Под катом -- робкая проба пера попытка перевода из немецкой Википедии статьи о конфессионализации (
http://de.wikipedia.org/wiki/Konfessionalisierung). Вопрос к уважаемым сообщникам: может есть какие материалы более подробные на эту тему на русском языке. Гугл кроме ссылок на сборник "Конфессионализация в западной и восточной Европе в раннее Новое время" под ред. Прокопьева больше ничего вразуметельного не даёт (кстати, может какие статьи этого сборника уже есть в цифре?). Спасибо.
Выражение «конфессионализация» (die Konfessionalisierung) обозначает теорию о развитии Церкви, государства и общества после Реформации в период примерно с 1540 по 1648 гг. Для этого выражения существуют и другие, употребляемые в исследованиях названия с тем же значением. К ним относятся: Конфессиональный век (konfessionelles Zeitalter); Век конфессионализма (Zeitalter des Konfessionalismus); Формирование конфессий (Konfessionsbildung); Век раскола в вере (Zeitalter der Glaubensspaltung); Век религиозных войн (Zeitalter der Glaubenskämpfe) и т. д.
Основные черты теории
Согласно этому мнению раскол христианства на множество конфессий стал причиной больших изменений не только в Церкви и религиозной сфере, но так же глубоко изменил общество во всех его составляющих, причём все конфессии (католическая также, а не только протестантские) показывают сопоставимый образец развития. Немецкие историки Вольфганг Райнхард (Wolfgang Reinhard) и Хайнц Шиллинг (Heinz Schilling) развили эту теорию параллельно,, независимо друг от друга в конце 1970-х. Эта теория до сего дня является парадигмой в исследованиях раннего нового времени в истории Европы.
Хайнц Шиллинг представил для этого времени так называемую четырёхфазную модель.
1. Пред-конфессиональная фаза: конец 1540-х до начала 1670-х - функционирующий религиозный мир;
2. Переход к конфессиональной конфронтации: усиливающаяся поляризация и конфронтация конфессий, не в последнюю очередь из-за расширения «Второй Реформации»;
3. Кульминация конфессионализации: 1580-е до 1620-х;
4. Завершение конфессионализации: прежде всего после Вестфальского мира 1648г.
Последнее время прежде всего Хельгой Шнабель-Шюле (Helga Schnabel-Schüle) ставится под вопрос Вестфальский мир, 1648 г., как заключительный пункт.
С теорией конфессионализации пробовали также соединить парадигму модернизации в рассмотрении истории XVI и XVII столетий.
Райнхард и Шиллинг основывались на работах Эрнста Вальтера Цээдена (Ernst Walter Zeeden), который в 1950-х первым описал феномен «формирования конфессий», причём Цээден с помощью этого понятия говорил прежде всего о внутрицерковных процессах изменения. Кроме того уже Цээден говорил о «веке конфессий».
В отличие от понятийной пары «реформация-контрреформация» для описания веков религиозных войн, где преимущественно различались положительно оцененная реформация и отрицательная контрреформация, в предлагаемом Райнхардом и Шиллингом понятии имеет место более сильное ударение на модернизацию общества раннего нового времени. Тем самым преодолевается уничижительная черта, которая до сих пор прилипала к выражению «контрреформация». Согласно Райнхарду, модернизации Европы способствовали как реформация, так и «католическая реформа» и контрреформация. Он сознаёт также их временную параллельность.
До сего дня взгляд исторической науки на конфессионализацию был преобладающе «этатичным» (т.е. с точки зрения процессов происходящих в государстве). На самом деле это подходит особенно для доказательства взаимосвязи между укреплением церковных структур и усилением государственной власти начиная с XVI в. Между тем Хайнрих Ричард Шмидт (Heinrich Richard Schmidt) требует этот взгляд на образование конфессий дополнить взглядом «снизу». При этом общинам и городам также отводится роль в процессе модернизации. Такой взгляд в последние годы всё сильнее принимается во внимание.
Формы проявления конфессионализации
К конфессионализации (или возникновению и развитию конфессий) принадлежат также вопросы религиозного исповедания (confessio), и кроме того такие вопросы, как возникновение структур земельных церквей. Это особенно касается протестантских территорий как лютеранских, лютерано-реформатских, так и тех, где стал преобладать кальвинизм и цвинглианство. Между прочим Хайнц Шиллинг последовательно говорит о реформатской конфессионализации (которую он называет «второй реформацией») и лютеранской конфессионализации. Он также говорит о католической конфессионализации. Понятие «рекатолизации» Арно Херцига (Arno Herzig) тесно соприкасается с понятиями «католическая конфессионализация» Шиллинга и «социальное дисциплинирование» Герхарда Острайха (Gerhard Oestreich). Лютеранская, реформатская и папская (римо-католическая) религии различали друг друга в раннее Новое время всё-таки не так, как «конфессии», -- так сказать, как формально-юридически равно наделённые правами варианты, -- но частично как «старую» и «новую», частично как «правильную» и «фальшивую» формы одной христианской религии. Введённое в начале ХХ в. либеральными протестантами (такими как Эрнст Трёльч (Ernst Troeltsch)) и перенятое в середине 50-х католическим историками (такими как Э. В. Цээден) понятие «конфессиональной эпохи» релятивирует этот конфликт с перспективы политически определённого национального государства, каковым оно стало только в начале XIX в.. Только в эпоху национальных государств этот конфликт мог быть ретроспективно обозначен как определение эпохи.
Так как в католической церкви в пред-реформационное время уже существовали «земельные церкви» вне Империи, как между прочим в Англии, Франции и Испании, то здесь идёт речь о сознательном разграничении протестантов от церкви в Риме, тем самым от папства. Для этого процесса и существует понятие «конфессионализма». Под этим следует понимать идеологическую инструментализацию принадлежности к собственной конфессии в дискуссии с «конфессионально Другим». Это не ограничивается ранним Новым временем, но встречается и в XIX в., как например «Новое лютеранство» (Neuluthertum). Так по аналогии с XVI в. говорится о «Втором конфессиональном веке». С точки зрения истории понятий в этом отношении на лицо анахронизм, поскольку в «первом конфессиональном веке» XVI-XVII вв. даже формально-юридически религии разделялись друг от друга не по конфессиям, но, как формы христианской религии, на «старую» и «новую», «правильную» и «ложную». По крайней мере, таково мнение Люциана Хёльшера (Lucian Hölscher).
Важным внешним отличительным признаком есть то, что на этих территориях земельный властитель является одновременно главой церкви, в то время как на католических территориях главой является римский папа. Папа римский на этих /протестантских/ территориях не признаётся как высшая церковная инстанция. Решающий церковно-правовой базис для этого процесса строится на «Аугсбургском религиозном мире» 1555 года, который приписывают одному князю из Священной Римской Империи, решившему вопрос о религии в своей области по принципу «cujus region - ejus religio».
Последствиями этих, обозначенных как конфессионализация, процессов были среди прочего проблемы заключения разно-конфессиональных браков, соответственно проблемы в семьях с различными вероисповеданиями их членов. Также города, как имперский и торговый город Аугсбург, раскололись на евангелическую, состаящую из лютеран и реформатов, и католическую части. И религиозные войны проявились так, что вместе с процессом модернизации общества Нового времени это проходило очень болезненного.