Спортивный мир в те дни переживал два великих события. 8 марта 1926 года в австрийском Земмеринге стартовал самый представительный шахматный турнир года с участием таких великих мастеров как Александр Алёхин, Рудольф Шпильман, Милан Видмар и мн. др. . А за день до этого, 7 марта, на берегах Волги, в молодых Кимрах, состоялось открытие городской шахматной секции и проведены квалификационные поединки. Западная пресса правдиво сообщала тогда что ни Ласкер, ни Капабланка, ни даже чемпион СССР 1924 и 1925 годов Ефим Боголюбов в Земмерингских соревнованиях участия не принимали, однако она стыдливо умолчала о том что именно поединки в Кимрах стали причиной их отсутствия. Великие гроссмейстеры предпочли провести что называется разведку боем. Ведь очень скоро, а именно 22 июня 1927 года, в таком же маленьком приволжском городке Васюки, ожидалось появление величайшей звезды мировых шахмат, почтенного турецкоподданного, блистательного и великолепного Остапа-Сулеймана-Берта-Мария-Бендер-бея, который, вместе с сеансом одновременной игры на 160-ти досках, брал на себя все хлопоты по организации первого в истории Земли Межпланетного Шахматного Турнира. Великие мастера игры просто не имели права ударить в грязь лицом. На следующий год им жизненно необходимо было попасть в Васюки, чтобы в личных встречах с самим гроссмейстером Бендером, завоевать право участия в грандиозном соревновании. Чем закончилась кимрская квалификация в точности мне не известно, но я отлично помню из литературы что в Васюках летом 1927-го никого из этой славной тройки не было.
Что же осталось самим Кимрам после столь значимого события? На первый взгляд немного. При всем уважении к шахматам, они не стали, да и не могли стать, чем-то объединяющим. Шахматы - игра индивидуалистов, классово чуждая забава и предмет капиталистического, а значит чуждого нам, образа жизни. В нашем пролетарском сознании только командные виды спорта имеют здравый смысл. Из шахматистов не слепишь команды. Или общества, как скажем из атлетов тоже. Да и к чему нам столько умников? Вот футболисты - другое дело. Днем они сапоги шьют в цеху, а вечером - мяч футбольный....гоняют. Значит стадион нужен! А на нем шахматисты выглядели бы совсем нелепо. Зато на стадион можно других умников пригласить. Тех что речи толкать умеют. И с флагами на стадионе маршировать можно. Решено! Какой там у нас год на дворе? 1932-й ?! Ну, к 35-му закончим. Пятилетку, как говорится, в три года!
Вход на стадион фабрики "Красная звзда". Вероятно именно таким он и был все девяносто лет своей жизни. Разве что обветшал и теперь не используется.
Вот такое вступление у меня сегодня случилось. Шуточное. Должно же быть место шутке! Ведь, как я предполагаю, финал поста будет совсем не веселый. Впрочем, не все из вышесказанного выдумка. Все названые даты и мероприятия с ними связанные - истинные. И стадион тоже. Причем стадион этот....Как бы это правильно выразиться? В общем это настоящий артефакт. Когда он мелькнул за окном, я аж подпрыгнул. Ведь это же натура! Его, судя по внешнему виду, как построили когда-то в тридцатых годах двадцатого века так он и стоит. Подумаешь, скажет кто-то, у нас в деревне.... Да! В деревне изб немало! И 18-го века в том числе. Но в данном случае это центральная улица Кимр - улица Володарского. Какой-никакой, а город! И жизнь здесь идет по городским законам.
Есть отличный сайт о Кимрах. Не сайт, а целая летопись:
http://kimry-time.ru. В каждый город бы такой. Так вот, он сообщает, что первые футбольные команды существовали здесь уже в 1911 году. Зареченские соперничали с центровыми. Играли вот здесь же. На месте стадиона тогда был пустырь, а за ним Скорбященское кладбище. Позже этот клочок земли, с видом на Волгу, стал именоваться спортивным полем. В советское время клубное спортивное движение привело к созданию целых обществ. Физкультурные клубы при предприятиях и организациях объединялись по профессиональному или ведомственному признаку. Так у органов внутрених дел было "Динамо", у профсоюзов - "Спартак", у автозаводцев - "Торпедо". Стадион обувной фабрики "Красная звезда", который был возведен к 1935-му году, стал динамовской базой. Его использовали также и для других мероприятий. Например для митингов и собраний. Здесь выступал всесоюзный староста М.И. Калинин, не раз бывавший в Кимрах.
В 1937 году на экраны страны вышел художественный фильм "Вратарь". Это сейчас его перестали показывать. А когда-то он был так популярен, что цитатами из него просто сыпали граждане. Помните: "Эй, вратарь. готовься к бою!". Или: "Снимите с меня эти консервы!". А: "Один - ноль Кандидову! Два - ноль Кандидову! Три - ноль Кандидову!". Да после этой киноленты всех подвижных и веселых толстяков стали называть "Карасиками"! Я смотрел на это сооружение и почти медитировал. Это же айсберг времени, пробивший эпохи! Московские и Питерские футбольные арены давно уже перещеголяли своей внешностью самые фантастические сказочные замки. А когда-то, в их архитектурном детстве, они были почти такие же как этот стадион в Кимрах. В Москве, в Красностуденческом проезде у парка "Дубки", недавно отреставрировали не стадион, нет! Не особняк! А самую что ни на есть трамвайную остановку. Деревянный павильон. И возраст почти такой же. Эх, здесь бы кто постарался! Ведь еще немного и рухнет фасад. Киношники те тоже могли бы подключиться, если фабричным с "Красной звезды" недосуг.
Кимры. Стадион ф-ки "Красная звезда".
Я долго присматривался, бегал то вправо, то влево вдоль высокого забора. Силился определить архитектурный стиль. Так и не сумел. Вообще в Кимрах довольно много строений с похожими формами. Может это какой-то кимрский деревянный ампир?! Или это все тот же модерн как и в центре? Очень хотелось найти какую-нибудь дырку в ограде или щель между досками чтобы протиснуться на территорию или хотя бы на нее взглянуть. В конце концов, приподнявшись на цыпочках, с вытянутой руки щелкнул фотоаппаратом. Оказалось, что за высокой стеной забора обычное футбольное поле с трибунами. Не очень хорошее, но вполне себе. Через полчаса, прогулявшись по парку, я все-таки обнаружил калитку с тыльной стороны, через которую все и попадают внутрь.
Эта изящная арка, при входе в городской парк, не что иное как остатки кладбищенской ограды. Она и ныне самый симпатичный элемент зоня отдыха.
Незнакомые города полны тайн и загадок. Иногда они маскируются и их не сразу замечаешь. И только потом, приехав домой, понимаешь, что внешность обманчива. Так было и в тот раз.
За стадионом, начинался городской парк.... Парк!? Нет уж! "Парк"- это культурное слово. Здесь с культурой что-то не так. Что-то сошло с нормального пути лет сто назад. И теперь эта территория имеет какую-то свою негативную энергетику. Может быть даже мистическую. Но на первый взгляд это был просто парк. Пусть и неухоженный.
Когда-то на этом месте, которое считалось окраиной села, существовал зверинец. Так пишут. Зверей, по большей части экзотических, держали бывшие владельцы Кимр. Была такая мода у скучающих помещиков. Помните Дубровского и медведя? Потом этот лесок был выделен под кладбище, что само по себе уже интересно. Среди новых костей, кто ж сыщет кости старые? Поставили храм и обнесли его вместе с кладбищем каменной оградою. Священники из Покровской церкви совершали молебны по усопшим. По всем или нет - мне неизвестно, но первый в городе большевик Звиргздынь был похоронен именно здесь в 1925 году, когда кладбищенский храм еще действовал. Вероятно именно в те годы послушниками и были посажены те деревья, что вымахали к нашему времени до небес. Бедный Звиргздынь наверное и не предполагал при жизни во что выльется разбуженный им задор освобожденных масс. Не прошло и десяти лет после его смерти, как место его упокоения содрогнулось от мощного взрыва. Храм подпрыгнул, окутанный кирпичной пылью и облаками пороховой гари, а затем рухнул обломками к подножью могильного обелиска. А года за три-четыре до того, батюшек кого попросили, а кого и прибрали. Некому стало приводить в порядок кладбищенские аллеи. Осинки да ольха полезли. Пусто стало, неуютно. Но не на долго. Никто не стал ждать пока покойнички на закрытом недавно погосте минерализуются. Зачем? Что с того что там треть города лежит? Долой предрассудки! Культура должна идти в массы немедленно. И вот через пару лет обломки церкви убрали, часть могил снесли и всю эту территорию объявили городским парком культуры. Всего и делов-то оставалось что пару павильонов "Соки-воды" построить, сцену для духового оркестра смастачить и танцплощадку досками замостить. Туалет и пивную для трудящихся, наверное тоже бы не забыли. Пионэры с барабанами, переняв эстафету у тихих послушников, посадили бы рядками тоненькие рябинки. Идут пионэры: "Салют Звиргздыню!". Танцует шпана: "Привет Эдуард Христофорыч!" Стадион опять-таки под боком. Культурно! Но к полуночи совсем другое дело. К чему культура впотьмах? Вот кто-то и нужду у оградки справляет, а кто-то и в кустиках блудствует. Осуществилось ли все это в полной мере? Не знаю. Говорят, что работы были начаты, но велись ни шатко ни валко. И затруднения возникли точно не у тех что в кустах, да у оградки. Однако известно, что ОСОАВИАХИМовцы у того края кладбища что ближе к Волге в 1936-м поставили парашютную вышку, которая действовала до военного времени. И парк, как ни крути, все-таки имеет теперь место быть именно в том виде как я его описываю.
Плохо пах в тот день воздух над парком. Смрад повис над землей, точно сотню выгребных ям почистили одновременно. Я задыхался, и тоскливо оглядываясь вокруг, прикидывал что к чему. Вот парк, который и не парк вовсе, а кладбищенская чащоба заросшая. Вот редкие проплешины в ней. И на каждой есть что-то или кто-то. Тут руины открытого летнего театра, там будка с мороженым, здесь пёстрый короб и сладкая вата в нем, рядом ярко накрашенная продавщица, вот шумит ребятня на гигантской детской площадке с невероятными сооружениями высотой метров в пять(чей-то подарок). У дорожки лавочки в ряд и при них полные мусора урны, мамашки с калясками, с краю бетонный высокий забор, местами завалившийся, повсюду разрушенные или недостроенные кирпичные коробки кафэшек и павильонов с пошлыми рисунками на облупленных стенах, и за одной из таких развалин надгробный обелиск в высоком бурьяне.
Вы не поверите, этот обелиск "восстановлен" не более 5 лет назад!
Это же тот самый?! Звиргздыня или нет? Почему такая табличка?! Кто же тут лежит? Шуллерство какое-то! Я и теперь не знаю правды, а тогда у меня в голове было лишь недоумение по поводу удручающего состояния захоронения. Никто не забыт?
Может ли статься что памятник поменял легенду! Ответ на этот вопрос удивительный и неудивительный одновременно, а, главное, неубедительный. Он
здесь и
здесь. Он принципиально мало что меняет. Ведь так?! Потому что если представить, что это и впрямь братская могила воинов, то получается что хоронили героев не где-нибудь, а в городском парке с увесилительными заведениями, которым должно было стать бывшее кладбище после 1933 года.
"Довольно жить законом,
Данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним!
Левой!
Левой!
Левой!"
(В. Маяковский)