Олимпиада - праздник. К ней готовятся, ее ждут, о ней рассказывают. Удивительно, что спортивная составляющая этого события очень часто блекнет на фоне того шоу, в которое его упаковывают. Впрочем, объясняется это легко. Ведь олимпиаду смотрят все. Даже те, кто не видит разницы между воланом и шайбой. К сожалению, очень часто в воспоминаниях о прошедших спортивных форумах слишком много места занимает ностальгия по фейерической церемонии открытия-закрытия или наоборот - сухая статистика, отражающая так называемый "медальный зачет". И в том и в другом случае за протоколом трудно рассмотреть отдельного человека, спортсмена, зрителя. И тем не менее, каждая страна-хозяйка игр почитает за дело чести обставить олимпиаду так, чтобы международный авторитет ее утвердился в веках и мирах. Денег на это, естественно, не жалеют и отдача есть.Что же, раз так, то выложу сегодня репортажик десятилетней давности, который почему-то не смог опубликовать сразу.
В моей памяти самой яркой, самой грандиозной, самой новаторской была церемония открытия-закрытия летних игр 1992 года в Барселоне. Это было зрелище, которое просто не с чем было сравнить. При всем уважении к чувствам соотечественников, бередящих душу мельчайшими подробностями закрытия Московской олимпиады, это действо из другой эпохи. Милое и душевное, но все же. А ведь разница-то всего в 12 лет!
Не знаю зачем это вообще нужно, но у нас сложилась очень странная традиция - празднование юбилейных дат той, 1980 года, олимпиады. Мне это напоминает паноптикум. Наверное неведомые мне продюсеры искренне верят в несокрушимую силу сиквелов. В этой парадигме очень скоро, с учетом прошедших в нашей стране Зимних игр в Сочи и мундиаля, нас ждет очень веселенькое будущее. А тогда июльским днем 2010 года в Лужниках проходило именно такое мероприятие.
Конечно, Лужники 1980 года и Лужники 2010 - не совсем одно и то же. Да, масштабная реконструкция к ЧМ-2018 по футболу еще не случилась, целы даже беговые дорожки. Но вот уже как 13 лет над трибунами сооружена стационарная крыша и установлены яркие пластиковые сидения. При этом уже 14 лет как демонтирована огромная чаша олимпийского огня, а это, несомненно, утрата. К тридцатилетию Московской олимпиады, отреставрированную чашу олимпийского огня вновь установили в Лужниках, только не на самом стадионе, а на Аллее Славы. Диаметр чаши, оказывается, 7 метров. Очень хорошо ее помню. С пылающим огнем. В спортивных репортажах ее часто показывали.
О таком табло в 1980-м зрители и мечтать не могли.
После стрессовых буден эпохи перемен, народ с удовольствием встретил то, что напоминало ему о стабильности. Мнимой или действительной - не важно. Тридцатилетие XXII летних Игр пришлось очень кстати. Посмотрите кто сидит на трибунах. Те, кто провожал в последний путь СССР будучи уже зрелым человеком и зеленая молодежь, которая о советской действительности имеет весьма розовые представления. Первые ностальгируют по юности, вторым - шоу просто бодрит кровь. Тех, кто в 90-е вступал в новую жизнь и тех, кто как Данила Багров мучился в социальной ломке, терзаясь вопросом "В чем сила, брат?", здесь нет.
Юбилейное представление вовсе не повторило те, что были в 80-м, но в стилистике их много общего. Те же лозунги, символика, гимнасты. Звучали речи, гремели фанфары. Количество участников, конечно, не то что когда-то, но если вспомнить, что та, былая, массовость состояла в значительной степени из военнослужащих и профсоюзных рекрутов, то приемлемо.
В левом углу футбольного поля установили десятиметровую эмблему Московской олимпиады. Ее автор - студент Строгановского училища Владимир Арсентьев. Его работа стала победителем конкурса, объявленного в 1975 году, в котором принимали участие несколько тысяч художников из самых разных стран. Ему удалось изобразить некую абстрактную фигуру, в форме которой читалось одновременно и имперское величие и очень даже демократичный позитивный смысл.
Это фото с сайта:
https://www.championat.com В июле 1980-го, на поле в Лужниках вышло не менее 16 тысяч спортсменов и артистов. Слаженность и точность их действий просто завораживала. Все перестроения и фигуры выполнялись четко и быстро. Но каких-то технических новинок, нестандартных световых, объёмных или предметных решений я не припомню. Запуск Олимпийского Мишки в небо и "живые" картинки на трибунах представлялся тогда едва ли не прорывом. Это были сюрпризы. Добрые и лирические, но плохо продуманные. Недаром долгое время потом едва ли не полстраны гадало куда улетел талисман. Выдумок и шуток на эту тему хватало. Ничего удивительного в этом нет, ведь и сами организаторы очень смутно себе представляли перед запуском что будет дальше.
Через тридцать лет, в 2010-м, скромничать было довольно трудно. В каждом из пяти колец, установленных на огромной сборной конструкции, находился экран, который транслировал ту или иную сцену в зависимости от обстоятельств. Еще один гигантский экран у правой кромки футбольного поля напоминал о грядущей олимпиаде в Сочи. Поперек арены был уложен широченный подиум с современной подсветкой. Тут же мощные софиты по всем сторонам зеленого прямоугольника. Присутствовало телевидение с летающими камерами и множеством микрофонов. Но как и прежде основными действующими фигурами на поле были люди.
Вот появились стилизованные эмблемы, созданные ленинградским художником Николаем Белковым специально к началу соревнований. Видимо их прототипом послужил человечек с дорожного знака "Пешеходный переход". Эти эмблемы верой и правдой служили отечественным физрукам во всех школах и ВУЗах страны. Да и в моей родной школе они красовались на стенах спортзала на протяжении всех постолимпийских лет. Когда я смотрю на эти изображения мне вспоминаются забавные мультминиатюры на спортивные темы, созданные в 80-х. Один "Бокс" чего стоит! Но лучший - "Брэк!" Правда, он вышел уже после Игр.
Потом много еще чего было. Народ внимал с интересом, но вяло. Всем было понятно - это всего лишь звонкий выхлоп. Ничего действительно стоящего за этим не последует. Ибо самих-то соревнований не будет. Сколько не говори "халва"- слаще не будет. Поэтому, я думаю все эти юбилеи вредны. Неповторимость, главное свойство жизни, придает ей особый вкус.
Ситуацию несколько подправили наши "звезды". А как без них?! Могли бы и голографического Леонида Ильича сообразить. Но не решились. Зато звучали замечательные песни, те самые, которые:
...Будет небесам жарко,
Сложат о героях песни...
Вот и Дмитрий Маликов. Не на велосипеде и не в кимано, а как обычно на рояле. С Нагиевым он тогда, наверное, еще не дружил.
Как и в июне 1991 года, когда в последний раз зажигался над стадионом олимпийский огонь, подтянулся Олег Газманов. Хорошо что вновь ничего не погасло. А то он человек энергетический...
Про паралимпийцев в СССР мало кто слышал. В 1980-м Международного Паралимпийского Комитета еще не существовало. Хотя международные соревнования колясочников, приуроченные к Олимпийским Играм, существовали аж с 1960 года. А с 1976-го к ним присоединились и остальные спортсмены с ограниченными возможностями.
В 1980-м Паралимпийские Игры тоже были, но прошли они не в Москве и вообще не в СССР. Их принял Амстердам с 21 июня по 5 июля. т.е еще до основных состязаний. Была ли в те годы такая практика нормальной - не знаю. Не исключено, что бойкот Московской олимпиады со стороны капстран сыграл и здесь свою роль.
Потом еще раз запускали Олимпийского Мишку. И Лужникам присвоили статус первого в мире мишкодрома. Москвичей же призвали в ближайшие часы быть осторожными и хотя бы изредка смотреть в небо.
В финале, по невесть откуда взявшейся традиции, на поле Лужников вышли все участники действа, а диктор пожелал всем : "До новых встреч!"