Сегодня премьер пообещал нам всеобщую диспансеризацию с 2019 года. Новость дошла до меня через наушники, в которых вещала одна из информационных радиостанций. Весть была настолько ошеломляющей, что я невольно выругался. Кажется вслух. Окружающие с недоуменным осуждением уставились на меня: в это время я шагал по весьма оживленной улице. Неужели началось?! Система возвела себя в куб и теперь от нее уже не скроешься?
ЧЕТЫРЕ ФЛЮОРОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯ В ГОД-ЭТО МНОГО ИЛИ МАЛО?
Это было давно, но система уже существовала.
Призывную медицинскую комиссию, или как там она называется, я прошел в феврале.
В марте должен был выйти приказ Министра Обороны об очередном военном призыве и в военном ведомстве шла плановая работа по подготовке и сортировке новой партии "серого дерева". Летом, после окончания действия отсрочки, меня ждал военком и его веселые прапорщики. Врачи, эти безотказные шестеренки системы, действовали строго по правилам и я вместе с другими "кандидатами" очень быстро оказался во флюорографической капсюле. Это был номер раз.
Едва сдав экзамены в ВУЗе, я очутился на областном призывном сборном пункте, а затем и на армейской пересылке. Народищу там была тьма-тьмущая. Заканчивался весенний призыв и военные спешили подбить баланс. Мобилизация должна уравновесить демобилизацию. В пересылке царила суета и спешка. Кто-то куда-то бежал, кто-то кого-то искал. "Покупатели" из самых разных частей и родов войск придирчиво осматривали "товар", а затем быстренько грузили в крытые грузовики. Работа кипела. Тут уж не до ньюансов-в системе главное стопроцентный охват. Июль-моя флюорографическая фотосессия номер два.
Учебка - веселое место, где из человека делают бревно. Но и в учебке есть медсанчасть и она тоже - элемент системы. Поэтому в августе я сфлюорографировался в третий раз, подчиняясь приказу начмеда.
Учебка окончена. Я прибыл к месту постоянной службы. В ноябре по такому случаю я отметился у гарнизонного флюорографа в четвертый раз. Система сбоев сама не делает и нам не дает. Разве что может полениться найти или поставить под сомнение результаты сторонних исследований.
Ура! В заботе о здоровье бойца его можно и покалечить. Ведь из благих же соображений! Главное-у нас "муха" не пролетит.
Есть ли принципиальная разница в подходах у нынешней диспансеризации?
СНАЧАЛА ФАМИЛИЯ-ОБЕЗБОЛИВАЮЩИЕ ПОТОМ.
Система любит порядок.
Почечная колика, извините за подробности, крайне болезненна. В приемное отделение больницы меня привезли на скорой. Кроме меня из больных там находилась только женщина в неостром состоянии. Меня же скрючило по полной. Порядок требует от бригады скорой заполнения неких формуляров и бланков для передачи пациента в руки больничного персонала. Минут через двадцать ожидания я полез на стену. Тетка, та что тоже больная, обратилась к принимающей стороне с призывом к милосердию и просьбой о помощи. Но для них я, до той минуты пока не подписаны документы, не существовал вообще. Вот и скорая уехала, а медперсонал в приемном увлеченно работает не шприцем, а шариковой ручкой. Им потребовалось еще полчаса для заполнения уже каких-то других документов. Они смотрели сквозь меня как сквозь стекло. Ни о каком обезболивающем до УЗИ не могло быть и речи. Вдруг я - симулянт, решивший хлопнуть допинг на халяву.
Прошло еще полчаса. Кровяка хлестала из меня. От боли я стер зубы до половины. Эти больницы такие длинные. Приемная в одном торце, рентген и УЗИ - в другом. В палату меня привезли в инвалидном кресле через полтора часа после прибытия. И только потом, когда я еле-еле забрался на койку, что-то вкололи. Но самое главное - в системе не произошло нецелевой траты. Порядок был соблюден - не придерешься.
ПОМОЖЕМ ТОЛЬКО ТЕМ, КТО СДАЛ АНАЛИЗ.
Я специально привожу не самые серьезные примеры. Система сама по себе необходима, но где, скажите мне, логика и смысл?
Чертова рыбная кость от копченого леща занозой вошла в мою глотку. Мелкая такая, едва заметная. Вытащить ее - пустяк. Только глубоко засела - без специального инструмента никак не обойтись. Я онемел и истекал слюной (извините за подробности). Кашель и все такое. Время позднее. Травмпункт закрыт. Опять скорая. Через весь город меня везут к дежурному ларингологу. Опять оформляют карту - чертов порядок,- и просят для начала пойти..... сдать кровь на анализ. Такое общее правило. А там очередь человек пять! А я задыхаюсь! Вот когда я на минуту забыл про кость и сказал такое.... Вытащите, падлы, кость! Потом хоть сотню анализов берите!!!
СИСТЕМНЫЙ ЭЛЕМЕНТ.
Куда вы обратитесь если вас вдруг укусит дикое или больное животное? А!? Правильный ответ - в травмпункт. А если вы обнаружили на себе клеща? В травмпункт? А вот и нет! В поликлинику! Как в этом разобраться?! Не знаю. Но, и в том и в другом случае вас ждут прививки или инъекции. Система не нуждается в разъяснении-она просто система.
Довольно внушительную дозу иммуноглобулина вводят после укуса клеща в целях энцефалитной профилактики.
-Куда сделать-то? Внутримышечно или внутривенно? Ой! А девять кубиков - это не много? - пожилая(!) медсестра хлопает на меня глазами. Убегать поздно-клеща сняли час назад, сразу после того как заставили подписать прикрепление к этой поликлинике. Но и отдаться в руки этого эскулапа страшно.
-Позвоните врачу. Она, кажется, еще на приеме,- зло советую я.
Сестра, эта штатная единица медицинской системы, радостно набирает номер, а я жду приговора, в котором страшна не пуля, а палач.
Всеобщей диспансеризации в 2019 году, по словам премьера, подвергнутся более 60 миллионов человек. Откуда взять столько врачей? Где гарантия, что в погоне за рублем и показателями не начнут резать направо-налево? Что будет на селе и в малых городах? Но волнует не только это. Диспансеризация-вещь нужная, но лишь как заключительный элемент в череде других мер по укреплению здоровья нации. Для увеличения продолжительности жизни россиян, которого требуют новые президентские майские указы, ее явно не достаточно. Нужно снизить стрессовую нагрузку на гражданина, нужно создавать условия для того чтобы человек хотел и мог вести активный образ жизни, нужна экологически чистая окружающая среда, нужны самые серьезные меры для наведения порядка на продуктовом рынке, чтобы наша пища содержала только натуральные и полезные компоненты, и пр., и пр... Значит нужно вкладываться в сельское хозяйство, пищевую промышленность, в охрану природы, в социальные программы, в систему подготовки специалистов всех направлений и уровней и еще много куда. Хватит ли средств и решимости? Вопрос, как мне кажется, риторический. Ну, и с сутью медицинской системы что-то надо делать.