Первое свидание считается удачным, если память о нем согревает чья-то личная фотография, подаренная именно тебе. Сколько таких фотографий хранится в наших альбомах! Долгие годы мы бережно храним их, молча рассматриваем и не всегда рассказываем даже самым близким людям о тех, кто на них изображен. Каждый из таких снимков как лотерейный билет, выигрыш по которому либо случился, либо поманил и исчез, оставив после себя мятный шлейф нереализованных надежд.
С городами как и с людьми. Не каждый открывается сразу, какие-то и вовсе тебя не принимают, но самые лучшие в твоей памяти те, которые с первого же знакомства подарили свои светлые образы так, будто только и ждали твоего приезда.
Ростов Великий, в первый мой приезд, вступал пору ранней осени и был особенно хорош. Было солнечно, тепло и как-то по провинциальному уютно. В зеленой еще траве лимонно желтели первые опавшие листья, а синеве неба не хватало места в вышине и она выплескивалась щедрым потоком на просторы великого озера. Мне казалось, что лучше и не придумать оправы для ростовских жемчужин, для его древних святынь. И поэтому снимал вволю.
Церковь Спаса Нерукотворного (На сенях) 1675г. Домовая церковь Ростовских митрополитов в Ростовском Кремле.
Только не все те, кто попадает в город, такие простачки как я. И не все будут терять время на то, что легко купить в любой книжной или сувенирной лавке. Уж чего-чего, а открыток с видами там хватает. Добрая часть всех гостей города подбирает жирного сувенирного леща в торговых рядах на углу Добролюбова и Энгельса или пропадает среди финифтевых развалов на Каменном мосту. И тех и других я вполне могу понять! Эти украшения и безделушки, сделанные в ростовских мастерских, настоящее чудо! Как по мне, так куда как большее чем золотая или серебряная ювелирка. Они греют душу! Да и лещ... Лещ - он тоже для души.
Увезти из Ростова частичку прекрасного - не просто потребность, это традиция. Не кто-нибудь, сам царь Иван IV, который Грозный, вывез в свое время из Ростова редкие по красоте кремниевые блоки с вкраплениями яшмы и агата. Говорят, что те блоки в Ростов привезли аж из Византии, вероятно еще задолго до появления Ивана Васильевича на свет. Этими камушками Грозный выстелил полы в Благовещенском соборе Московского Кремля, который служил домовой церковью московским государям. Я не царь - полов мне не надо, а вот зеркальце со снегирем на ветке и сережки, зеркальцу в тему, с филигранью и морозным узором на белой эмали, не удержался - привез. Близким в подарок. И каждый раз, когда вижу их вновь, не могу удержать восторг. Какие же знатные вещицы!
Делают финифть в Ростове давно - с середины 18-го века. Но Ростов не был пионером в этом деле. Еще в 10 веке, вместе с церковной утварью, из Византии на Русь попали первые эмали, а затем появились и наши собственные мастера. В Нижнем Новгороде, в Усолье, в Костроме, в Угличе эмалевое дело активно развивалось. Но Ростов стал признанным его центром. Ростовская финифть в виде иконок и ладанок направлялась во все монастыри страны. Светские вещи тоже замечательно расходились. Миниатюры, украшения, утварь, часы, подносы, табакерки, шкатулки браслеты и ожерелья были известны во всей России и даже за ее пределами. К счастью, традиции промысла не утрачены и сегодня.
Есть в Ростовском Кремле музей финифти, в котором можно увидеть как менялась со временем техника письма. Первым делом посетителей в музее знакомят с
технологией процесса.
На первом этапе мастер определяет какую именно вещь он собирается сделать и рассчитывает ее точные геометрические размеры. После этого он изготавливает из медной пластины основу, т.е. само тело изделия. В распоряжении мастера имеются порошковые стеклянные эмали разных цветов и оттенков. Эти эмали прошли долгий путь от кварцевого порошка и пигмента до цветной стеклянной заготовки, которую вновь превратили в порошок.
На втором этапе медную пластину обильно посыпают такой вот стеклянной пудрой белого цвета с лицевой стороны, а затем помещают для обжига в печь при температуре 900-1000 градусов. Делают это трижды для того чтобы слой эмали получился толще и насыщеннее. Выбраковываются все потрескавшиеся пластины или имеющие окалину на поверхности, а оставшиеся поступают в художественный цех.
С помощью трафарета из кальки, с наколотым на нем рисунком, на белую эмаль наносят контур будущего изображения. Для нанесения контура используют смесь сажи со скипидаром. Далее художник теми самыми цветными кварцевыми красками, предварительно смешанными с машинным маслом для пластичности, пишет первый слой рисунка и отправляет изделие вновь на обжиг. После обжига добавляются новые детали и опять заготовка идет в печь. Во время обжига машинное масло сгорает, а краска вплавляется в эмаль. Полностью картинка бывает готова за 5-6, а то и более, приемов. Выглядит готовая финифть ярко и красочно. Поверхность ее будто бы залита стеклом, поэтому храниться такая вещь может очень долго, сохраняя при этом всю сочность своих красок.
Темы у эмалевых рисунков самые разные. Архитектура, пейзажи, растительные орнаменты, жанровые сценки, иконы, портреты известных людей, натюрморты, сказочные персонажи и сюжеты....Очень часто готовые пластины помещают в обрамление из скани, которая и сама по себе вещь очень искусная.
Озеро Неро. Закат. Красочно как ростовская финифть.
Среди посетителей ростовских кофеен и ресторанчиков немало таких, что финифти, рыбе и фотографии предпочитают столовые ложки, сахарницы или пивные стаканы. Знавал я одного эстета, который был помешан на кассовых лоточках. Берут ли люди эти вещицы просто так, ради адреналина или действительно "на память" - мне неизвестно, но явление это довольно широко распространено. Такое ощущение, что путешествие само по себе бодрит и проявляет в нас очень странные наклонности.
Но естественный процесс вывоза духовных и материальных ценностей в виде сувениров и ярких эмоций, все же имеет и свою альтернативу.
На берегу озера Неро в 2015 году появился огромный гранитный крест. Его высота вместе с основанием - метров семь. В центре креста не распятие, а хризма - монограмма имени Спасителя и часто употребляемыми с ней греческие буквы "альфа" и "омега", которые указывают на вселенскую сущность христианства. Надпись на табличке сообщает, что крест этот воздвигнут в память крещения Руси в Ростове Великом на озере Неро Святым Равноапостольным князем Владимиром в 991 году от РХ. Именно на этом месте как, считается теперь, в 991 году была построена небольшая церковь во имя византийских мучеников Кирика и Иулитты. И именно сюда, к естественной купели озера, сгоняли язычников-ростовчан, чтобы обратить их в христианство. Получилось не очень, но об этом я уже
писал. На табличке, как на поздравительной открытке не забыли указать обратный адрес фамилии и имена тех, чьими монетами был оплачен сей монумент. Их немного - всего четверо. Зачем им это было нужно, почему памятник именно такой, и какое имеет к нему отношение остальной православный люд - умалчивается. Автор памятника - художник Мухин Н.А.. Интересно, что ровно год тому назад в Ярославле был установлен
памятник Минину и Пожарскому и он, на удивление, очень напоминает этот, ростовский.
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь.
Уезжали из Ростова на закате. Листали фотографии, любовались только что приобретенными безделушками. Заехали на минуточку в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь и были потрясены величественной картиной угасания дня. Запад пламенел огнем. Огненные блики окрасили розовым цветом белоснежные стены и башни. Купола Спасо-Преображенского собора светились пучками искр. Сердце замирало от понимания скоротечности и неповторимости происходящего. Быстро темнело и становилось понятно, что осмотреть древний монастырь, который более чем на два с половиной века старше Ростовского Кремля, в этот раз уже не получится. Поэтому, наполнив водою из монастырского источника наши фляжки, мы двинули в обратный путь.
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь.
Пост о Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре я уже публиковал :
https://141840.livejournal.com/128955.html, если есть интерес - заходите.