Флорентийский женский костюм

Mar 06, 2010 00:55

Если на картине изображены люди или же человекоподобные существа (божества, например), то при описании ее рано или поздно возникает вопрос о костюмах. И не всегда можно отделаться абстрактными «одеяние», «драпировка» и т.п. Приходится называть предметы туалета поименно, а тут как раз возникает проблема: правила хорошего тона предполагают, что в искусствоведческой литературе должны быть оригинальные наименования, то слова, которыми эту одежду называли те, кто ее носил. Правило это не всегда соблюдается, мало того, излишний упор на «этнографизм» подчас выглядит странно. Однако все же я предлагаю вам к прочтению небольшой справочно-развлекательный обзор женского костюма Флоренции второй половины 15 века. Все изложено довольноо
Еще в 14 веке в итальянской одежде проявляется увлечение античностью, прежде всего - в простом крое одежды и обилии драпировок. Часто фантазия художника даже преувеличивала степень «античности», так что, конечно не все, что изображено, можно отнести к реально существовавшему костюму.
Как и в более раннее время, костюм продолжал оставаться многослойным. Простыми словами, он состоял из рубашки, платья, при выходе из дома мог надеваться плащ, а в торжественных случаях - расшитая накидка, простая обувь, и предпочтительно для женщин было покрывать голову, хотя в основном это делали замужние женщины.
Все основные элементы костюма мы можем видеть у фра Карневале:


Нижняя рубашка называлась «камича» (camicia). Помимо того, что она была нижним бельем, камича несла в одежде еще и декоративную функцию. Дело в том, крой платья предполагал многочисленные разрезы, сквозь которые была видна камича. Ворот и края рукавов ее часто украшались орнаментом. В чистом виде изображений камичи не существует, но ее фрагменты мы можем видеть практически во всех женских изображениях.
Платье - гамурра (gamurra). Характерной особенности платья этого периода является то, что лиф и юбка стали кроиться раздельно. На самом деле с терминологией «платьев» этого периода все не так просто. В средневековье основной «платьеобразной» одеждой как мужской, так и женской была котт (cotte) или как ее называли в Италии котта (cotta). Существуют разногласия по поводу внешнего вида котт, точно можно сказать, что с 14 века женская котт перестает быть цельнокроеной. Однако гамурра это не разновидность котты, а самостоятельная итальянская женская одежда, выглядит как платье с узким отрезным лифом и складчатой или сборчатой юбкой. Повседневные гамурры шили из однотонной ткани, обычно шерсти, праздничные - из узорчатой парчи. Различия в крое платьев можно разделить на три группы:
1. форма рукавов
Надо сказать, что у итальянцев довольно разветвленная терминология фасона рукавов. Я опишу только несколько, зато с примерами.
а) рукав с разрезами назывался aburattegli, acotelacio или affetate. Это либо несколько разрезов, либо один длинный от плеча до запястья. Как пример - женский портрет Боттичелли:


Иногда разрезы стягивались шнуровкой. Как у Джованны деи Альбиццы


b) рукава a gozzi, дословно это значит - в форме птичьего зоба, по-английски их называют мешкообразными, а по-русски это, наверное, рукава-фонарики. Пример - Филиппо Липпи, и, кстати у всех трех женщин с картины фра Карневале тоже такие рукава.


с) atrombe, рукава-трубочки, предположительно она в платье Неры Корси Сассетти с фрески Гирдандайо


d) самые простые рукава, прямые, прилегающие к рукам, назвались pullite. Такие рукава у женщин на дальнем плане работы фра Карневале:



Скорее  всего они же на портрете работы Антонио Полайоло из Берлина


e) fiorite, рукава с цветочным орнаментом, по ткани отличались от основного объема гамурры. Портрет молодой женщины кисти Антонио Полайоло из Уффици


2. другим способом вариации кроя был способ сочленения лифа и юбки.
Стоит выделить два типа. Либо гладкий переход, как в платье Лодовики Торнабуони:


либо низ лифа собран в небольшие валики, как у девушки с портрета Филиппо Липпи из Берлина:



3. наконец различалось оформления выреза спереди. Надо сказать, что глубина выреза регулировалась законодательно, но законы не всегда соблюдались. Как любопытный пример этого можно привести картину Лоренцо ди Креди, изначально у платья был более глубокий вырез, была видна камича, однако затем платье было "поднято" до ключиц:


Часто вырезы шнуровались различными способами, к примеру:
a href="http://pics.livejournal.com/punto_di_vista/pic/000q1s9c/">



Можно сказать, что повседневной женской уличной накидкой был плащ без рукавов «мантелло» (mantello). Края плаща набрасывались на руки и драпировались, иногда мантелло могли накидывать на голову. Как пример - Лукреция Торнабуони с фрески Гирландайо


Вариант мантелло, накинутого на голову:


Куда более торжественной была накидка «симара» (zimarra). Часто она шилась из тяжелой узорчатой ткани - бархата, золотой и серебряной парчи. Симара уподоблялась античной палле, однако на самом деле происходит она из французского упелянда (huppelande). Длинные рукава упелянда слились со спинкой, все это превратилось в мантию, боковые части перестали сшивать, а перед поддерживался высокорасположенным поясом. Симара обязательно драпировалась. Иногда часть подола поддерживалась руками на уровне пояса, иногда ткань набрасывалась на руки. Джованна деи Альбицци в симаре:



Разновидность симары называют чоппу (ciopa). Обычно она шилась из той же ткани, что и гамурра, чоппа - это одежда с высокой талией и откидными рукавами (а часто вообще без рукавов), через которые видны рукава гамурры.
Чоппа с рукавами:


Без рукавов:


Еще один тип верхней одежды, напрямую связанный с античностью, это туника-джорнеа (giornea). Джорнеа также является вариантом упелянда, в Италии различались мужская и женская туника. Вырез ее обычно имеет треугольную форму (в женском варианте), края украшены орнаментом. Женские туники часто шились без рукавов. В джорнеа одета Клавдия с работы Нероччо ди Ланди:



Непременным аксессуаром, особенно при выходе на улицу, был платок. Самая обычная поза женщины на флорентийских картинах - руки сложены спереди, а в руках платок. Если же женщине нужно было освободить руки, то мы видим, что платок висит на поясе на специальном шнурке.


Иногда женщины одевали перчатки, легкие, из шелка.


Другой дополнительный атрибут - косынка «конверчиере» (converciere). Часто из прозрачной ткани, с кружевными краями, она набрасывалась на плечи и скреплялась на груди, а иногда прикреплялась к и к рукавам. Гирландайо из музея Метрополитан:



Бастиано Майнарди из Берлина:



Итак, неохваченными остались обувь, прически, головные уборы и украшения, про них - в другой раз

-Флоренция

Previous post Next post
Up