(no subject)

Mar 06, 2010 18:26



В начале IX века правительственная резиденция была переведена с острова Маламокко в Венецию, чтобы обеспечить городу более надежную защиту от нападения врагов с моря. Сразу же после этого началось строительство первого дворца для дожей - Палаццо Дукале. Во второй половине XII века Себастьяно Дзиани, избранный дожем в 1172 году, решил расширить старый дворец, не нарушая его первоначальной планировки, которая в основных своих чертах сохранилась до наших дней.


По-видимому, это здание больше походило на укрепленный замок с башнями и защитными сооружениями, чем на дворец. В 1177 году император Фридрих Барбаросса останавливался здесь во время своего визита в Венецию для примирения с папой Александром III.

В 1301 году требования государства, получившего в то время реальную власть в управлении экономикой и торговлей, вынудили дожа Пьетро Градениго издать указ о строительстве нового дворца (1340 г.), где могли бы разместиться Зал заседаний Совета и Отделы Канцелярии. В исторических хрониках сообщается, что строительные работы были поручены зодчему Пьетро Баседжо и его зятю Филиппо Календарио. Балкон, выходящий на лагуну,
этот шедевр “пламенеющей” готики, был выполнен в 1404 году скульпторами Якобелло и Пьером Паоло Далле Мазенье по заказу дожа Микеле Стено, как об этом свидетельствует надпись над балконом.
Явное различие в оформлении крыла здания, выходящего на лагуну, и крыла, обращенного к Пьяццетте, называемого “крыло Дзиани”, заставило Сенат принять решение о сносе крыла Дзиани и возведении на его месте нового строения по образцу крыла, обращенного на лагуну и в строгом соответствии с его фасадом.

Строительные работы, порученные зодчим Джованни и Бартоломео Бон, начались 27 марта 1424 года при доже
Франческо Фоскари и закончились, вероятнее всего, до 1457 года.
В то же самое время (1438-1442 гг.) был оформлен вход во дворец - “Порта” - дверь, называемая вначале “Гранда” (большая), затем “Дората” (золотая) и, наконец, “делла Карта” (бумажная), которая соединила Дворец с Собором Сан Марко.
В 1483 году пожар уничтожил капеллу, ряд комнат и Золотой зал, называемый Залом географических карт.
Реконструкция продолжалась 15 лет под руководством Антонио Риццо из Вероны, который сделал эскизы Лестницы Гигантов; фасада, выходящего во двор, и фасада, обращенного на Рио дель Палаццо. Однако в апреле 1498 года он вынужден был бежать в связи с обвинением в мошеннических операциях с поставками. Продолжение работ было поручено “прото” (старшему мастеру) - Пьетро Ломбарде. Якопо Сансовино завершил строительство восточной части здания между небольшим двором Сенаторов, примыкающим к Собору, и первым корпусом, обращенным к лагуне.
Очередной пожар, вспыхнувший 11 мая 1574 года, повредил Залы Коллегии и Антиколлегии; 20 декабря 1577 года еще более жестокий пожар охватил Зал Большого Совета и Зал для голосования; в его огне погибли картины Беллини, Карпаччо, Веронезе и Тинторетто. Антонио Да Понте, возглавив работы по реконструкции, восстановил архитектурные формы предыдущего строения в течение 8 месяцев.
Внешний вид дворца необычен: массивный верх покоится на легких ажурных колоннах. От Порта делла Карта до Понте делла Палья (Соломенный мост) весь нижний этаж образует портик с круглыми арками, опирающимися на колонны; над нижним портиком - открытая лоджия с изысканно-прихотливой аркадой, увенчанной тонким мраморным кружевным узором в виде четырехлистника. Над лоджией расположена верхняя часть здания с залами, заполненными светом, льющимся из громадных стрельчатых окон. По верху фасадов идет изящный зубчатый карниз, где остроконечные башенки чередуются с затейливым кружевным орнаментом. Сквозные арочные павильоны украшают углы здания.
После пожара 1577 года на большом окне, выходящем на лагуну, была установлена статуя Правосудия, изваянная Алессандро Витториа. В боковых нишах установлены статуи Св. Георгия (работа Антонио Кановы) и Св. Теодора. Большое окно, которое выходит на Пьяццетту, было “открыто” в 1537 году по эскизу Якопо Сансовино. Его ученики изваяли статуи Нептуна и Марса, помещенные в боковых нишах. Скульптурная группа балкона изображает Дожа Андреи Гритти, коленопреклоненного перед крылатым Львом. Это копия Уго Ботассо: оригинал был разрушен во время революционных волнений 1797 года. Над балконом установлена статуя Венеции, изваянная скульптором Алессандро Витториа в 1579 году. Капители колонн портика нижнего яруса и лоджий богато орнаментированы. Наиболее прекрасны капители колонн, выходящих в сторону лагуны, так как часть тех, которые на Пьяццетте, являются копиями капителей Дворца Дзиани. По сюжетике наибольший интерес представляют капители, украшающие 17-ю (если считать от Понте делла Палья) колонну - в них помещены скульптурные изображения Философов, и 7-ю (на Пьяццетте) колонну от лагуны, где представлено изображение “Свадьбы”: художник в восьми последовательно развернутых сценах воспроизводит историю жизни человека, свадебных обрядов, семейной жизни, давая нам таким образом подробное описание обычаев, существовавших в Венеции в XIV веке.
По две скульптурные группы расположено на углах фасада: со стороны Понте делла Палья можно видеть сюжет “Опьянение Ноя” (внизу) и Архангела Рафаила с молодым Товией (в лоджии, образующей угол между Порта делла Карта и лагуной), Адама и Еву - на угловой колонне и Архангела Михаила, на лоджии; со стороны собора: Суд Соломона (приписываемый Пьетро Ламберти или Нанни ди Бартоло) и наверху Архангела Гавриила - Бартоломео Бона.
Порта делла Карта образует один из двух парадных входов во Дворец. Другая дверь - Порта дель Фрументо (дверь зерна) оформляет вход со стороны лагуны. В 1610 году был открыт третий вход - Порта дель Армар (оружейная дверь) - со стороны Пьяццетты. Существует несколько версий происхождения названия Порта дела Карта. Предполагают, что здесь вывешивались указы правительства; возможно также, что название возникло благодаря соседству с Государственными Архивами или в связи с тем, что здесь располагались писцы, помогавшие горожанам составлять жалобы и прошения. Порта делла Карта была создана зодчими Джованни и Бартоломео Бон, по тот вход, который мы видим сегодня, является результатом серьезной и существенной реставрации, предпринятой в XIX веке после разрушения парадного входа в 1797 году. Воздержание и Сила - аллегорические статуи Добродетелей в двух нижних нишах - приписываются Антонио Риццо, Осторожность и Милосердие верхних ниш - семье Бон. Через Порта делла Карта, также как и через Порта дель Фрументо можно попасть в Кортиле (двор), где в гармоничном единстве представлен целый ансамбль произведений, созданных в пе-риод между XV и XVII вв. Бронзовые обода двух колодцев принадлежат мастерам художественного литья - Альфонсо Альбергетти (1559 г.), со стороны портика Фоскари, и Николо Кости (1556 г.). Вход во Дворец через Порта делла Карта идет под Аркой Фоскари, возведение которой начали зодчие Бон, а закончили Антонио Риццо и Бреньо. Напротив Арки поднимается вверх Лестница Гигантов со статуями Марса и Нептуна работы Сансовино. Верхняя площадка лестницы украшена арками, идущими на уровне лоджий первого этажа. Здесь происходила торжественная церемония венчания на трон дожа, которому после произнесения им клятвы верности Республике, старейшина советников возлагал на голову “корно дукале” (головной убор, символизирующий власть дожа). У подножия Лестницы, рядом с собором, находится вход в Кортилетто дей Сенатори - небольшой дворик сенаторов, где они собирались по случаю различных церемоний.
Строительство восточного - главного - дворцового фасада было начато после пожара 1483 года архитектором Антонио Риццо, продолжено Пьетро Ломбарде) и завершено уже в XVI веке Скарпанино, который по эскизам Риццо создал часть фасада, обращенного к Золотой лестнице. Южный и западный фасады относятся к началу XVII века и были выполнены под руководством “прото” Бартоломео Манополы, давшему для этой цели указание снести конюшни и тюрьмы. С северной стороны двора (известной под названием “Фасад с часами”) была другая лестница, называемая Лестницей Фоскара или “Свинцовой” лестницей (Скала дель Пьомбо), так как она была покрыта свинцовыми пластинами. В начале XVII века лестница была снесена, уступив место памятнику Герцогу Урбинскому, подаренному Венеции племянником герцога Франческо Мария II делла Ровере.



Лоджия первого этажа идет вдоль трех внутренних и двух внешних сторон здания для сообщения между различными помещениями магистратов. Над Лестницей Гигантов можно прочесть эпиграф Витториа, который относится ко времени визита в Венецию в 1574 году короля Франции Генриха III. Под эпиграфом - одна из многочисленных “львиных пастей”, куда вкладывались тайные доносы. Портал, находящийся справа от эпиграфа, ведет в Зал Нижней Канцелярии - помещение для главы канцелярии, задачей которого было вести регистрационные записи и избирательные списки. Далее следует Комната “поставщиков для морской милиции” - магистрат, образованный в 1571 году для снабжения и экипировки вооруженного флота, созданного для защиты от нападения турок. Со временем их функции были расширены, особенно в связи с введением 10%-ного налога - десятины (от urn.: “decima”), взимаемого с жалованья всех государственных чиновников, а также с частных лиц.
Первый и Второй Залы Адвокатуры были местом заседания Муниципальной Адвокатуры, своего рода налоговых инспекторов, функции которых в какой-то степени напоминают деятельность современных Прокуроров Республики. Им было поручено ведение “Золотой” и “Серебряной” книг, содержащих соответственно имена аристократии и буржуазии. Из Второго зала через коридор можно попасть на Мост Вздохов, а оттуда во Дворец Тюрем, состоящий из двух отделений: камер со свинцовыми решетками (ит.: “piombi”) и “колодцев” (ит.: “pozzi”), которые находились на уровне лагуны и были предназначены для осужденных, совершивших тяжкие преступления.
Золотая лестница (Скала д’Оро) была начата в 1538 году по проекту Сансовино и завершена Скарпанино в 1559 году. На эту великолепную парадную лестницу ступал дож во время торжественных церемоний. Две двери на лестничной площадке, предназначенной только для знатных лиц и магистров, ведут в Зал оруженосцев (Сала дельи Скудьери) и в Зал Магистрата по криминальным делам (Сала дель Маджистрато аль Криминал). Несколько ступеней лестницы спускаются в апартаменты дожа.



Лестница заканчивается квадратным атриумом, плафон которого расписан Якопо Тинторетто, а стены - Паоло Веронезе и Франческо Бассано. Левая дверь ведет в Верхнюю Канцелярию Дожей (Канчеллерия Дукале Супериоре) и в Большую Канцелярию (Гран Канчеллерия), а правая дверь - на Лестницу Четырех Дверей (Скала делле Кватро Порте), своего рода переднюю Антиколлегии и Коллегии. Первая предназначалась для лиц, которых должен был принимать дож “коллегиально”, а вторая служила для встреч дожа с членами Светлейшей Синьории, со знатными лицами (Сальви Гранди), а также с высшими властями с материка (Терраферма ад альи ордини), которые образовывали состав коллегии. Здесь обсуждались все государственные дела.
Коридор, находящийся возле Трона, ведет в Античасовню (Антикьезетта), своего рода проход к Тайным Архивам и в Кабинет Мудрого Кассира (Уффичио дель Савио Касьере). В часовне дож ежедневно присутствовал на мессе, входя через дверь справа от алтаря, который соединялся лестницей с апартаментами дожа, расположенными этажом ниже.
В Переднюю Зала Совета Десяти (Андито дель Консильо дей Дьечи) и далее в Зал Совета Десяти (Сала дель Консильо) можно пройти из комнаты Четырех Дверей. Следующая в этом ряду комната - Тамбурный Холл - получила свое название от деревянного ограждения (тамбура), которое находится в правом углу комнаты, скрывая дверь. Холл, представлял собой как бы обратную сторону “пасти льва”, так как здесь находился начальник тайной полиции. Из холла попадаешь в Комнату Трех Глав Совета Десяти, выбираемых на один месяц Советом из своего состава. Отсюда - в Зал Государственных Инквизиторов, и далее два коридора ведут в тюремные камеры.



Коридор, идущий от левой двери Тамбурного Холла, ведет в Зал Цензоров и в Музей Оружия, в трех залах которого (посвященных соответственно Гаттамелате, Морозини и Брагадину) собрано все, что уцелело после революционных событий 1797 года. Дверь в конце последнего зала ведет в апартаменты дожа, состоящие из нескольких комнат. Советники дожа ожидали приема в Пурпурном зале (название дано по цвету их тог). В Гербовом зале, или в Зале Географических карт, хранились оружейные доспехи дожа во все время его правления, здесь также находилась его стража. В настоящее время в зале выставлен герб последнего дожа - Людовико Манина.
Зал Философов, по которому дож проходил к лестнице, ведущей в часовню, получил свое название от когда-то украшавших его стены картин Веронезе и Тинторетто, изображавших двенадцать Философов (в настоящее время находятся в Старой библиотеке - Библиотеке Сансовино). В Стукковом зале (Сала дельи Стукки), куда можно попасть через последнюю дверь слева, находятся картины многих прекрасных живописцев, среди которых Якопо Тинторетто, а также Джованни Баттиста Венециано. Дверь рядом с камином (в настоящее время замурована) вела в Банкетный зал. Пройдя небольшой холл, можно оказаться сначала в Зале Эриццо, который служил для приемов, а затем - в Зале Гримани с прекрасным камином, выполненным семьей Ломбардо.
Вернувшись назад и пройдя снова через все эти комнаты, мы попадаем в Зал Сорока Старейшин Гражданского правосудия (Сала делла Кварантиа Веккья ай Чивил), а также в Зал Гуариенто, который служил своего рода складом оружия, принадлежавшего Большому Совету. Здесь можно увидеть остатки гигантского полотна Гуариенто “Рай”, пострадавшего от пожара 1577 года. Затем через холл попадаем в Зал Большого Совета (Сала дель Маджор Консильо) длиной 54 м и шириной 25 м. Все знатные лица, записанные в “Золотую книгу” и достигшие 25 лет, имели право на место в этом зале, а также тридцать патрициев в возрасте от 25 до 30 лет, ежегодно выбираемых по жребию в день Св. Барбары. Всю заднюю стену занимает огромное полотно (7,65 м х 24,6 м), написанное Якопо Тинторетто в 1588-1590 гг. в Скуола Веккья делла Мизерикордиа (Братство Милосердия). В зале имеются также работы Веронезе, Пальмы Младшего, А. Вичентино и других художников. По трем сторонам зала идет фриз из портретов дожей, написанных Тинторетто. До 1902 года здесь хранились книги из Библиотеки Св. Марка. Лестница, которая начинается у Триумфальной арки (в честь дожа Франческо Морозини Пелопонесского), ведет на Лоджию Фоскара с прекрасным видом на Собор, Пьяццетту и на мол. Здесь проходили выставки по инициативе Союзов ремесленников и торговцев в день венчания на трон дожа и догарессы. В Зал Цензоров - магистрат, созданный в 1507 году для предотвращения возможных махинаций во время выборов, можно попасть также со стороны лоджий двора. Из этого зала есть вход во Дворец Тюрем, своды которого сделаны из камня Истрии. Деревянная лестница позволяет спуститься в “колодцы”, где на дверях камер стоят римские цифры. Единственная камера, которая уцелела после разрушений 1797 года, обозначена номером VII. Она облицована деревянными досками. В пей можно видеть топчан из лиственницы и небольшую деревянную полку.
Музей истории создания Дворца на нижнем этаже хранит оригиналы капителей наружной колоннады Дворца Дожей (которые в свое время были заменены), несколько колонн, барельефов и подлинных фрагментов орнамента и архитрава Порта делла Карта.

-Венеция, дворцы, интерьеры, xvi, xv

Previous post Next post
Up