Особое почтение у рыбаков и туристов на Байкале к метеорологам и их прогнозам. Коварен Байкал и опасен. Мы, люди праздные, как-то часто об этом забываем. А зря! Я писал уже как-то о
несчастном бывшем буксирном катере "Скорпион", который мне совершенно случайно удалось снять за два с половиной месяца до его гибели. Стоял он себе спокойно и мирно у причала "Рогатка" в Листвянке, готовясь взять курс на Порт-Байкал, а именно в этот час, где-то между причалом "Баржа" и устьем речки Крестовки, холодные байкальские волны таскали по галечному бережку разбитый корпус не то яхты, не то рыбацкой лайбы. Листвянка - не то место, где дикая природа и отсутствие людей консервируют надолго следы страшных катастроф. Но спросить кого-либо о том какая беда случилось с этим суденышком возможности не представилось. А ведь, история могла оказаться очень интересной и даже пророческой.
Слышал, есть знатоки, которые метеорологам не верят. Потому что они им ни к чему. Они понимают язык природы, знают повадки зверей. Знатоки или чудаки - это кому как будет угодно. Таковых год от года становится все меньше. Жаль! Я бы у них поучился. Хочется чего-нибудь неакадемического.
Ходит по пляжу в поселке морской волк, ищет себе как раз такого товарища. Видимо и ему, сохранившему в своей крови частичку дикой крови, позарез нужно в водный простор. И вид у пса суровый. Должно быть немало штормов и бурь испытал он на своей шкуре. И то что он все еще крепко стоит на всех своих четырех лапах - заслуга его животного чутья, которое работает получше любых метеопрогнозов.
Но не будем обижать синоптиков. Их работа для всех остальных незаменима и очень полезна.
Самая страшная катастрофа на Байкале случилась в октябре 1901-го года. 14-го числа старенький пароход "Иаков" в Малом Море попал в бурю. При этом он тащил на буксире три парусных промысловых судна, груженых бочками с рыбой и имеющих на своем борту промысловиков и просто пассажиров. Кроме того в караване были три бурятских баркаса. Шторм вырвался из узкой долины речки Сарма внезапно и убийственно. Идти в связке в такую погоду было совершенно невозможно и капитан парохода вынужден был обрубить буксирный трос. Одно промысловое судно сумело ценой невероятных усилий команды удержаться на якорях в опасной близости берега, другое оказалось выброшено на берег, а третье и самое крупное - парусник "Потапов" было разбито в дребезги о скалы. Погибло по разным данным от 160 до 200 человек.
В атласе "Озеро Байкал. Прошлое. Настоящее. Будущее", выпущенном ФГУП "ВостСиб АГП" в 2005 году есть схематическое изображение окружающих озеро горных хребтов, а также виды и направления основных ветров, господствующих в его котловине. Именно эти ветры и сопутствующие им погодные явления стали причиной множества морских катастроф и гибели сотен людей. Самой страшной считается случившаяся в октябре 1901-го года с караваном торговых судов . Тогда, на рубеже 19-20 веков, с появлением значительного числа пароходов и других судов на Байкале, существенно участились разного рода происшествия. Серьезных случалось
по два, а то и по трив год! А все потому, что несмотря на крайне изменчивый характер погоды, особенно в осеннее-зимний сезон, серьёзной службы ее предсказания не было. Первые настоящие метеостанции появились лишь в самом конце 19-го века. По разным данным на тот момент их было от пяти до десяти. Рост судоходства, а особенно строительство Транссиба, трасса которого должна была пройти по самой кромке берега, требовало иного подхода. Неправильный расчет, например количества возможных осадков мог привести и, были случаи когда
приводил, к смыву и разрушению железнодорожного полотна.
Ветры на Байкале можно разделить на продольные и поперечные.
Продольные это Култук (низовик), дующий с южного направления, и Верховик, встречный ему.
Поперечные: Горная, Сарма, Баргузин и Шелоник.
Все эти ветры по-своему опасны и каждый имеет свои
особенности. Самым страшным и самым свирепым считается Сарма, скорость которого достигает 40-60 м/с. Это 200км/ч между прочим!!!! Немногим ему уступает Горная. В некоторых районах Байкала, в Малом Море, например, у юго-западной оконечности Ольхона, штормовая погода в осенне-зимний период может длится более 50-ти дней из ста. Уже упомянутый мною
"Скорпион"; затонул именно в Малом Море, правда в его северо-западной части, у мыса Зундук. Жертвой какого ветра он стал? Горная или Сарма?
Листвянка. База "ветродуев", т.е. метеорологов, "Исток Ангары" . Судя по флюгеру-ветер западный. Не подходит ни под один из тех, опасных, что упомянуты выше. И это хорошо!
В том месте где из Байкала случился исход вод, находится ныне метеостанция "Исток Ангары". Она появилась в 1952-53 году во времена строительства Иркутской ГЭС. Здесь, столкновение стихий. И в самые лютые холода водное пространство между мысом Рогатка и Портом-Байкал остается свободным от льда. Гигантская полынья так и парит всю зиму! 1920 кубометров воды вытекает из озера ежесекундно! При этом глубина Ангары на своем пороге довольно маленькая. Всего лишь 1,8-2,5 метра! Не всякое судно может в нее войти! Долгое время научные сотрудники станции следили не только за климатическими изменениями, но и вели гидрологические наблюдения. Это было необходимо для того чтобы изучить режим Иркутского водохранилища, часть которого потеснила даже городскую черту. Ныне "Исток Ангары" - метеостанция II разряда, на которой проводится и экологический мониторинг окружающей среды.
В порту Листвянки.
Порт в Листвянке небольшой и тесный. Открыт всем ветрам. В дурную погоду здесь не протолкнуться. Трутся бортами "Ярославцы" и прочая буксирная мелкота, доживающая свой век в туристическом извозе. Кто-то привалился боком к стенке, кто-то приткнулся к насыпному островку. Отдельную часть порта занимают НИС Лимнологического института. Там калоши покрупнее. НИС "Верещагин" кажется исполином, хотя по большому морскому счету и он малютка. Но все они, без исключения, в ожидании благоприятных вестей от синоптиков.
Пляж-причал.
Пустое дело искать, даже в легкое волнение, свободный борт у кромки воды вне гавани. Хотя именно здесь, едва только поутихнет, бойкие капитаны ловко пакуют сухопутных зевак в далекие и не очень круизы. Достоинства, правда, никто здесь не теряет и с ярмарочными зазывалами сходства нет. Все по-людски. Без принуждения.
Катамаран "Бизон"
Я вот, нашел себе такого красавца. За вполне приемлемые деньги. Катамаран. Из алюминия. С нелепым для этих мест названием. Впрочем, это единственный его недостаток. Присмотримся к нему немного, потому что события следующего моего поста о Святом море будут происходить именно на нем.
Посудинка довольно крепкая. Это чувствуется во всём. Длина чуть менее 14 метров, ширина -7. Пять кают для гостей на любой вкус, кают-кампания, гальюн, камбуз и даже сауна. При этом кораблик очень остойчивый. И про морскую болезнь на нем можно забыть. Хорошо на таком подойти к заправке и небрежно так бросить: "Мне 4 000 литров, пожалуйста!" И это не будет бахвальством.
Кают-кампания и капитанский мостик совмещены. Компановка а-ля евроремонт! Зато какое просторное помещение! Катамаран - он и есть катамаран.
А если зайти с кормы, то восторгам и вовсе не будет конца. Особенно если ты рыбак. Вот холодильник.
Вот снасть на любой вкус. Хотя некоторое превалирование поплавочных средств ловли ощущается. Ну и правильно! Динамит и донный трал на видное место никто не положит :) Шутка! Капитан корабля - славный парень, ему браконьерство претит.
Тут же на корме мойка, ножи и разделочная доска. Очень удобно! Где-то рядом должен быть бар... Не...Я не знаю этого наверняка. Но логика должна же быть во всём!
Поднявшись по крутому трапу на открытый мостик, можно обнаружить неистощимый источник электрической энергии. Да, братцы, это не корабль - это чудо! На таком можно в любое путешествие, в любую погоду. Что мы и сделаем в следующий раз.