пустоты не терпит.
А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

общества, футуризм

Previous post Next post
Up