Музыкальная шкатулка Ростова.

Oct 16, 2020 18:21

"...-Что это за городок?- спросил Миша.
- Это городок Динь-Динь, - отвечал папенька и тронул пружину.
И что же? Вдруг, невидимо где, заиграла музыка. Откуда слышна эта музыка Миша не мог понять...Наконец  Миша уверился что музыка точно играла  в табакерке...
-Папенька! Папенька! Нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!
-Мудрено, мой друг: этот городок тебе не по росту.
-Ничего, папенька, я такой маленький; только пустите меня туда; мне так бы хотелось бы узнать, что там делается....
-Право, мой друг, там и без тебя тесно.
-Да кто же там живет?
-Кто там живет? Там живут колокольчики...."

Это фрагмент рассказа Владимира Одоевского "Городок в табакерке". В детстве у меня была такая книжка в фиолетовой мягкой обложке. Помнится  я ее не очень-то любил.  Да-да... не очень....Стыдно признаваться в нелюбви, пусть и детской, к произведению, вошедшему в собрание отечественной классики, но это так.  Отличная идея, содержащаяся в ней, была напрочь испорчена всеми этими "папеньками", "городками", "сударынями", "господами"... Слишком далеко это было от моего, мальчишеского, понимания. А, вот, мысль уменьшиться и использовать это для своих проказ долго еще не отпускала мое воображение. Я мечтал  тихий детсадовский час напролет, фантазировал в транспорте, вечером перед сном, и даже утром проснувшись. Каких только преступлений я не совершил в своих грезах. Я испытывал настоящий разгул видений, ничем не ограниченный, никем не опасаясь быть пойманным. Я никогда и не думал, что попасть в такую музыкальную шкатулку возможно.



Вид на торговые ряды и Спас на Торгу. Какая ажурная и легкая тень падает от звонницы! Летать хочеться!

Для этого достаточно приехать в древний город Ростов и начать подъем на  звонницу Ростовского кремля.А все потому что эта самая звонница конструктивно устроена таким образом что придаёт особый окрас звуку установленных на ней колоколов. Не пружинки и молоточки  играют в этом главную роль, а внутренние объемы и пустоты, образованные находящимся под нею храмом Входа Господня в Иерусалим, приделами и внутренними лестничными пролетами, ведущими наверх.



При входе на Соборную площадь видны только второй-четвертый  пролеты звонницы. Самый большой, в котором находится благовест "Сысой", в кадр не попал.

Издалека звонница не кажется громоздкой, хотя на самом деле ее размеры внушительны. Если присмотреться, то можно заметить, что  четвертый  ее ярус, тот самый где находятся колокола, возвышается над кремлевской стеной. Это неспроста.
Колокольное дело тонкое. Оно требует учета многих факторов. Звук, при распространении, не должен встречать на своем пути сколь-нибудь значимых преград. Именно потому колокольни почти всегда выше храмов. Стоящий поблизости более древний Успенский собор настолько величественен, что превзойти его не удалось, но и он соперничает со звонницей лишь на уровне закомар. Если же приглядеться к фасаду сооружения еще внимательнее, то можно заметить в нем небольшие проемы, точно жук-точильщик их проел. Это бреши вдоль лестничного хода внутри двойной стены. Подобно отверстиям в деке музыкального инструмента они "выпускают" наружу внутренний, усиленный, и , качественно измененный утробой звонницы, гул.



Подъем на звонницу.

Шесть кирпичей, поставленных на бок это сколько? Сантиметров 50-55?   Все равно что войти в шкаф!  Немного боязно, но другой дороги наверх нет! Движение по понятным причинам тут одностороннее. Дожидаюсь пока загорится зеленый свет сигнальной лампы и делаю первый шаг. Несколько пролетов в холодном полумраке....



Вид из слухового окна на озеро Неро и Спасо-Яковлевский Димитриев Монастырь. Плод моей художественной обработки.(реалиям не соответствует)



...надо мной мелькнула тяжелая деревянная крышка, оттянутая на крючок, еще несколько ступенек и я оказался на удивительно просторной площадке.



Главный калибр. Вдали "Сысой", в центре "Полиелейный", на переднем плане "Лебедь"

Вот так штука! Ай, да музыкальная шкатулка!   Окажись я внутри скрипки Страдивари, едва ли удивился больше! Антонио был великий мастер, но и наши, колокольных дел мастера тоже не лыком шиты!  Это же чудо какое-то! Прямо  передо мной, удерживаемые надежными креплениями, застыли в звенящей тишине величественные быки. Каждый со своим именем. Протяни руку и трогай сколько угодно 17-й век!



Ростовская звонница во многом сохранила уникальный исторический подбор колоколов. Это значит, что каждый из пятнадцати имеет свой собственный  голос, строго определенный в музыкальном ряду.  Их одновременное звучание должно давать стройность, красоту и соответствует идее, заложенной еще митрополитом Ионой Сысоевичем. Сегодня, не все так безупречно, как хотелось бы желать и тем не менее благозвучие подбора ростовских колоколов едва ли не лучшее в России.
"Сысой", "Полиелейный", "Лебедь", "Красный", "Голодарь", "Козел", "Баран", "Набатный", "Ясак"...Имена у большинства колоколов персональные.  Некоторым они давались еще при рождении, другие приобрели их с течением времени, согласно  чину или по своим  свойствам.



Первый подбор появился в 1688-89г, еще при жизни митрополита Ионы. На его митрополичем дворе колокола и лились. Не все, но многие. Самый большой  - "Сысой", названный в честь отца митрополита Ионы.  2000 пудов! Более 3,5 метров в диаметре! Изначально его в общем ряду не предполагалось. Но минорное звучание, уже получившегося к 1683-85гг подбора из двенадцати быков, не устроило митрополита. Ему требовалось мажорное. Поэтому в 1688 году мастером Флором Терентьевым был отлит и он, ставший, на тот момент, тринадцатым в общем числе. Чтобы разместить  "Сысой" пришлось даже пристроить к звоннице целый придел. Язык "Сысоя" весит более полутора тонн, чтобы привести его в движение требуются усилия двух звонарей. Был случай в его долгой жизни, когда кожаные ремни, удерживающие его, перетерлись и многопудовая болванка сорвалась. Дело было в 20-е послереволюционные годы и заменить кожу на новую тогда не удалось. Язык закрепили на том что было.   Да еще и подтянули чуть выше. От этого голос "Сысоя" надолго  потерял в свей мощи и стал скрипучим от трения металла об металл.



"Полиелейный" - 16 тонн, "Лебедь" - 500 пудов!  Оба отлиты в 1682 году  Филиппом Андреевым прямо у стен митрополичьего двора. Для этого мастера характерна некоторая неряшливость на финишном этапе изготовления. Его орнаменты не всегда чёткие, им  свойственны дефекты в виде усадочных раковин, заусенцев и наплывов. Тексты проработаны лучше, жаль только смысл их почти неуловим.  Но с главной своей задачей чтобы инструмент звучал Андреев справился. Я с трудом представляю себе как это возможно! Ведь не так трудно отлить махину, как вложить в нее голос. Тут нужен и талант и чутьё!



"Полиелейный"

"Полиелейный" украшен в верхней части двумя поясами с орнаментом. В узоре используются  изображения цветов, фигурки  шестикрылых херувимов и фантастические существа в сочетании с кистями ламбрекенами. В основании он имеет 2,86 метра. Очень толстостенный, но при этом стройный. Стоять рядом немного жутко. От одной мысли, что эта громада всего лишь подвешена все внутри чешется. Некоторые исследователи предполагают, что несмотря на заявленный вес в 1000 пудов, "Полиелейный" процентов на 5-6 тяжелее: возможно во время литья форма несколько деформировалась и металла ушло больше.



"Лебедь"

"Лебедь",  названный так за летящий голос, декорирован в том же стиле. Растительный орнамент с вьющимися стеблями, цветами и бутонами под надписью, в которую включен галгофский крест.  Раструб юбки у "Лебедя" заметно шире чем у его собратьев. Впрочем, все три главных ростовских благовеста имеют существенные отличия в пропорциях.



"Лебедь", "Красный", "Козел" и "Набатный".

Продолжают ряд колоколов "Красный"(30 пудов), "Козел"(20 пудов) и "Набатный"(106 кг). Их убранство отлично от старших собратьев. На "Красном",  обладающим очень красивым голосом, надписей нет. Поэтому нет точных данных о месте и времени его происхождения. Эволюция формы колоколов в течении всего 17-го века была существенная. Острые углы и "переломы"  на профиле уступали место плавным изгибам и закруглениям. Юбки и плечи колоколов становились более обтекаемыми. "Красный" несет в себе признаки и старой и новой школы. Можно предположить, что он появился в начале второй половины 17-го века, на переходном этапе.  Верхний фриз колокола украшен тремя поясами, два из которых с орнаментом.
 Бока "Козла" совершенно гладкие. Голос у "Козла"  получился неблагозвучный. Три раза его отливали заново, в последний раз в начале 20-го века (?). Значительного улучшения не получили, а после того как он был поврежден у его и вовсе перестали использовать.



Вид в сторону архиерейского двора.

Еще один колокол отливался трижды. Это "Голодарь"(171 пуд).  Два первых были разбиты. Нынешний - середины 19-го века. Он богато украшен растительным орнаментом. На нем имеется надпись не на церковно-славянском. У "Голодаря" красивый голос, который несколько из сысоевского обертонового "до" ряда вон,  а назван он так потому что в него звонили перед Великим Постом. Висит "Голодарь" в четвертом пролете звонницы с колоколами поменьше прямо у звонарного места.
 Рядом с "Голодарем" примостился  "Баран"(80 пудов). Он считается самым древним колоколом ростовской звонницы. Отлит еще в 1654 году. За десять лет до начала строительства митрополичего двора. Как и "Красный" он несет в себе признаки переходного периода в искусстве колокольного литья. По своим пропорциям этот колокол один из самых гармоничных в подборе.
Четыре безымянных колокола, два зазвонных и колокол "Ясак" завершают ансамбль. Все они относительно небольшие. Безымянные расположены между третьим и четвертым арочными пролетами. Три из них древние, один появился совсем недавно. Украшены они орнаментом, сходным по стилю с тем, что на  "Сысое". Чуть  далее, в четвертом пролете, "Зазвонные" и "Ясак". Один из "Зазвонных" похож по стилю на колокола работы мастера Ивана Моторина, который лил колокола в конце 17-го века. Кстати, именно мастера династии Моториных  отлили кремлевский Царь-колокол.
 

Между тем ни "Лебедь", ни "Полиелейный", ни даже ";Сысой", с его 32-мя тоннами, не входят в десятку самых больших колоколов мира. И вообще, там, в этой десятке, наших меньше половины. Но и это достижение. Ведь только к 16-17 векам Россия в производстве колоколов сумела уверенно  освоить 1000-е и более пудовый рубеж. Как это ни странно, языки большинства гигантов "говорят" в Азии. В Китае, Японии, Мьянме. Европа и Америка далеко отстали. Наши исполины:  Царь-колокол Московского Кремля  203 тонны, колокол Троице-Сергиевой Лавры -72 тонны, Большой Успенский из Московского Кремля - 65 тонн, Соборный в Нижнем Новгороде - 64 тонны, благовест Саввино-Сторожевского монастыря что в Звенигороде - 35 тонн.

Хоть и веревки, но из тех, что дарят к свободу.... Тут даже доски как крылья! Пархают!

Я вышагивал под колоколами и не мог отделаться от странного ощущения. Эта музыкальная шкатулка  полна драгоценностей, а я болтаюсь тут в отсутствие хозяина и без его разрешения. Что если он вернется вдруг и чего-нибудь не досчитается! Возьмет  меня за грудки и....Ну... Будет!
  И в самом деле! Не видно что-то никого в церковном облачении. В Троице-Сергиевой Лавре иначе... Ну, да... Ну, да...Кремль - не монастырь, и уж тем более не Лавра! И все же...Вот рабочее место звонаря. Полное ощущение присутствия, просто он спустился на время. Даже ноты на месте. Интересно, услышу ли я сегодня знаменитый перезвон?



То что мы имеем возможность слышать ростовский звон - большая удача. Над судьбой всего Ростовского кремля, и колоколов в частности, не раз сгущались тучи.  В петровские времена, когда колокола переливались в пушки их удалось отстоять просто внеся за них огромную по тем временам сумму 15 000 рублей в  царскую казну. Случались пожары от которых страдали строения митрополичего двора. Например в 1730-м и 1758 годах. После большевистского переворота колокола хотели переплавить для нужд промышленности и лишь личное вмешательство Луначарского спасло положение. К счастью Ростов не был захвачен врагом в годы Великой отечественной войны. Колокола едва не пострадали во время сильнейшего смерча в 24 августа 1953 года, который разрушил даже многие каменные строения в кремле. В  тот день со звонницы сорвало кровлю, были разрушены барабаны и установленные на них маковки.  И долгие годы советской власти, с 1928-го по 1963-й, вовсе не звонили. И это пагубно сказалось на школе звона. Старые мастера уходили, а новых взять было неоткуда.  В 63-м все же ситуация поменялась. Было решено провести запись ростовских звонов для фонотеки страны, чтобы использовать их и при создании художественных и документальных кинолент. В  этот год и несколько последующих лет в Ростов приезжали творческие группы, снимали фильмы. И звон производился.  В  дни великих церковных праздников услышать голос ростовских колоколов можно и сегодня.



Рабочая обстановка...

Несколько традиционных звонов существуют в Ростове сегодня. Их удалось сохранить благодаря старым мастерам, сумевшим пережить годы безбожия, а еще таким людям как священник Аристарх Израилев, который сумел еще в 19 веке записать эти звоны обычными нотами и изготовить особые камертоны, полностью воспроизводящие голоса колоколов.
 Самый древний - Ионинский звон, придуманный еще основателем ростовского кремля. Для него нужно пять(!) звонарей. Двое звонили в "Сысой", "бегая" внутри его и раскачивая  язык с частотой 21 ход в минуту. Таким образом получалось 42 удара (в оба края) за 60 секунд.  Третий звонарь, один, делал то же самое и в таком же темпе только в "Полиелейном". Оставшиеся два звонаря делили между собой оставшиеся колокола. Им было особенно сложно, хотя бы и потому что тот же "Лебедь" весьма немал.



Основной привод.  Это педаль управления. Наверное, для "Лебедя"

Будничные и праздничные, торжественные и обрядовые - звоны были разные. Часто они имели собственные названия в честь митрополитов при которых они появились. Так, известны еще Акимовский, Егорьевский или Георгиевский, Ионофановский (именно для него в 19-м веке число колоколов увеличили до 15-ти),"Красный","Калязинский", "Монастырский", "Приходской", "Благовест", "Набат", "Погребальный".... Далеко по округе разносились они. Над гладью озера "Неро", над окрестными лесами, над полями, над селами ... Их было слышно за 15-20 километров.



Во времена, когда Ростов был центром митрополии, звонари входили в штат митрополичьего двора. Платили им немного. Некоторым приходилось даже искать дополнительные заработки.  Известны имена  многих. Кому-то из них, по всей видимости, и принадлежит авторство отдельных звонов. После перевода митрополии в Ярославль большую часть звонарей вывели за штат. Из  шести-восьми фактически необходимых только двум платили жалование. Остальных же приписали к окрестным приходам, фактически обязав содержать. О ростовских звонарях можно почитать здесь


И все-таки я услышал голос Ростова Великого!  Не тогда, осенью, а значительно позже в сырую Рождественскую ночь. Как это описать?! Разве это возможно? Я помню, что был просто пронзен звуками, я вибрировал вместе с ними, я стал частью всего того что меня окружало. Потому что и оно, это окружение, вместе с самой атмосферой, вибрировало вместе со мной. И дрожали елочные игрушки на рождественской ели, чай разбегался кругами к краям чашки, и пар из неё  застывал на секунду в причудливой петле ...

Не было в быту музыкальных шкатулок. Долго. Словно бы и они попали под запрет вместе с колокольным звоном. Но все изменилось. Вернулось вспять.... Вспять?! .... Да, вспять! А что в этом плохого? Не только те дороги, что ведут вперед приводят к счастью.

В подготовке поста помогли сведения добытые на сайте http://www.zvon.ru/

Храмы, Ростов, Мои фото, Вернисаж

Previous post Next post
Up