Тальцы. Часть 5. Чай, трактир и школа.

Jul 14, 2020 15:31

-Ну что ребятки, вот и подходит к концу мой затянувшийся рассказ об удивительном месте - Архитектурно-этнографическом музее "Тальцы"  Так что ставьте самоварчик, будем пить чай.




- Кстати, о чае.  Ты слышал что-нибудь про чайные гонки? На клиперах? Наверняка слышал. Да расслабься ты. Это только на первый взгляд не к месту.
-Вот, послушай:

..Я несусь, как чайный клипер,
 Ну, не клипер, так баркас...

-Знакомая песня? Так вот, с середины 17-го века  европейцы столь  привычные к алкоголю, кофе и какао, не вдруг и не сразу, стали все больше и больше нажимать на чай. Хитрый маркетинговый ход, выдававший  этот напиток за чудодейственное лекарство, в конце концов возымел действие. Через двести лет народ настолько подсел  на него, что чайные дельцы нашли возможным фрахтовать суперскоростные парусные суда - клиперы, для того чтобы доставлять в Старый Свет все возрастающие объемы сырья.  Скорость играла решающее значение - столь нежный товар не должен был долго находиться среди морской сырости. Вот и устраивались состязания. Настоящая регата. Капиталистическое соревнование, которое было на руку всем.  Основным игроком и фаворитом были англичане. Чай везли из Китая. Китай, а не какая не Индия или Цейлон, в те времена был исключительным поставщиком. Это уже потом британцы, решили что в своих колониях производство дешевле, а сначала...

- Ну, а  Россия?  Я-то ведь точно знаю, что у нас не только в обеих столицах, но и на Колыме и в Сибири чай очень даже ценился. Во всяком случае в 19 веке. Его пили и дворяне и мещане, купцы и помещики, рабочие и оленеводы, охотники и золотопромышленники. Не покупали же его у этих злопыхателей англичан? Втридорога.  А если и покупали, то немного.


-Да, с англичанами чем меньше дел - тем лучше.  Основной  поток к нам, из того же Китая, шел через Сибирский тракт, который в самой Сибири часто называли Московским. Такая  вот конкуренция была. Торговля, судя по всему шла хорошо  и  служила во благо страны, развивая ее инфраструктуру.  Вот и  получается, что чайные клиперы те имеют косвенное отношение  и к истории Россиии, и к нашему Сибирскому тракту.



У тракта. Эта часть экспозиции оказалась для реставраторов наиболее сложной и вызывала в их среде немало споров. Воссоздать предстоит, по сути, целое село со всеми его объектами. Где какое строение, где тын, где колодец - все нужно предусмотреть заранее. При этом работы ведутся на ограниченной территории, отдельные экспонаты могут принадлежать к самым разным временным и культурным отрезкам, а само село дожно быть однорядным, т.е. без перекрестков. Допустимы лишь проулки.

-Брось,  Сибирский тракт - это не только чай. До появления  Транссиба по нему везли самые разные грузы. Десятки тысяч подвод в год.
   Также осуществлялось почтовое сообщение,  перемещались войска, шли арестантские этапы. Как и везде, на нем существовали почтовые станции с постоялыми дворами, трактирами, складами, полицейскими участками и пунктами сбора пошлин. Наиболее крупные из них стали впоследствии городами и поселками, обзавелись присутственными местами, пожарными дружинами и дворянскими собраниями. Здесь сложился свой, особый уклад жизни. Вникнуть в него  и ощутить   в полной мере теперь довольно сложно. Слишком уж изменилось все вокруг.  Музей одну из своих зон, которых в нем не менее пяти, определяет как Трактовую, т.е она строится по принципу придорожного села.  Что же здесь есть или должно быть(музей постоянно расширяется и пополняет свою экспозицию)?



Видел своими глазами церковь, трактир, почтовую станцию, постоялый двор. Вычитал где-то, что планируется больница, этапная тюрьма, общественные постройки, конный двор. Конечно же все эти здания имеют свою собственную, отдельную, вековую судьбу и являются памятниками архитектуры.



Говорят, что если бы музей  получил возможность реализовать все свои планы, то его площадь пришлось бы увеличить в несколько раз. Спасать надо слишком многое, а сил и средств как всегда не достает. На сайте https://worldpics.pro/arhitekturno-etnograficheskij-muzej-taltsy рассказывают такую историю. В 1991 году для съемок совместного русско-японского фильма "Сны  о России"  необходимо было воссоздать целую архитектурную композицию. С нашей стороны действовал "Мосфильм".  Киноконцерн не поскупился и благодаря ему удалось перевезти из различных мест Иркутской области целых шесть строений.



Со второй половины сентября в сибирских селах ждали холодов и первого снега. Окончание страды и заготовки сена приносило некоторое облегчение в крестьянский быт. В  огородах доспевала капуста, девки бегали на дальнее болото за клюквой.  По опустевшему жнивью бродили коровы, мужики готовились к первому санному пути, бучили тяжелые кадки. В эти дни играли свадьбы, а детишки шли в школу.



Комната учительницы в церковно-приходской школе

С раннего утра за церковью средь белоствольных берез теплилось окошко. Ажурная нежность занавесок и мягкий свет керосиновой лампы рисовали в воображении постороннего путника манящий уют обжитого угла.  Это школьная учительница  встала ни свет ни заря, чтобы подготовить все для встречи ребят.  Ее светлая  комнатенка отделена от просторного класса лишь русской печью,  которую к занятиям еще нужно успеть протопить. Церковный сторож - старик-инвалид, потерявший левую руку где-то у Плевны, еще с вечера принес охапку дров и заботливо нащипал для растопки сухое полено.



Класс ЦПШ. За точно такими же партами я и сам несколько лет отсидел. Очень громоздкие они. Зато не портят осанку.

Путнику трудно удержаться, чтобы не постоять у распахнутых ставен и  не заглянуть в классную комнату, где среди парт играли девочка и мальчик. Их родители видимо еще не вернулись с дальней заимки и попросили учительницу на время приютить.  Или дом их далеко за болотом, так что после дождей и не пройдешь к нему. Вот и остались дети на ночь в школе. С портрета на стене на них строго и требовательно смотрел Александр III. И ребята время  от времени боязливо ежились, косясь на него. И совсем бы им было страшно если бы не освещенный лампадкой  образ Божьей Матери в красном углу.



Путник увидел вдруг как в класс заглянула учительница. Строгая и ласковая одновременно. Вот она положила на стол классный журнал  и томик "Библии".   Затем, встав на скамью парты, быстрым движением подкрутила фитиль керосиновой лампы, висящей под потолком. Ее юное лицо  озарилось....



-Сейчас, вы прочитаете "Отче наш", а затем мы будем пить чай и я дам  вам немного молока,- послышался ее голос, приглушенный стеклом - Если останется - покормите котят.
 Она на минуту исчезла пока дети читали молитву и вскоре вернулась с кружками и крынкой, накрытой ломтем пшеничного хлеба....

Два котенка играли на крыльце. К школе со всех сторон стали собираться дети, и путнику пришлось,  чтобы не смущать их, отойти в сторону.  Издали он с любопытством наблюдал за их картузами не по размеру, из-под которых смешно торчали ушки-лопушки, за яркими платочками и тощими косичками,  за фуфайками и платьицами, за поношенными рубахами и сюртучками.  А затем из дверей школы вышла та самая учительница и увела всех за собою...



Было или не было все это? Не знаю....Вот и котята вроде бы здесь... Эти фантазии приходят вдруг неожиданно и бесцеремонно отодвигают реальность на второй план.





В дореволюционной России существовало Министерство Народного Просвещения. Организовывались  школы и гимназии. Министерские и частные. С попечителями и надзирателями. И не все было так плохо, как внушали нам в советские времена.
В 1884  году Священный Синод со своей стороны принял правила о ЦПШ (Церковно-Приходских школах), и взял на себя обязанность открытия таких школ в тех деревнях, где это необходимо. Вместе с министерскими они решали важную задачу народного образования. За два года ученикам преподавались базовые знания и навыки по таким предметам  как Русский Язык, арифметика, ботаника, Закон Божий,  история, литература, география, ремесло, пение, физическое воспитание. Все расходы и труды Синод возлагал на приход. Обучаться в ЦПШ могли все, независимо от вероисповедания, пола и происхождения.
Одна из таких одноклассных школ представлена в "Тальцах",  она привезена из села Кеуль Усть-Илимского района Иркутской области. Почему "одноклассная"? Да потому что классная комната в ней была только одна и все дети в ней независимо от возраста учились по одной программе. Это значит,  что набор проводился раз в два года.
 Все уроки в ЦПШ вел один учитель. Лишь Закон Божий приходил давать батюшка если был свободен от службы этот момент. Учитель (чаще учительница) так и жил в школе.  Маленькая комната за печкой.  Бюро и кровать,  шкаф с книгами и гардероб, несколько стульев - вот и вся обстановка. Под окнами - небольшой огородик. Учителями ЦПШ очень часто становились студенты старших курсов, выпускники уездных училищ или педагоги закончившие  учительские семинарии.



Школьная тема в произведениях русских писателей 19-го века не очень часто, но встречается. Кто не знает быль, поведанную нам Л.Н. Толстым под названием "Филипок"? Я и сам был таким "Филипком", когда меня лет в пять родители оставляли вместе со старшими детьми на уроках в школе. И я сидел на задней парте, искренне не понимая как могут люди так долго сохранять тишину. Есть Гарин-Михайловский и его "Детство Темы" и "Гимназисты". Есть С.Т. Семенов и его  рассказы, среди которых есть и про мельницу и про сельскую школу. И так получается, ребятки, что жизнь в те дальние годы не была легкой, это с одной стороны, но с другой и хорошее и радости в ней тоже были. Иначе откуда бы взяться в тех же "Тальцах" высоким деревянным горкам, с которых вероятно те же школьники укатывались зимою до изнеможения.



А когда приходило время умирать, несли православных, как и положено в церковь на отпевание. В "Тальцах" сохранили одно из четырех существовавших когда-то здесь кладбищ, куда перенесли некоторые захоронения из других, ушедших ныне под воды Иркутского водохранилища. Оно обнесено пряслом и имеет часовенку, точную копию той, что стояла когда-то на погосте в селе Сухое Кабанского района.

Время остановится тогда, ребятки, когда боль наших отцов перестанет быть нашей болью. Тогда прочная цепь времен развалится на отдельные звенья. И настанет глобальный век сурка. На радость тем, кто не имеет души.

Интересные и важные материалы по теме (читаем  чтобы понять и оценить неравнодушие и колоссальный  труд сотрудников музея для нас  с вами):
http://talci-irkutsk.ru/uchenyj-sovet -  протоколы заседаний Ученого Совета ИОГАУК АЭМ "Тальцы"
http://talci-irkutsk.ru/doc/doc/izd/10_KHronologiia_razvitiia_muzeia_Taltcy.pdf - Хронология развития музея "Тальцы".

38-й регион, Немного истории, Листвянка, Тальцы, Мои фото, Иркутск

Previous post Next post
Up