После первого поста об Убеде меня спросили: почему этот тихий городок попал в список Всемирного наследия. Думаю, что благодаря творениям Андреа Вандельвира. Архитектор проработал в городе около сорока лет. В любом путеводителе именно его творения представляют Убеду. Госпиталь Сантьяго начали строить в 1562 году, а завершили в 1575, в год смерти архитектора.
Заказчиком внушительного сооружения был один из представителей семейства Молина - Дон Диего де Лос Кобос, епископ Хаена. Попадая в госпиталь Сантьяго, невольно вспоминаешь Эскориал, дворец-монастырь. Убеда знакомит нас с дворцом-больницей. Но, как и в Эскориале, здесь не обошлось без монументального храма с усыпальницей.
Центральная часть ансамбля - большой двор с фонтанчиком.
Сейчас роскошная больница для бедных, сохранившая скульптурный и живописный декор, превратилась в культурный центр провинции Хаен. Здесь проходят выставки и конференции.
Больницей это здание было на протяжении 400 лет: с 1575 г. по 1975 г..
Несколько построек Андреа Вандельвира образуют площадь Св.Марии. Жители Убеды считают ее самой прекрасной в Испании. Одно из зданий, выходящих на площадь - дворец Хуана Васкес де Молина. Стоит приглядеться к его ордерной декорации. Архитектор смело нарушает традицию: первый этаж украшают пилястры коринфского ордера, а над ними расположился ионический. Третий этаж - царство атлантов и кариатид.
С ордером в Андалусии, как я поняла, мало церемонились. Этот снимок сделан в замке XVI века неподалеку от Убеды. Признаюсь, до этого мне не приходилось видеть ионические капители, повернутые боком:
Вернемся во дворец Хуана Васкес де Молина. Это его внутренний двор. Здание было построено в середине XVI века, но заказчик никогда в нем не жил. В конце столетия здесь расположился доминиканский монастырь. Сейчас во дворце находятся офисы мэрии и исторический архив.
От дворца Хуана Васкес де Молина открывается вид на церковь Санта Мария де Лос Реалес Алькасарес, которая выполняет функцию главного городского собора. На месте церкви в античности располагался храм Дианы, при арабах здесь находилась мечеть.
Неподалеку от собора стоит особняк одного из богатейших людей Испании XVI века - Педро де Толедо, первого маркиза Мансеро, Вице Короля Новой Испании (Перу).
Площадь сейчас украшают самшитовые кусты и апельсиновые деревья. Ренессансный фонтан перемещен сюда из старой резиденции Франсиско де Лос Кобоса.
Кстати, вот как выглядел дон Франциско, секретарь императора Карла V, а потом советник его сына Филиппа II, покровитель архитектора Андреа Вандельвира:
Франсиско де Лос Кобос был заказчиком капеллы Сан Сальвадор. В ней он и похоронен вместе с женой. Странно, что это монументальное сооружение, размерами не уступающее городскому собору, именуется капеллой. Проектировал эту церковь Диего де Силоэ, строитель собора в Гранаде, а основные работы вел Андреа Вандельвира.
Чрезвычайно любопытен резной декор здания. Каких только загогулинок не использовали при украшении башенки!
А как вам постамент, на котором стоят рыцари с гербом?
На все эти чудеса продолжает смотреть Андреа Вандельвира, которому благодарные потомки поставили в XX веке памятник:
Скульптурный декор ренессансных зданий Убеды заслуживает специального исследования. Покажу лишь несколько рельефов:
Обильнее всего украшен рельефами фасад Каса де Лос Торес, дворца, построенного в середине XVI века. Многочисленные раковины напоминают о паломничестве в Сантьяго де Компостелла.
Мы начинали нашу прогулку по Убеде с колокольни. И заканчиваем ее под звон колоколов.
<
И хотя большая часть ренессансных зданий сейчас отреставрирована, есть в городе уголки, где еще владычествует плющ. Он оплел колокольню церкви Сан Лоренцо. Но в этом запустении тоже есть очарование:
Убеда. Часть первая:
http://cicerone2007.livejournal.com/60606.html